По аналогии с сухопутными войсками РФ авиация ВМФ резко увеличивает возможности флота. Создано подразделение МА ВМФ для решения нескольких задач:
- поиск, поражение морских, воздушных и сухопутных целей;
- воздушная разведка и наведение кораблей;
- изготовление/уничтожение минных полей;
- радиоэлектронная борьба;
- поиск/спасение пострадавших;
- перевозка и десантирование спецподразделений.
Основная часть авиации базируется на берегу, меньшая ее часть – корабельная авиация находится на единственном в РФ авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». В состав входят только вертолеты и самолеты, ранее использовавшиеся гидропланы теперь применяются силами МЧС для перевозок и тушения пожаров.
Формирование морской авиации
Входящие в состав Воздушно-космических сил ВВС России отмечают День Авиации 12 августа. Подразделения морской авиации ВМФ РФ празднуют свой «День Рождения» почти на месяц раньше – 17 июля. Этот род войск очень специфичен, защищает рубежи сразу двух стихий – воды и неба. Историю развития морской авиации можно представить такими датами:
- 1910 г. – летом закуплен самолет Антуанет-4 для Морского ведомства, первый полет на нем произвел лейтенант Дорожинский с аэродрома Куликово в Севастополе;
- 1912 г. – вице-адмирал Григорович подписал в мае приказ о создании авиаотрядов на флоте, в августе спущен на воду на Васильевском острове в СПб первый гидроплан;
- 1914 г. – Первая мировая война помешала развертыванию авиаотрядов на Тихоокеанском флоте, а существующие подразделения приказом передали службе связи;
- 1916 г. – 17 июля четыре самолета России отразили нападение такого же количества немецких самолетов на Балтике, что принято считать Днем МА ВМФ России;
- 1916 г. – сформирована структура подразделений – отряд из 4 – 8 самолетов, дивизион из 2 – 4 отрядов, бригада из 2 – 4 дивизионов, дивизия – минимум из 2 бригад, взаимоотношения начальников/командиров авиационных и корабельных регламентированы Положением о дивизионе КА (корабельной авиации);
- 1916 г. – создание Ванской флотилии (оз. Ван, Турция) из двух гидросамолетов М-5 под началом мичмана Иванова для поддержки Бакинского отряда, Чудского гидроавиаотряда (оз. Чудское);
- 1917 г. – формирование бригады особого назначения с полномочиями дивизии для поддержки флотилии Северного Ледовитого океана;
- 1917 г. – для руководства авиацией флотов создано управление УМАиВ во главе с А. А. Тучковым;
- 1917 г. – В. И. Ленин назначает комиссаром МА А. П. Онуфриева, затем авиация присоединяется к воздушным силам УВОФЛОТ, выходит из подчинения;
- 1918 г. – Балтийская дивизия эвакуируется на Волгу, командование изменяет ее статус на бригаду особого назначения (три дивизиона из восьми отрядов);
- 1918 г. Черноморская дивизия прекращает существование после потери личного состава и техники;
- 1920 г. – подчинение морской авиации Воздушному флоту РККА, помощником по гидроавиации становится М. Ф. Погодин, затем А. П. Онуфриев.
В дальнейшем с 1920 года в течение 18 лет российский Морской авиационный флот подчинялся ВВС РККА. В 30-е годы из летчиков МА сформирована Полярная авиация. Затем Народный Комиссариат ВМФ вновь выделяет Морскую авиацию в декабре 1937 года, дальнейшее развитие этого рода войск продолжается:
- 1937 г. – С. Ф. Жаворонков становится начальником авиации ВМФ (Маршал авиации СССР с 1944 года);
- 1941 г. – формирование трех отрядов из гражданской авиации в конце июня для транспортных перевозок внутри флотов, придание подразделениям штурмовиков и боевых самолетов Погранвойск, относящихся к НКВД;
- 1941 г. – создание ударной особой группы из самолетов ДБ-3Т количеством 15 штук по указу Наркома ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова;
- 1941 г. – осенью расформированы части и соединения, утратившие боевую технику, экипажи отправлены в тыл.
В 1942 году 1, 5 и 13 полк Балтики, 72 полк Северного флота удостоены звания Гвардейских. Чуть позже к ним добавились 2,5, 6 и 8 полки ЧФ. После придания морской авиации в следующие два года бомбардировщиков и штурмовиков Пе-2 и Ил-2 добавлены соответствующие подразделения МА ВМФ.
В 1943 году вместо плавающих лодок в разведывательных подразделениях начинают использоваться иностранные бомбардировщики и истребители Бостон, Аэрокобра Р-39, Киттихаук, Томахок и Р-40.
