WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

F-35 Lightning II: впечатляющий прорыв или эпичный «фэйл» американского ВПК

F-35 Lightning II

В наши дни основу истребительной авиации составляют машины четвертого поколения. А некоторые страны победнее и «попроще» до сих пор пользуются самолетами третьего поколения. И только США имеют на вооружении истребители последнего пятого поколения – F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Россия, Китай, Япония в этой области находятся «в погоне за лидером», их аналоги пребывают сейчас на стадии разработки или испытаний.

Американский «Раптор» был принят в эксплуатацию в 2005 году и сегодня спокойно несет военную службу, хотя серийное производство этой машины давно закончено. А вот его «собрат» по пятому поколению F-35 Lightning II до сих пор не может окончательно «встать на крыло», хотя первый полет эта машина совершила еще в начале прошлого десятилетия.

Истребители 5-го поколения

Американцам не привыкать к громким скандалам вокруг деятельности военного ведомства и ВПК, но даже для них ситуация вокруг F-35 кажется явным перебором. Общую стоимость этой программы некоторые эксперты оценивают на уровне 1 трлн (!!!) долларов. И при таких затратах результат получается, мягко говоря, не совсем однозначный. В прошлом году в Пентагоне заявили, что истребитель исчерпал всё время и средства, которые были отпущены на его разработку…

Дональд Трамп, будучи еще кандидатом в президенты, неистово критиковал Joint Strike Fighter (так называется программа создания F-35). А оказавшись в Белом доме, он пообещал американцам заставить воротил ВПК умерить свои аппетиты…

В России F-35 получил обидную для боевого самолета кличку «пингвин». Для наших «диванных» патриотов он уже давно стал излюбленной темой для насмешек и доказательством тому, что военные бюджеты умеют лихо «пилить» не только в России. Да и как здесь не злорадствовать, если сами американцы регулярно находят в конструкции F-35 все новые и новые «баги».

С другой стороны, в прошлом году было заявлено о базовой готовности модификации «А» самолета, две другие обещают подтянуть уже к следующему году. F-35 потихоньку начинают разбирать партнеры по программе: счастливыми обладателями этой «чудо-машины» стали англичане, евреи, австралийцы, японцы и голландцы. Израиль уже успел применить F-35 в Сирии и помешать ему не смогли ни ВВС Асада, ни хваленные российские С-400. Командующий израильских ВВС назвал этот самолет «настоящим прорывом»…

Презентация F-35

Эксплуатация машины официально началась в 2012 года, и за это время не произошло ни одного серьезного инцидента, который бы привел к потере летчика или самолета. И это притом, что F-35 успели налетать гораздо больше 50 тыс. часов. А в учебных боях с лучшими истребителями четвертого поколение «Лайтинги» выносили их просто «в одни ворота».

Так что же такое F-35? Настоящий прорыв или эпичный «фэйл» американского авиапрома? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разобраться с концепцией этой машины, ибо она действительно революционна и крайне амбициозна.

И швец, и жнец, и на дуде игрец…

F-35 – это целое семейство многоцелевых самолетов пятого поколения, созданное в ходе реализации программы Joint Strike Fighter (JSF), что переводится на русский язык, как «единый ударный самолет». Главными «фишками» F-35 является его малозаметность и очень продвинутая авионика, которая обеспечивает пилоту значительные преимущества в бою.

Головным разработчиком машины и ее изготовителем является американский аэрокосмический гигант Lockheed Martin. К реализации программы также привлечены и другие известные компании, причем как американские, так и европейские: Northrop Grumman, Rolls-Royce, Allison, Pratt & Whitney и British Aerospace.

F-35 в небе

Самолет впервые поднялся в небо в 2000 году, а в 2012 – началась его ограниченная эксплуатация. О F-35 обычно пишут, что он находится в мелкосерийном производстве, хотя уже выпущено более 260 самолетов (декабрь 2017 года). Для сравнения можно сказать, что «Рапторов» за все время производства изготовлено менее 200 штук.

Существует три модификации самолета: наземный истребитель F-35A, который создавался для ВВС США, F-35B – самолет укороченного взлета и вертикальной посадки для американских морских пехотинцев и британского ВМФ, а также палубный истребитель F-35C для ВМС США.

