No Image

Американский летающий танк А10 thunderbolt II

СОДЕРЖАНИЕ
0
23 октября 2017

Идея иметь на оснащении армии мощный, бронированный самолет, способный эффективно бороться с бронированной техникой на поле боя, не нова. В годы Второй Мировой войны эффективность действия штурмовой авиации на практике показала важность этого средства вооружения для современной армии. Советские штурмовики Ил-2 , немецкие пикировщики Ю-87 и американские истребители-бомбардировщики Р-47 «Тандерболт» являются самыми яркими представителями штурмовой авиации, принявшими участие в военных действиях. По окончанию военных действий в Европе и в Азии военные всех стран недолго пребывали в состоянии умиротворения. Последовавшая вскоре Корейская война показала острую необходимость в наличии эффективного и современного самолета, способного осуществлять штурмовые действия непосредственно на поле боя.

А 10 в строю

Американцы быстро поняли, что реактивная авиация не должна ограничиваться только истребительными действиями. Современные истребители в ограниченном порядке стали выполнять штурмовку наземных объектов. Первоначально с функциями воздушной поддержки справлялись фронтовые истребители и бомбардировщики. Немалая заслуга в огневой поддержке наступающих или обороняющихся войск принадлежит боевым вертолетам, однако ни в том, ни в другом случае меры высокой эффективности от действия авиации не приходили. Это все были временные меры. Крайне неудобно было использовать для работы по наземным целям скоростные истребители «Фантом». Палубная авиация не обладала возможностями нести значительную бомбовую нагрузку. Армии требовался самолет с большой энерговооруженностью, способный нести броню и обладающий высокой маневренностью.

Концепция нового штурмовика

Основная идея, которая стала мотивом для создания штурмовика А 10 thunderbolt II, заключалась в создании машины, способной бороться с бронированной техникой на поле боя. Танки, которые стали поступать на вооружение армий в конце 60-х годов, существенно отличались от машин прежнего времени. Значительно усилилась огневая мощь бронетанковых войск. Машины получили более мощную броню и дополнительные средства защиты. Наличие армейских средств противотанковой обороны не могло в полной мере бороться с подобной техникой.

ataka-samoletov-nazemnyh-celej

Новая машина, к разработке которой приступили в 1967 году, должна была полностью отвечать современным требованиям ведения боя, являясь полноценным средством оказания огневой поддержки сухопутным войскам. Концепция самолета, разработанная военными, закладывала в конструкцию определенные требования:

  • наличие брони;
  • возможность полета на малых высотах;
  • высокую энерговооруженность;
  • наличие разнообразного вооружения, увеличивающего тактические возможности самолета;
  • способности работать в сложных погодных условиях и при активном противодействии армейских средств ПВО.

Основная конкуренция развернулась между двумя авиастроительными компаниями, Northrop и Fairchild Republic. И те и другие сумели создать одинаково хорошие опытные образцы. Единственная разница заключалась в сроках изготовления и в стоимости. Армия делала ставку на недорогой в производстве и в обслуживании самолет, который можно будет спокойной обслуживать в полевых условиях. С поставленной задачей справились обе фирмы – исполнители. В мае 1972 года на авиационной базе Эдвардс начались комплексные испытания сразу двух машин: изделия YA-9A компании Northrop и YA-10A конструкторского бюро Fairchild Republic.

Конкуренты

Обе машины показали достаточно высокие характеристики, однако предпочтение было отдано второй машине с индексом YA-10A. Военных подкупала экономичность двигателей, относительно простое обслуживание и стоимость машины. У военных пилотов новый штурмовик первоначально не вызывал восторженных чувств. Сказывался оригинальный и нестандартный внешний вид машины. Глядя на детище компании Fairchild Republic нельзя было говорить о высокой культуре аэродинамики. С легкой руки боевых пилотов машина получила негласное прозвище «бородавочник». Официально машина получила название А 10 thunderbolt II, в честь своего предшественника истребителя-бомбардировщика Р-47 «Тандерболт».