В последние годы войны на Северном флоте добавлена 14 дивизия САД, Тихоокеанском 15 и 15 САД, Черноморском 13 ПАД. После Победы штурмовые подразделения авиации ВМФ ликвидированы, зато созданы три дивизии 17, 18 САД на Тихоокеанском флоте, 19 МТАД ГК ВМФ. С учетом эффективности боевых действий во время ВОВ дальше развитие морской авиации происходило следующим образом:
- 1946 г. – упразднение ГК ВМФ, подчинение министру ВС, переименование в ВВС ВМФ в Авиацию ВМС, переход на штат мирного времени;
- 1946 г. – расформирование всех летных частей из-за списания летающих лодок МБР-2;
- 1947 год – деление ТФ на 5 и 7 Тихоокеанские флоты, БФ на 4 и 8 Балтийские флоты.
До 1950 года сокращено 3 дивизии, флотилии утратили базы, оборонительные районы и саму авиацию. Со следующего года летчики истребителей начали переподготовку на самолетах реактивного типа МиГ-15 и МиГ-17. Реформа 1951 года перевооружила части торпедоносцами взамен минно-торпедных самолетов. В 1953 году Тихоокеанский флот вновь стал единым, а в 1956 году это произошло и Балтийским флотом.
В 1953 году Авиация флотов вновь была переименована в ВВС ТОФ, СФ, БФ и ЧФ, соответственно. В это же время на вооружение поступили вертолеты:
- Ка-15 базировались на кораблях;
- Ми-4 формировались в отдельные эскадрильи на суше.
Позже в 1958 году их переформировали в полки ОАПВ. Часть истребительной авиации переподчинялась войскам ПВО, для командиров которых летчики в тельняшках становились головной болью. Совершенно новое подразделение – Морская ракетоносная авиация МРА – возникло в 1961 году. По мере возникновения новых боевых машин ими комплектовались подразделения морской авиации флотов:
- 1962 г. – разведчик сверхзвуковой Ту-22Р;
- 1963 г. – модификация разведывательного самолета Ту-95РЦ;
- 1965 г. – амфибийный самолет Бе-12;
- 1967 г. – противолодочный самолет Ил-38;
- 1969 г. – Ту-142 (комплекс дальнего действия);
- 1972 г. – вертолет Ка-27 для дальнего патрулирования с берега и борта судна.
В 70-е годы произошло освоение морской авиацией дальних аэродромов за пределами СССР:
- Тихий океан – Вьетнам;
- Атлантический океан – Ангола, Гвинея и Куба;
- Индийский океан – Йемен, Сомали, Эфиопия;
- Средиземное море – Сирия и Египет.
С 1974 года ракетоносец с изменяемой геометрией крыла Ту-22М2 поступил в МРА Балтики и Черноморского флота.
Через шесть лет он стал штатной единицей вооружения ТОФ. Авианесущие крейсеры ТАВКР, пригодные для самолетов вертикального взлета Як-38, были спущены на воду в середине 70 годов. Для СФ был построен крейсер ТАВКР Киев, для Тихоокеанского флота Новороссийск и Минск.
В 1975 году созданы штурмовые береговые подразделения с самолетами Су-17М. В 1979 году под нужды экранопланов типа Орленок МДЭ была создана 11 авиагруппа ВМФ, подчинявшаяся напрямую Москве.
В 1980 году АВМФ в очередной раз переименованы в ВВС ВМФ. Единственный на сегодняшний день авианесущий тяжелый крейсер Адмирал Кузнецов введен в строй в 1991 году.
Изменение структуры МА ВМФ
На начало года, следующего за созданием авиаотрядов во флотах Российской Империи, то есть январь 1913 г. Черноморский флот был вооружен 5 гидропланами, а Балтийский – 2 аэропланами колесными и одним гидропланом. В Генштаб ВМФ введено подразделение из 3 офицеров – отделение авиации.
На начало I Мировой войны 10 летчиков-офицеров готовилось на флотах, а 20 уже имели дипломы, на Балтике и Черном море было 10 и 8 гидросамолетов, соответственно. К 1915 году Черноморский и Балтийский флот имел 30 и 47 гидропланов, соответственно, насчитывал в штате 859 нижних чинов и 78 офицеров.
К 1917 году количество аэропланов достигло 264 единицы:
- 29 самолетов – Бакинская и Петроградская авиашколы;
- 88 самолетов и 20 гидросамолетов Григоровича М-11, М-12 – Балтика;
- 152 самолета, 4 управляемых малых аэростата, 61 гидроплан М-11 и М-12 – Черноморский флот.
