WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Летающая суперкрепость: американский бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress

Boeing B-29 Superfortress

Boeing B-29 Superfortress – американский стратегический бомбардировщик периода Второй мировой войны. Эта грозная машина по праву считается лучшим тяжелым бомбардировщиком своего времени. Многие технические решения, использованные в его конструкции, можно смело назвать революционными. Полностью герметичная кабина экипажа, дистанционное и централизованное управление оборонительным вооружением… Недаром Сталин приказал Туполеву скопировать первый советский стратегический бомбардировщик именно с американского B-29.

Американцы гордятся своими тяжелыми бомбардировщиками, и имеют на это все основания. «Летающие крепости» и «Суперкрепости» внесли значительный вклад в победу во Второй мировой войне, эффективно действуя как в Европе, так и на Дальнем Востоке. Есть, правда, в этом довольно большая ложка дегтя: армады Б-17 превращали в груды битого щебня мирные немецкие города часто безо всякой военной необходимости, а Б-29 «прославился» еще больше – 6 августа 1945 года с борта этого бомбардировщика была сброшена ядерная бомба на Хиросиму.

B-29 "Enola Gay", сбросивший атомную бомбу на Хиросиму

B-29 Superfortress – это настоящий символ экономической мощи США. Всего лишь за три года американская промышленность сумела выпустить почти 4 тыс. этих гигантов, аналогов которым не было ни у одной из стран-участниц Второй мировой войны. Эксплуатация B-29 Superfortress началась в мае 1944 года и продолжалась до 1960 года. Эти самолеты специально разрабатывались для Тихоокеанского театра военных действий и в Европе не применялись. Но влияние, которое эта машина оказалась на ход войны с Японией, переоценить трудно. Позже этот бомбардировщик принимал участие в Корейской войне, но появления реактивной истребительной авиации и совершенствование РЛС значительно снизили боевую эффективность «Суперфортесса».

В целом самолет В-29 оказал огромное влияние на дальнейшее развитие стратегической бомбардировочной авиации.

История создания

Накануне Второй мировой войны командующий американским Армейским Воздушным Корпусом генерал Генри Арнольдвыступил с предложением о создании сверхдальнего тяжелого бомбардировщика. Этот проект получил обозначение VLR (Very Long Range), подготовка спецификации по новому бомбардировщику началась в 1940 году.

B-29 на аэродроме

Нетрудно догадаться, почему идея создать подобный самолет появилась именно в это время. На тот момент на вооружении у армии США было несколько прекрасных тяжелых бомбардировщиков: B-17 Flying Fortress, B-25 Mitchell и B-24 Liberator, но дальность их действия была явно недостаточной. Вероятно, американские стратеги прекрасно понимали, что в предстоящем конфликте им придётся «схлестнуться» с императорской Японией и вести боевые действия на огромном Тихоокеанском ТВД. И для него нужна была новая машина, значительно превосходящая существующие самолеты как по дальности полета, так и по боевой нагрузке.

Уже в январе 1940 года для нового бомбардировщика была подготовлена спецификация R-40B. Военным нужен был самолет с максимальной скоростью не ниже 400 миль/час, дальностью полета не меньше 5333 миль и способностью доставки на такое расстояние не менее 2 тыс. фунтов бомб. В апреле спецификация была несколько дополнена с учетом первого опыта применения бомбардировочной авиации в Европе. Военные потребовали усилить защитное вооружение самолета, улучшить его бронирование и оснастить машину протектированными топливными баками.

Бомбы для B-29

В конкурсе на создание нового бомбардировщика участвовали четыре крупнейшие авиастроительные компании США: Consolidated, Boeing, Douglas и Lockheed. В этой группе «Боинг» выглядел явным фаворитом, еще в 1938 году эта компания представила военным несколько эскизных проектов, лучшим из которых была признана «модель 341». На ее базе была создана «модель 345», которая соответствовала новым требованиям заказчика.

В отличие от «модели 341» этот самолет оснащался двигателями Wright R-3350. В состав экипажа бомбардировщика входило двенадцать человек, а защитное вооружение состояло из десяти 12,7-мм пулеметов и одной 20-мм пушки. Причем управление всем этим арсеналом было сделано так, что каждый стрелок – кроме хвостового – мог вести огонь из любой установки. Таким образом цель можно было передавать из зоны видимости одного стрелка к другому, всегда концентрируя на противнике максимум огня. Наведение турельных установок осуществлялось с помощью перископов. Кабины экипажа были герметизированы, а большинство агрегатов самолета приводились в действие электродвигателями вместо привычных гидравлических или пневматических систем.