После проведения конкурсных испытаний, фирме Fairchild Republic заказали постройку опытной партии из 10 машин, которые должны были пройти обкатку в армейских частях. Первая серийная машина сошла с конвейера в феврале 1975 года.

Общая оценка конструкции машины

Для американской авиации постройка штурмовика была не характерным явлением. Армейская авиация продолжала тяготеть к быстрым и стремительным самолетам комбинированного класса истребителя-бомбардировщика. Однако появление А 10 с его огромной огневой мощью позволило американским военным быстро изменить устоявшуюся точку зрения. Главная задача, которая ставилась перед самолетом — борьба с танками противника на поле боя, нашла в этой машине идеальный инструмент для реализации. Штурмовик, несмотря на свои неказистые формы, обладал превосходной маневренностью в воздухе, становясь трудной мишенью для армейской противовоздушной обороны. К тому же удобная и просторная кабина, органы управления машиной делали ее послушной для пилота на всех режимах.

Схема

«Бородавочник» быстро и легко набирал тактическую высоту, мог с легкостью пикировать или наносить удар на бреющем полете. Для реактивных самолетов такие качества были практически недостижимы. Пилоты и военные говорили, что на этой машине можно буквально красться вдоль поверхности земли, появляясь совершенно неожиданно для противника. Летая на А 10, пилоты хвастались, что при желании и определенном мастерстве машина позволяла попасть в цель размерами метр на метр с одного захода.

Вооруженный мощными пушками самолет мог вести точный огонь по танкам на дистанции 250-300 м. Небронированные цели накрывались на дистанциях свыше 2-3 тыс. метров.

Результаты стрельбы

На момент создания в разгар холодной войны американский штурмовик не имел себе равных в данном классе. Более 1300 кг. взлетной массы приходилось на броню, которая закрывала самые важные элементы машины и надежно укрывала пилотов. Во время полевых испытаний попадание 20-30 мм снаряда зенитного оружия в самолет редко когда становилось смертельным.

Особенности конструкции А 10

По своей конструкции штурмовик представлял собой цельнометаллический низкоплан, со свободнонесущей схемой. Хвостовое оперение машины было двухкилевое. Убирающееся шасси имел три точки опоры. На самолете установили два трубовентиляторных реактивных двигателя производства компании General Electric, имеющие тягу по 4112 кг. каждый. Интересна схема расположения двигателей, которые размещаются в подвесных гондолах в хвостовой части самолета. Таким образом, конструкторы сумели добиться большой свободной площади крыла, используемого для установки подвесного вооружения. Полезная нагрузка составляла свыше 7 тыс. кг, что было явно рекордной цифрой для самолетов подобного класса.

Двигатели

Еще одним аргументом в пользу подобного расположения двигателей является удобный и быстрый доступ к моторной группе, который очень важен при эксплуатации самолета в полевых условиях. Уже в ходе эксплуатации самолета в боевых условиях стало понятно, что такое расположение двигателей снижает вероятность их повреждения в результате зенитного огня противника. Крыльевые плоскости и хвостовое оперение выполняли защитную функцию для двигателей самолета, становясь барьером ну пути зенитных снарядов и ракет. Самолет мог развивать максимальную скорость до 800 км/ч. На бреющем полете А 10 мог лететь со скоростью 250-300 км/ч, что обеспечивало пилоту возможности вести точный огонь на поражение.