Программа JSF была инициирована в середине 90-х годов. Ее целью было создание универсального самолета пятого поколения, способного заменить сразу несколько машин разных классов. Говоря другими словами, новый самолет должен был соединить в себе скорость и маневренность истребителя, боевую нагрузку штурмовика или бомбардировщика и при этом еще уметь садиться на корабельную палубу. А если добавить к этим требованиям еще и критерии пятого поколения, которым должна была соответствовать новая машина, то можно понять, насколько сложную задачу предстояло решить конструкторам. Плюс к этому вертикальная посадка и укороченный взлет…

Взлет F-35

Практически все современные истребители относятся к четвертому поколению: российские Су-27 и МиГ-29, американские F-14 и F-15, европейские Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Критериями пятого поколения является малозаметность (технологии «стелс»), совершенная авионика, способность летать на сверхзвуке без форсажа, многофункциональность, всеракурсный обстрел целей. В советской и российской концепции присутствует еще и сверхманевренность, американцы от этого критерия отказались, посчитав его второстепенным.

Сегодня главная претензия к JSF – ее непомерная стоимость. Это особенно забавно, ибо задумывался F-35, чтобы сэкономить деньги. Военным нужна была недорогая универсальная платформа-носитель для высокоточного оружия. Самолет, так сказать, на все случаи жизни… F-35 должен был заменить целую группу ЛА: F-16, А-10, F/A-18 и AV-8B, что по замыслу разработчиков должно было резко снизить эксплуатационные расходы. Но, как говорится, гладко было на бумаге…

История создания

Работы по новому ударному самолету начались еще в середине 80-х годов, программа его создания носила название ASTOVL. Над ней совместно трудились специалисты НАСА и британского летно-исследовательского центра. Их целью было создание новой машины вертикального взлета и посадки, которая бы смогла заменить легендарный, но к тому моменту уже устаревший СВВП «Харриер».

F-35 с пилотом

Однако разработчикам программы не повезло. Холодная война подходила к концу, и военные бюджеты резали безжалостно. Поэтому в начале 90-х годов ASTOVL был закрыт.

Примерно в это же время Министерство обороны США выдвинуло идею создания единого универсального самолета, способного заменить целый ряд боевых машин, разработанных в 70-е и 80-е годы. Подобная концепция показалась весьма привлекательной, особенно заманчиво она выглядела с финансовой точки зрения. Особый акцент военные делали на уменьшении стоимости обслуживания, ремонта и проведения различных профилактических работ, что составляет около 60% цены жизненного цикла любого современного боевого самолета.

В 1995 году была подготовлена спецификация для изготовителей, в конкурсе приняли участие две компании: Lockheed Martin и Boeing. На первом этапе они должны были создать самолеты-демонстраторы.

Их испытания начались в 2001 году, и очень быстро выяснилось, что Х-35 – прототип, созданный «Локхидом», – наголову превосходит своего конкурента. На отечественных ресурсах часто пишут, что в начале 90-х специалисты «Локхида» сотрудничали с КБ Яковлева, где они и позаимствовали схему, разработанную советскими конструкторами для СВВП Як-141.

X-35B

Так или иначе, Lockheed Martin был признан победителем, и дальнейшее финансирование программы взял на себя целый консорциум, в который, кроме США, вошли еще Британия, Канада, Дания, Турция, Голландия, Италия. В тот период ее стоимость оценивалась в 230 млрд долларов, но очень скоро этот бюджет был превышен. Сегодня эксперты, говоря о JSF, называют совсем другие суммы…

Перед конструкторами стояла весьма нетривиальная задача, поэтому продвижение проекта шло сложно. Уже в 2002 году было выявлено значительное (до 30%) перетяжеление конструкции самолета. В ответ на это появился специальный отдел, который занимался уменьшением массы машины. Решить проблему удалось только к 2004 году, причем для этого инженерам пришлось изрядно попотеть.

Заказчики еще более усложняли «жизнь» конструкторам, регулярно внося изменения в проект. Еще на его начальных этапах ВМС США несколько раз корректировали свои желания относительно летно-технических характеристик палубного истребителя. При этом из-за специфики программы любые изменения одной модификации сразу же приводили к переделкам других вариантов самолета, что немедленно удорожало проект.