B-29 в небе

11 мая 1940 проект самолета «модель 345» был продемонстрирован военным. А 24 августа вооруженные силы заключили с Boeing контракт на постройку двух опытных образцов под названием ХВ-29. В мае 1941 года военные сделали заказ «Боингу» на 14 опытных машин, а уже через несколько недель было объявлено о готовности вооруженных сил закупить 250 новых бомбардировщиков – перспектива «большой» войны сделала этот проект срочным. После атаки японцев на Перл-Харбор этот заказ сразу увеличили до 500 машин. А в марте 1942 года он был расширен еще на тысячу самолетов.

Прототип будущей «Суперкрепости» впервые поднялся в небо 15 сентября 1942 года. Испытания продолжались до середины 1943 года и проходили они достаточно сложно, больше всего было проблем с двигателями. Во время испытаний второго прототипа возник пожар в мотогондоле, перекинувшийся на топливный бак, в результате чего самолет был потерян. В июле 1943 года в воздух поднялась первая машина из предсерийной партии, а уже в августе начался серийный выпуск самолета.

Учитывая сложность бомбардировщика, а также масштабность заказа, руководство ВВС США приняло решение привлечь к производству машины предприятия других авиастроительных корпораций: Bell, North American Aviation, Martin. В выпуске «Суперфортесса» были задействованы и другие крупные американские компании, не имеющие прямого отношения к авиации: Chrysler, General Motors, Hudson, Goodyear, Briggs, Murray.

Эксплуатация Б-29 началась 8 мая 1944 года, а 1 июня была сформирована первая боевая часть, вооруженная этим самолетом, – 58-е бомбардировочное крыло.

Производство Б-29 продолжалось до мая 1946 года.

Эскадрилья B-29

Описание конструкции

B-29 Superfortress – это тяжелый четырехмоторный бомбардировщик, выполненный по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением.

Фюзеляж самолета типа полумонокок, с гладкой работающей обшивкой, опирающейся на набор стрингеров и шпангоутов. В конструкции машины широко использованы плексиглас, броневое стекло и броневые плиты. Круглое сечение фюзеляжа обеспечивало ему высокую механическую прочность и отменные аэродинамические качества.

Схема B-29

Обшивка фюзеляжа была выполнена из листов дюралюминия с толщиной от 0,8 до 2 мм. К каркасу она крепилась с помощью заклепок с потайной головкой.

В фюзеляже самолета имелись три герметичные кабины. Передняя и средняя соединялись гермолазом, который позволял членам экипажа переходить из одной кабины в другую. В передней кабине находились рабочие места двух пилотов, радиста, штурмана, бомбардира и бортинженера. В средней кабине размещались три стрелка и оператор РЛС. В самой задней части фюзеляжа бомбардировщика располагалась небольшая кабина хвостового стрелка. Все рабочие места членов экипажа В-29 были защищены от пуль и осколков снарядов. В средней кабине также располагались три станции управления огнем, прикрытые блистерами из органического стекла.

Герметичные кабины значительно облегчали работу летчиков. Они оберегали их от низкого давления, холода, шума. В кабинах поддерживалось постоянное давление за счет наддува от турбокомпрессоров двух моторов. Перед приближением к цели давление сбрасывалось во избежание разрыва от попаданий. В это время экипаж использовал кислородные маски.

Кабина пилотов B-29

Б-29 имел свободнонесущее цельнометаллическое крыло трапециевидной формы в плане с двумя лонжеронами, состоящее из центроплана и отъемных частей. Его задняя кромка была перпендикулярна фюзеляжу, а передняя имела стреловидность семь градусов. Центроплан стыковывался с центральной частью фюзеляжа, внутри его располагались топливные баки. К центроплану крепились мотогондолы и основные стойки шасси.

Бомбардировщик В-29 имел однокилевое хвостовое оперение, с рулями высоты и поворота уравновешенными динамически и статически и снабженными триммерами.

В-29 был оснащен трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Все стойки имели по два колеса, масляно-воздушную амортизацию, их подъем и выпуск производился за счет электромеханического агрегата.