На Балтийском флоте числилось 1339 рядовых, унтеров и кондукторов, 96 офицеров. На Черноморском – 1039 и 115 человек, соответственно. М. И. Федорович в звании капитана 1 ранга стал начальником дивизии Черного моря, а Б. П. Дудоров в таком же чине Балтийского моря. Перед Октябрьской революцией в состав МА России входили дивизион и 2 бригады Черноморского флота, отряд и 2 бригады Балтики, общим количеством 169 самолетов.
После революции на Черном море было 9 истребителей Ньюпор-17 и 104 гидросамолета М-5, М-9, М-11 и М-15 на 74 летчика, на Балтийском море 24 истребителя Ньюпор-21, 74 лодки летающих М-15, М-16 и М-95 на 87 летчиков. Школы высшего пилотажа и боя воздушного работали в Красносельске (25 летчиков), Ораниенбауме (50 летчиков), Баку (180 курсантов) с 75 учебными самолетами.
Осенью 1918 года Морская авиация СССР состояла из авиаотрядов Онежского, Каспийского, Волжского и Беломорского. Истребителей осталось 9 штук (Лебедь и Ньюпор), гидросамолетов М-9 всего 18 штук, 14 машин сохранилось на Балтике.
Затем за два года этот род войск получил развитие, на 1920 год имел 4 истребительных и 10 гидроавиаотрядов с парком техники в 75 самолетов.
Начиная с 1921 года, подчиненная ВВС РККА СССР морская авиация существовала в виде подразделений:
- ВФ Балтики – отдельный истребительный отряд, 2 разведотряда, дивизион осназа;
- ВФ Азовского и Черного моря – истребительный отряд, 2 разведотряда, гидроавиадивизион.
Летом 1937 года открываются авиаучилища в Николаеве и Ейске, авиационно-техническое училище в Перми. Появляются бомбардировщики МА, использующие торпеды и мины. К 1940 году Авиацию ВМФ составляли 38 разведывательных самолетов и бомбардировщиков (Пе-2 и Че-2, соответственно), 51 истребитель (Як-1 и МиГ-3), 2824 боевых самолета.
Во время Финской войны морская авиация действовала исключительно над территорией суши, срывая автомобильные и ж/д перевозки. Из-за значительного удаления пунктов дислоцирования от границ с Германией, в первые дни войны этот род войск, в отличие от ВВС СССР, потерь не понес ни в технике, ни в живой силе. Зато позже морскую авиацию привлекли для прикрытия сухопутных войск, а к подобным задачам экипажи оказались не готовы, потери были очень значительные.
Сразу после формирования особой ударной группы самолеты ДБ-3Т сбросили бомбы на Берлин, и вернулись на базу без потерь. Спецоперацией командовал полковник Е. Н. Преображенский. В течение последующих 7 вылетов переделанных под бомбардировщики торпедоносцев подразделение потеряло 7 экипажей и 18 самолетов. После чего, подобных диверсий в тылу врага больше не предпринималось.
В конце 1943 года МА ВМФ имела 12 соединений:
- ТОФ – 12 ШАД, 10 БАД, 7 ИАД, 2 МТАД;
- БФ – 9 ШАД, 8 МТАД, 3 ИАД;
- ЧФ – 11 ШАД, 4 ИАД, 1 МТАД.
Таким образом, в начале ВОВ (1941 – 1942 г.г.) структура морской авиации СССР имела вид:
- авиация флотилий – Пинской, Онежской, Ладожской, Кавказской, Волжской, Азовской и Амурской;
- ВВС флота – Тихоокеанского, Северного, Черноморского, Балтийского;
- ВВС флотилии СТО;
- 2 АГГУСМП;
- 3 АГВМФ;
- части подчинения центральному управлению – Астраханский ЛИС, 64 ОАП, 13 АП, 3 ЗАП, 2 ЗАП, 1 ЗАП, АБ школ, ВМАУ Леваневского и имени Сталина, КУНС.
Управление этими подразделениями располагалось в столице СССР. В Японию боевые вылеты совершали подразделения авиации Амурской флотилии, СТОФ и ТОФ. В 1946 году Авиация ВМС насчитывала 145 самолетов в училищах, 330 гидропланов, 482 штурмовика, 727 торпедоносца и бомбардировщика, 1159 истребителя и 1059 импортных самолетов.