F-35B Joint Strike Fighter

Сложнее всего продвигались работы над F-35B – самолетом с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (СКВВП). Если для силовой установки палубной и сухопутной модификации истребителя можно было взять проверенный на «Рапторе» двигатель F119, то для СКВВП пришлось создавать новую силовую установку с подъемным-маршевым двигателем. При этом по весу и габаритам ее необходимо было вписать в конструкцию унифицированного самолета, что совсем непросто сделать технологически.

В итоге пришли к схеме с поворотным соплом и дополнительным вентилятором. Ее значительным минусом является лишний вес – общая масса подъемного двигателя составляет примерно 1800 кг – который постоянно вынужден «возить» истребитель, уменьшая таким образом полезную нагрузку. Однако, тщательно проработав все другие варианты, конструкторы признали подобную схему наиболее оптимальной.

F-35B - самолет с вертикальной посадкой

Не без сложностей продвигалась работа и над палубной модификацией F-35С. Первоначально самолет хотели оснастить двигателем с управляемым вектором тяги и системой управления пограничным слоем, повысив тем самым взлетно-посадочные характеристики машины. Однако позже от подобных элементов конструкции решено было отказаться. Палубная версия впервые поднялась в небо в 2009 году, а в 2012 году разразился скандал – в прессу попал отчет о ее испытаниях. F-35С провалил все девять попыток посадки на имитатор палубы авианосца. Причиной была неудачная конструкция тормозного гака истребителя. Более того, в статье утверждалось, что «F-35C никогда не сможет сесть на авианосец». Практически сразу представители разработчика опровергли эту информацию, заверив общественность, что над проблемой уже работают, и вскоре она будет решена. Судя по тому, что в 2014 году F-35C уже успешно садились на палубу авианосца, эта недоработка действительно была исправлена.

Сложности, которые возникли в процессе реализации программы JSF, привели к ее значительному удорожанию и неоднократному переносу сроков начала эксплуатации самолета. В 2010 году в военном ведомстве США заявили об увеличении стоимости программы на 50%, а одного истребителя – до 113 млн долларов. Возникла даже идея отказаться от модификации F-35В, которая вызвала настоящий взрыв негодования у морпехов. Все это, конечно, не могло не вызывать раздражения у участников программы.

Первым терпение лопнуло у обычно флегматичных скандинавов — в 2010 году о своем выходе из проекта объявила Дания. В 2012 году об аналогичном решении сообщила Австралия. Представителей этой страны вообще можно назвать самыми последовательными критиками программы JSF. На протяжении нескольких лет они вели с американцами переговоры о закупке F-22, но в этом вопросе позиция США всегда была неизменна – «Раптор» иностранным государствам не продается.

Истребители F-35

Рассматривала возможность выхода из программы и Канада. Правда, только в том случае, если стоимость истребителя и дальше будет расти, а сроки начала его эксплуатации переноситься.

В 2010 году контракт на покупку 20 F-35 заключил Израиль. Согласно ему, израильской стороне было позволено укомплектовать истребитель значительным количеством систем собственного производства. К 2020 году ВВС Израиля планируют закупить 40 самолетов.

В начале 2011 года первый серийный F-35 поднялся в воздух, а через несколько месяцев он был передан в эксплуатацию ВВС США.

13 апреля 2012 года была изготовлена первая машина для Великобритании. В марте 2015 года заработала сборочная линия «Лайтингов» в Италии. В этой стране будут собирать машины для собственных ВВС, так и самолеты для вооруженных сил Нидерландов.

Создание F-35

В том же году было объявлено о переносе сроков начала эксплуатации на 2019 года из-за проблем с системами вооружения и программным обеспечением самолета.

В настоящее время на вооружении армии США находятся чуть более сотни F-35 различных модификаций. Великобритания располагает 10 машинами модификации F-35В. Девять самолетов находится в эксплуатации в ВВС Израиля (у них своя модификация F-35I с большим количеством собственной электроники). По два самолета используют вооруженные силы Австралии и Голландии, три – ВВС Италии. В прошлом году один самолет F-35А получила Япония.