B-29 над землей

Силовая установка самолета состояла из четырех звездообразных двигателей воздушного охлаждения R-3350 мощностью 2,2 тыс. л. с. каждый. В-29 оснащался четырехлопастными винтами с изменяемым шагом. Запуск двигателей производился с помощью электроинерционных стартеров.

Топливная система бомбардировщика включала в себя четыре главных протектированных бака. Их общий объем превышал 30 тыс. литров. В бомбоотсеках можно было устанавливать дополнительные баки.

B-29 в бою

Опыт использования самолетов В-17 и В-24 показал не слишком высокую живучесть гидравлических систем в бою. Поэтому создатели «Суперкрепости» стремились исключить их из конструкции по максимуму.

На В-29 была установлена РЛС AN/APQ-13, которая сканировала земную поверхность. Она использовалась для навигации и бомбометания. Модификация В-29В была оснащена более совершенным AN/APQ-7 «Игл», а также радаром AN/APQ-15B, который был сопряжен с хвостовой турелью и использовался для обнаружения противников в задней полусфере.

На В-29 имелось два бомбовых отсека, их разделял центроплан крыла. Самолет оснащался бомбовым прицелом «НорденМ», который на протяжении всей войны был секретным. Он сопрягался с автопилотом, поэтому во время бомбометания бомбардир брал управление самолетом на себя. Прицел учитывал не только баллистику авиабомб, но и другие поправки.

Отдельного рассказа заслуживает оборонительное вооружение «Суперкрепости». В-29 был самым защищенным бомбардировщиком Второй мировой войны. Он изначально создавался с учетом того, что в дальних полетах самолет будет обходиться без защиты истребителей и сможет рассчитывать только на свои силы. Пулеметное вооружение было размещено так, что не оставляло мертвых зон вокруг самолета. При этом использование гермокабин на Б-29 не позволяло оснащать его классическими турелями, управляющимися стрелками изнутри. Поэтому самолет был оснащен турелями, которые управлялись дистанционно с помощью электромотора.

Наведение оружия осуществлялось с помощью прицельных устройств, а автоматическая система вносила поправки на силу и направление ветра, параллакс и др. Также она имела блокираторы, не позволяющие вести огонь по направлению собственного киля.

B-29 на ВПП

Система управления огнем В-29 была революционной для своего времени. На момент ее создания ни одна страна мира не имела ничего подобного.

Боевое применение

«Суперкрепости» изначально разрабатывались для войны на Тихом океане. Для бомбардировок в Европе вполне было достаточно и В-17 с В-24. В июне 1944 года первые В-29 прибыли в Индию, оттуда, используя аэродромы подскока в Китае, они должны были бомбить цели на Японских островах и в Юго-Восточной Азии. Результаты первых боевых вылетов оказались провальными: у самолетов обнаружилось масса неисправностей, многие из них были потеряны или совершили посадку на запасные аэродромы. При этом врагу практически не было нанесено ущерба. Только назначив на должность командующего 20-й ВА генерала Лимэя, имевшего реальный боевой опыт, ситуацию постепенно удалось изменить.

Бомбардировка с B-29

Уже осенью 1944 года В-29 удалось провести удачные налеты на объекты в Маньчжурии и в Сингапуре. В октябре 1944 года бомбардировщики были перебазированы на остров Сайпан. А 24 ноября был совершен первый налет на Японские острова, позже они стали регулярными. Довольно долго эффективность этих налетов была невысокой: бомбы сбрасывались с больших высот (8-9 тыс. метров), как правило, в условиях плохой видимости. Позже бомбометания стали производить ночью с малых и средних высот, применяя при этом зажигательные бомбы и напалм. Постоянно возрастал размах операций. 9 марта был совершен налет на Токио, результате которого погибло 150 тыс. человек, в течение последующих дней были сожжены Нагоя и Осака. Кроме ударов по населенным пунктам, В-29 активно применялись для уничтожения нефтехранилищ и аэродромов противника, а также для минирования прибрежных вод. К лету 1945 года американцы могли привлекать к налетам на Японские острова около 700 В-29.

6 и 9 августа с самолетов В-29 были сброшены две атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. В результате более ста тысяч человек были убиты, еще двести тысяч – ранены или поражены радиацией. Следует отметить, что хотя использование ядерного оружия и является страшным преступлением, но налеты В-29 с использованием обычных боеприпасов нередко уносили куда больше жизней.

Сбитый B-29