История вооружений имеет немало примеров того, как появление одного вида вооружения было способно изменить существующие на тот момент военные доктрины. Другое дело, насколько новые образцы вооружений оказались эффективными в боевых условиях, смогли ли они принести реальную пользу воюющим армиям или обеспечили только известность и славу своим создателям. Об этом можно судить, оценивая те образцы вооружения, которые появились на полях сражений Второй Мировой войны. Здесь в один выдающийся ряд можно поставить советский «летающий танк» Ил 2 и средний танк Т-34, американскую летающую крепость В-29 и истребитель Р-39 «Аэрокобра», немецкий тяжелый танк T-VI «Тигр» и пикирующий бомбардировщик Ю-87. Эти образцы вооружений действительно прославились на полях сражений. Разница заключается только в том, что одни стали оружием победы, а другим было суждено просто войти в историю в качестве удачных конструкторских решений.

Ил-2М3
Советский штурмовик в этом списке занимает почетное место, став одним из самых массовых военных самолетов. Начиная с 1941 года, по 1945 год в Советском Союзе на авиационных предприятиях было выпущено 36 тыс. самолетов различных модификаций. Советская машина успешно прошла всю Вторую Мировую войну, сражаясь на Западе против войск «вермахта» и принимая участие в разгроме японской армии на Дальнем Востоке. Самолет Ил 2, его последняя модификация штурмовик Ил 10 продолжал после войны находиться на вооружении Войска Польского, армий Чехословакии, Болгарии, Югославии и Монголии.
Последнее боевое крещение легендарный штурмовик получил в небе Кореи уже в 1953 году, где закончилась эра поршневой военной авиации. Столь длительная боевая служба объясняется особенности конструкции самолета и его высокими летно-техническими характеристиками. Советским конструкторам первым удалось создать одетый в броню самолет, способный не только летать, но и эффективно воевать.

Ил-10 в Корее
Кому и как в Советском Союзе пришла мысль создать «летающий танк»?
Идея использовать авиацию для борьбы с наземными целями появилась с того момента, как в небо над Балканами во время Первой и Второй балканских войн поднялись еще первые и несовершенные бипланы. Пилоты уже тогда поняли, что противнику можно наносить урон с воздуха, используя для этого самолет как средство доставки боеприпасов. В годы Первой Мировой войны авиация впервые была разделена на два основным вида — бомбардировочная и истребительная. На бомбардировщики возлагались задачи по нанесению бомбового удара по позициям противника в глубине фронта и в тылу. Истребители должны были своими действиями противодействовать проникновению вражескими бомбовозов.
Авиация в те времена применялась в основном, как средство нанесения стратегических ударов. О тактическом применении самолетов для поддержки наступающих или обороняющихся войск еще никто и не думал. С этой задачей справлялась артиллерия.

Штурм позиций
Уже в ходе боевых действий летчики пытались применять свои машины для выполнения штурмовых операций на передке. Первоначально эффект применения воздушных судов в качестве штурмовика был ошеломляющим, однако на земле быстро нашли против атакующего на бреющем полете самолета эффективное средство. Ружейный пехотный огонь и пулеметы мгновенно выводили из строя полотняные машины. Требовалось не только увеличить скорость полета, но и обеспечить машину надежной защитой. Вдобавок ко всему для успешной атаки наземных целей требовалось значительно усилить огневую мощь самолета. Концепция, которая легла в основу, заключалась в следующих аспектах:
- летательный аппарат должен обладать всеми огневыми средствами поражения наземных целей;
- дальность полета машины должна обеспечивать проведение воздушной атаки из глубины в тактическую полосу фронта;
- скорость полета и наличие оборонительных средств должны обеспечить машине неуязвимость от огня наземных средств ПВО;
- самолет должен обладать достаточной грузоподъемностью и высокой энерговооруженностью.
Все перечисленные аспекты и легли в основу технического задания, над которым стали работать конструкторы. К такому решению пришли военные и конструкторы в разных странах. Попытки установить на имеющиеся серийные машины броневую защиту не увенчались успехом. Аналогичными неудачными вариантами было отмечено стремление установить на самолет более мощное вооружение. Тот технический ресурс, который был изначально заложен в конструкцию боевых самолетов того времени, мощность двигателя и образцы вооружений не позволяли создать полноценный штурмовик. В СССР к этой проблеме возвращались неоднократно и каждый раз перед конструкторами и военными вставали те же проблемы. Ситуация застряла в мертвой точке до тех пор, пока не появилась разработка С.В. Ильюшина, сумевшего создать концептуально новый штурмовик, самолет Ил 2.
В чем чудо кроется чудо Ильюшина?
Занимаясь разработкой самолета для поддержки наземных операций войск, С.В. Ильюшин пошел другим путем. Вместо обычно предпринимаемого конструкторами технического решения — использовать для штурмовика мощный двигатель и установку броневых листов на уже готовый корпус — советский конструктор предложил использовать центроплан, изготовленный из брони. В бронированном корпусе находился двигатель и частично кабина пилота. В дальнейшем на бронированный центроплан монтировались фюзеляж и крылья. Таким образом, достигалась необходимая защита жизненно важных узлов машины, при этом получалась существенная экономия веса летательного аппарата. На бронированный корпус было легче установить мощное наступательное вооружение. Предполагалось, что самолету, идущему на атакующих курсах к земле, будет не страшен ни ружейный, ни пулеметный огонь.