Описание истребителя F-35 Lightning II

F-35 – это многофункциональный самолет пятого поколения, при его создании активно использовался опыт, полученный в ходе реализации проекта F-22 Raptor. Но при этом следует отметить, что F-35 имеет более совершенный комплекс авионики, чем «Раптор». Вообще же по своей электронной «начинке» «тридцатьпятый» можно назвать самым совершенным боевым самолетом в мире.

Разновидности F-35

В конструкции истребителя широко использованы композитные материалы и технологии снижения радиолокационной заметности. По словам разработчиков, ЭПР F-35 меньше, чем у F-22 Raptor. Для уменьшения заметности для вражеских РЛС вооружение самолета размещается во внутренних отсеках фюзеляжа, хотя оно может быть установлено и на внешних подвесках.

Модификации истребителя А и С оснащаются двигателем Pratt & Whitney F135, который, по сути, является модернизацией F119, использованного ранее на «Рапторе». Модификация F-35B имеет двигательную установку, в состав которой входит подъемный вентилятор. Сопло двигателя может поворачиваться вниз на 95 градусов. Управление по крену при вертикальной посадке осуществляется с помощью дополнительных сопел. Общее управление машиной во время этого маневра контролируется компьютером, что значительно упрощает работу пилота.

Производители элементов F-35

Изначально перед разработчиками F-35 не стояла задача добиться возможности безфорсажного сверхзвукового полета. Однако разработчики уже заявили, что истребитель может преодолеть 240 км на скорости 1,2 Маха, не задействовав при этом форсажную камеру.

Комплекс бортовой электроники F-35 обеспечивает пилоту высочайший уровень осведомленности о текущей ситуации. В его состав входит:

  • Многофункциональная РЛС AN/APG-81. Она имеет активную фазированную решетку последнего поколения и может с одинаковым успехом обнаруживать как наземные, так и воздушные цели;
  • Электронно-оптическая система AN/AAQ-37. Она состоит из шести ИК-сенсоров, которые размещены на разных сторонах самолета. Данная система позволяет обнаруживать наземные и воздушные цели, предупреждать пилота об опасности ракетной атаки, сопровождать воздушные цели, обнаруживать старт баллистической ракеты на расстоянии в 1300 км, осуществлять навигацию;
  • ИК-камера высокого разрешения CCD-TV. Она способна находить цели как на земле, так и в воздухе на значительном расстоянии, а также сообщать пилоту об облучении истребителя лазером;
  • Система индикации и целеуказания, интегрированная в шлем летчика. Шлем пилота F-35 вообще является уникальным, он позволяет управлять машиной буквально с помощью поворота головы, а также видеть сквозь корпус самолета. Работа этой системы обеспечивается множеством видеодатчиков, разбросанных по корпусу истребителя;
  • Система постановки помех AN/ASQ-239;
  • F-35 оснащен системой обмена данных Link 16, которую еще называют «небесным интернетом».

В кабине истребителя установлен сенсорный дисплей PCD. На него выводится информация о функционировании систем самолета, параметрах полета и местах дислокации систем ПВО неприятеля, а также предлагаются возможные варианты их обхода.

Шлем пилота F-35

Шлем пилота F-35 можно назвать одной из самых «прорывных» технологий, которые были созданы при реализации программы JSF. Он стоит 770 тыс. долларов и подбирается для каждого пилота индивидуально. Шлем показывает летчику информацию о наземной обстановке и воздушной ситуацию вокруг самолета. Он отслеживает положение глаз и головы человека и показывает данные о той области, куда направлен его взгляд.

F-35 способен использовать широкую номенклатуру вооружения. Разработчики утверждают, что истребитель может осуществлять пуски ракет и корректируемых бомб из внутренних отсеков на максимальной сверхзвуковой скорости. В будущем F-35 сможет нести тактическое ядерное оружие. На все три модификации машины установлена автоматическая пушка GAU-22/A.

Виды вооружения F-35

Сколько стоит?

Самый популярный вопрос относительно программы JSF звучит примерно так: сколько стоит один истребитель F-35? Разработка программы обошлась ее участникам (это ведь не только США) в 55,1 млрд долларов, кроме того, планируется, что при масштабном производстве каждый самолет будет стоить от 83 до 108 млн долларов, в зависимости от модификации.