Кабина пилота

Отдельного внимания заслуживает кабина пилота. Расположенная ближе к носовой части самолета, кабина обеспечивала прекрасный обзор передней, верхней и боковых полусфер. Форма кабины была выполнена в виде ванны, которая представляла собой бронированную капсулу. На этой машине, впервые в авиации была использована специальная броня, изготовленная из титанового сплава. За счет применения новой технологии удалось добиться существенного снижения массы элементов бронирования, обеспечив максимально возможное бронирование. В дополнении к титановой броне фонарь кабины был изготовлен из пуленепробиваемого стекла. На «Тандерболте-2» была установлена катапульта, которая могла выстреливать кресло пилота высоко вверх даже на нулевой высоте и при отсутствии скорости. На штурмовике были установлены дублирующие системы управления, дополнительное управление, использован ряд новшеств, задача которых заключалась в поддержании работоспособности основных систем самолета даже при значительных повреждениях.

Фото подбитый А 10

Другими словами, в этой машине конструкторы постарались повысить до предела живучесть самолета, обеспечив надежную защиту пилоту и жизненно важных систем управления.

В целом основные тактико-технические характеристики американского штурмовика выглядели следующим образом:

  • взлетный вес 23000 кг;
  • вес пустого 11321 кг;
  • боевая дальность 460 км;
  • практический потолок 13700 метров;
  • максимальная скорость 800 км/ч;
  • экипаж 1 человек.

Вооружение воздушного танка

В целом, машина была готова к установке на нее любого вида авиационного оружия, имеющегося в распоряжении военных на тот момент. Общий взлетный вес штурмовика составлял свыше 22 тонн, из которых третья часть приходилась на боевую нагрузку. Основным вооружением штурмовика стало семиствольное авиационное орудие GAU-81A, работающее по принципу пулемета Гатлинга. Вращающиеся 30 мм. стволы обеспечивали пушке высокую скорострельность, более 2100 выстрелов в минуту. Боезапас орудия насчитывал 1174 снаряда. Орудие обладало огромной поражающей мощью и было способно прошивать верхние броневые листы бронированных машин с высоты 200-300 метров.

Пушка штурмовика

За счет удачного расположения пушки ближе к центральной оси самолета удалось существенно снизить нагрузку на конструкцию силы отдачи. К тому же самолет был оснащен системой автоматической регулировки рулей высоты, которая включалась вместе с началом стрельбы из авиационной пушки.

Внешние узлы подвески, установленные в нижней части фюзеляжа и под крыльями, позволяли штурмовику нести большой арсенал, среди которых наиболее часто используемые:

  • свободнопадающие авиационные бомбы Мк.82 калибром 225 кг. (до 28 шт.);
  • авиационные бомбы Мк.84 калибром 900 кг. (до 6 шт.);
  • кассетные бомбы типа «Рокай» или CBU-52/58/71;
  • управляемые реактивные снаряды «Мейверик» AGM-65A или AGM-65B (до 6 шт.).

Помимо наступательного и ударного вооружения на самолете ставились ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, приспособленные для оборонительных целей. В качестве дополнения штурмовик мог быть оснащен двумя съемными авиационными пушками калибра 20 мм. «Вулкан», которые многократно увеличивали огневую мощь машины. В качестве средств самозащиты самолет был оснащен аппаратурой для постановки радиолокационных помех и контейнерами с дипольными отражателями.

Пуск ракет Мейверик

Заключение

Всего за 9 лет серийного производства было выпущено 715 самолетов. Характерным является тот факт, несмотря на то, что последняя серийная машина выкатилась из заводского цеха еще в 1984 году, самолет продолжает оставаться на вооружении армейской авиации армии США.

Тандерболт в Ираке

Штурмовик принял активное участие в первой войне в Персидском заливе в 1991 году. Из использованных в боевых действиях 144 машин было потеряно всего 7 единиц. В результате американский штурмовик А 10 «Тандерболт» II стал самым эффективным и надежным самолетом в американских ВВС за всю компанию. Не обошлось без участия летающих танков и во время воздушной операции НАТО в Югославии. Именно А 10 сумели подавить основные узлы противовоздушной обороны Югославской Народной Армии. В новом тысячелетии самолет продолжил выполнять возложенные на него функции и обязанности, став настоящей рабочей лошадкой армейской авиации армии США.

Комментировать
0
    Это интересно