С 1961 г. по 1985 г. структура МА выглядела следующим образом:
- ракетоносная дивизия – на каждом флоте, в ТФО сразу две;
- разведполк – по одному в каждом флоте;
- эскадрилья или полк вертолетов – 1 – 2 на каждый флот СССР;
- транспортный полк – по одному в каждый флот;
- противолодочный полк – один в каждом флоте.
Эскадрильи спецназначения создавались на флоте для решения различных задач в необходимом количестве
Во времена СССР в состав морской авиации входили подразделения:
- специальные – летательные аппараты санитарные, буксировочные, корректировочные, связи, минные тральщики, воздушные топливозаправщики;
- транспортные – перевозка наземного транспорта и живой силы;
- поисково-спасательные – вертолеты Ка-27;
- противолодочные – созданы для борьбы с подлодками;
- истребительные – сопровождение бомбардировщиков, уничтожение воздушных целей противника;
- штурмовые – прицельное поражение сухопутных и морских целей;
- ракетоносные – вооружались снарядами «воздух/поверхность».
С 1950 г. по 1954 г. в состав также входили авиационные учебно-тренировочные эскадрильи в каждой дивизии минно-торпедных и истребительных подразделений. Например, на Тихоокеанском флоте существовало 10 тренировочных эскадрилий. Расформированы они были после выполнения переобучения летного состава на машины Ил-28 и МиГ-15.
Вооружение и техника
Для авиации ВМФ России используется закупка авиатехники за рубежом, чего во времена СССР не было в принципе. В основном это чешские учебно-боевые самолеты L-39. В состав подразделений входят боевые летательные аппараты:
- Радиоэлектронная разведка:
- Ил-20 (Лысуха) – спутниковая связь, датчики оптические, сканер ИК-диапазона, РЛС с боковым обзором, снижена масса для обеспечения дальности полета 5400 км, использован двигатели АИ-20М большей мощности;
- Ил-22 – связь ЗАС с закрытым кодом, прямая шахта из салона в багажный отсек, новейшая кислородная система, установщик помех Порубщик.
- Противолодочная авиация:
- Ил-38 (Мау) – самостоятельно минирует акваторию, уничтожает подлодки с помощью прицельно-поисковой системы Беркут, пригоден для спасательных операций, имеет рентгенометр, станцию противооблучения СПО-2, передатчик СВ Пеленг, несколько радиостанций;
- Бе-12 (Чайка) – ночной прицел коллиматорного типа, панорамный индикатор, система Баку, ПВУ Сирень-2М и РЛС Инициатива-2Б, летающая лодка для уничтожения подлодок.
- Транспортная и дальняя авиация:
- Ан-12 (Новичок) – взлетная масса 61 т, надежный в любых климатических и погодных условиях;
- Ан-26 (Вихрь) – расширенный грузовой люк, дублирование 2 турбовинтовых моторов реактивным двигателем;
- Ан-140 – улучшенная модификация с дальностью полета 3700 км, пригоден для взлетных полос с низким качеством покрытия.
- Истребительная авиация:
- МиГ-29К – ракеты РВВ-АЕ, бомбы с коррекцией наведения КАБ-500, РЛС Жук-МЭ, ИК-пеленгатор, система авионики;
- МиГ-31БМ (Лисья гончая) – захват 24 целей одновременно с поражение 8 из них, лазерное и телевизионное наведение;
- Су-27 (Фланговый удар) – 10 узлов подвески, боевая нагрузка 6 т;
- Су-27П – одноместный перехватчик для ПВО;
- Су-30СМ – серийный истребитель, подавление аэродромов противника, уничтожение наземных, водных и воздушных целей;
- Су-33 – четвертое поколение истребителей с высокой дальностью и грузоподъемностью, оснащен компьютерным вычислителем баллистического типа, коллиматорным прицелом.
- Вертолеты:
- Ка-25 (Гормон) – противолодочный, базирование на борту корабля, способен нести две торпеды АТ-1, каждая весом 0,55 т;
- Ми-24 (Крокодил) – ударного типа, вооружение комплексы Фаланга-М и Штурм;
- Ка-52К (Катран) – вариант для корабельного базирования, складные консоли и винты, антикоррозионная обработка шасси и стоек, вооружение ПТРК Гермес-А с поражающей способностью бронетехники в пределах 100 км;
- Ка-27 (Спираль) – многоцелевой для решения тактических задач;
- Ка-31 – антенна-трансформер РЛС вращающегося типа под фюзеляжем.
Морская авиация наземного и корабельного базирования привлекалась к военным операциям в Сирии в период 2016 – 2017 г.г. При этом ТАВКР Адмирал Кузнецов потерял два самолета, экипажи остались живы.