Дональд Трамп, уже будучи на посту президента он заявил, что цена программы является «неконтролируемой» и предложил военному ведомству обратить внимание на палубный истребитель F/A-18E/F Super Hornet. Этот спич мгновенно обвалил акции Lockheed Martin и ряда других компаний, участвующих в проекте.

После нескольких личных встреч с Трампом и министром обороны Мэттисом руководство Lockheed Martin – сюрпрайз, сюрпрайз – объявило о серьезном снижении цены на истребители. Так, например, F-35А будет стоить 83,4, F-35В – 108,1, а F-35С – 93,3 млн долларов. Но это произойдет только после начала крупносерийного производства, которое планируется на 2019 год. Военные со своей стороны пообещали увеличить количество заказанных машин.

Полет F-35

Говоря о стоимости программы в 1 трлн долларов, следует понимать, что эта сумма всех затрат от начала программы и на тридцать лет вперед. При этом подразумевается, что каждый «пингвин» налетает 8 тыс. часов. Кстати, один час его полета стоит чуть больше 30 тыс. долларов, что сравнимо с аналогичными тратами на истребители четвертого поколения.

Оценка проекта: его плюсы и минусы

Несмотря на громкую критику F-35, эту программу, безусловно, «доведут до ума». В нее уже вложено столько труда, денег и времени, что бросать этот проект очевидно бессмысленно. Кроме того, истребительный авиапарк большинства западных стран действительно нуждается в обновлении. Поэтому нет особого смысла обсуждать неполадки в программном обеспечении истребителя или же в системе обеспечения жизнедеятельности пилота. Понятно, что никто не примет в эксплуатацию самолет, стоящий 100 млн долларов, в котором летчики теряют сознание.

Хотя, конечно, то количество недоработок, которое имеется в конструкции истребителя сегодня, потребует для исправления значительного времени. В отчете Пентагона указывается на 91 обнаруженный дефект, и их вряд ли успеют исправить до 2019 года. Более вероятной датой начала полноценной эксплуатации F-35 кажется 2021 или 2022 год.

F-35 на выставке

Лучше сказать несколько слов о летно-технических характеристиках машины, которые исправить уже вряд ли удастся. Чаще всего нарекают на тихоходность F-35, высокий уровень ЭПР, низкую маневренность истребителя. Да, максимальная скорость (1930 км/ч) у этого самолета ниже, чем у F-22 (2410 км/ч) или Су-35 (2778 км/ч), то же самое можно сказать и о тяговооруженности. Но F-35 это, все-таки, больше ударный самолет, чем истребитель. Он изначально задумывался в качестве дополнения к «Раптору», который имеет значительные преимущества в воздушном бою.

Трудно дать оценку уровню ЭПР у истребителя. Часть экспертов нарекает на недостаточную «невидимость» F-35, но разработчики заявляют, что его ЭПР ниже, чем у F-22. Значительная удельная нагрузка на крыло действительно делает F-35 не слишком маневренным, но как уже было сказано выше, американцы не придают этому критерию не слишком большого значения.

F-35 уже был протестирован в учебных боях, и, надо сказать, что результаты оказались весьма впечатляющими. Он просто «раскатал» новейшие европейские Rafale (18:0) и Eurofighter Typhoon (19:0). С F-15E «тридцатьпятый» разошелся со счетом 16:1. Причем большинство противников было уничтожено еще до визуального контакта самолетов. В феврале нынешнего года F-35 «схлестнулся» с F-16 – одним из лучших истребителей четвертого поколения. И опять безоговорочная победа – 15:1. Совсем неплохо для неуклюжего «пингвина»!

Кабина пилота F-35

Очень высокого мнения о F-35 американские и израильские пилоты. Командующий ВВС Израиля Эшель прилюдно восхищался потенциалом машины и заявил, что она поможет летчикам его страны сохранять превосходство в воздухе в последующие десятилетия.

Много вопросов вызывает сама концепция «самолета на все случаи жизни». Но даже ее американские авиастроители практически сумели воплотить жизнь, причем в облике самолета пятого поколения. Ну а всем злопыхателям можно указать на российский ПАК-ФА, который уже который год находится в хронической стадии опытно-конструкторских работ.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них