Боевой состав
До 2008 года структура военно-морской авиации выглядела следующим образом:
- ТОФ – транспортная эскадрилья №71, база Кневичи, состав Ту-134, Ан-26, Ан-24 и Ан-12; истребительный полк №865, база Елизово, состав МиГ-31; смешанный полк №568, база Каменный ручей, состав Ту-142М3, Ту-142МР и Ту-22М3; смешанный полк №317, база Елизово, состав Ан-26, Ми-8 и -38; противолодочный полк №289, база Николаевка, состав Ка-29, Ка-27, Ил-18 и Ил-38;
- ЧФ – штурмовой полк №43, база Гвардейское, состав Су-24МР и Су-24; смешанный полк №917, база Кача, состав Бе-12, Ан-26 и Ан-2; противолодочный вертолетный полк №25, база Кача, состав Ми-8, Ми-14 и Ка-27;
- СФ – противолодочная эскадрилья №73, база Кипелово, состав Ту-142; ракетоносный гвардейский полк №924, база Оленегорск, состав Ту-22М3; противолодочный вертолетный Краснознаменный полк №830, база Североморск-1, состав Ка-29 и Ка-27; смешанный полк №403, баз Североморск-1, состав Ту-134, Ил-38, Ан-26 и Ан-12; истребительный полк №279, база Североморск-3, состав МиГ-29КУБ, МиГ-29К, Су-25УТГ и Су-33;
- БФ – транспортная эскадрилья №398 база Храброво, состав Ан-26 и Ан-24; противолодочная вертолетная эскадрилья №396, база Донское, состав Ка-29 и Ка-27; вертолетная эскадрилья №125, база Чкаловск, состав Ми-24 и Ми-8; истребительный полк №689, база Чкаловск, состав Су-27; штурмовой гвардейский полк №4, база Черняховск, состав Су-24.
Поскольку Единственный в России ТАВКР приписан к СФ, палубная авиация ВМФ России имеется только в Северном флоте. Под категорию авианосец это судно не попадает, в сравнении с ударными группировками США сложилась следующая ситуация:
- один российский несущий крейсер против 10 полноценных американских авианосцев;
- из проектных 50 боевых единиц на борту Адмирала Кузнецова находится 4 МиГ-29КУБ, 10 МиГ-29К, 2 Су-25УТГ и 14 Су-33, то есть 30 штук;
- из-за нехватки кораблей окружения ТАВКР не сможет использовать свое главное преимущество – П-700 Гранит и П-1000 Вулкан.
Однако на 2017 – 2020 годы запланировано дооснастить подразделения морской авиации 100 единицами новых летательных аппаратов.
Морская авиация ВМФ РФ
После многочисленных преобразований, смены названий и изменения решаемых задач морская боевая авиация ВМФ РФ свосстановила боеспособность и получила развитие. В настоящее время командующий морской авиацией ВМФ России И. С. Кожин, вступивший в ту должность в 2010 году, в августе. Боевые машины имеют собственные опознавательные знаки, а личный состав – стандартную для ВС РФ форму одежды и смешанные звания.
Форма одежды
Поскольку авиация российского ВМФ не относится к специальным подразделениям, для личного состава принята форма одежды нескольких типов:
- повседневная – камуфляж последней реформы (куртка и брюки);
- летно-техническая – тропическая или синяя, комбинезон, костюм, куртка;
- парадная – черный погон с голубым кантом и просветом такого же цвета.
На головных уборах используются кокарды ВМФ с якорями, для пилоток предусмотрена эмблема дополнительная, крепящаяся слева.
Опознавательные знаки
В настоящее время авиация ВМФ РФ носит трехцветные звезды – красная обведена жирным синим и тонкой красной линией – и госномером типа FR-00000. Надпись может иметь вид МА ВМФ России» либо «ВМФ России». В планах командования восстановление звезд образца СССР без окантовки синим цветом.
Воинские звания
Поскольку авиация ВМФ России одновременно относится к двум родам войск, военнослужащие имеют звания:
- генерал-полковник, генерал-лейтенант и генерал-майор;
- полковник и подполковник;
- майор;
- капитан, старший лейтенант и лейтенант;
- старший прапорщик и прапорщик;
- старшина;
- старший сержант, сержант и младший сержант;
- старший матрос и матрос.
Таким образом, в настоящее время морская авиация является родом ВМС РФ, недоукомплектована техникой и личным составом, потому решает ограниченный круг задач, уступает аналогичным подразделениям вероятного противника.