Бронекорпус
Вместо обычных пулеметов калибра 7,62 мм, Ильюшин установил на свой штурмовик скорострельные авиационные пушки. Помимо стрелкового вооружения самолет мог нести так же и бомбовую нагрузку. Именно комбинация мощного наступательного вооружения с бронированным корпусом обеспечили успех будущему советскому штурмовику Ил 2, самолету с которым Советский Союз вступил в Великую Отечественную войну.
Важно отметить, что новый самолет для советских ВВС не стал результатом решений, принимаемых наверху. Большая часть разработки новой машины велась Ильюшиным и его КБ в инициативном порядке. С.В. Ильюшин к тому времени уже был хорошо известным авиационным конструктором. Его дальний бомбардировщик ДБ-3 стоял на вооружении Советских ВВС. Правительство по достоинству ценило не только творческий талант конструктора. В 1938 году Ильюшину было доверено управлять Главным управлением авиационной промышленности. Эти качества и профессиональные возможности позволили советскому конструктору в довольно трудной обстановке довести свое детище до завершения. С его подачи металлурги сумели наладить технологию изготовления бронекорпуса будущего самолета. Самолет должен был быть не только бронированным, но и иметь обтекаемые формы.

ЦКБ 55
Первая опытная машина выкатилась на взлетную полосу испытательного аэродрома в октябре 1939 году, когда в Европе уже полыхала Вторая Мировая война. Опытный образец получил заводской индекс ЦКБ-55. Среди военных новая машина называлась БШ-2, что сокращенно означало бронированный штурмовик – второй.
На заметку: В СССР в конце 1040 года было принято присваивать нумерацию с четными цифрами самолетам бомбардировочной авиации (Ил-4, Пе-2 и Пе-8), и обозначать нечетными цифрами истребители (Як-1, ЛаГГ-1 и Миг-3). Эта система обозначений используется до сих пор в ВКС России.
Новый самолет сначала был двухместный. Конструкция была выполнена в традиционном для того времени исполнении — свободнонесущий моноплан с полуубирающимися шасси. Все основные узлы и агрегаты летательного аппарата были спрятаны в бронированный корпус. Двигательная установка была представлена мотором АМ-35 конструкции Микулина мощностью 1350 л/с. Поднял новый самолет в воздух, будущий Ил 2, летчик-испытатель Кокинаки. Первые полеты включали не только взлет и посадку, но и предполагали проведение летных испытаний с бомбовой нагрузкой. Опытный образец успели прогнать практически во всех режимах полета. Результатом испытаний остались довольны и военные, и представители конструкторского бюро.

Испытания
Дилемма — строить Ил 2 двухместным или одноместным штурмовиком
На этом этапе важно сделать одну важную ремарку. Ильюшин изначально планировал строить двухместный самолет. Если на прямых курсах двигательная установка и летчик были надежно защищены, то задняя полусфера была полностью открыта для огня противника. С этой целью в экипаж штурмовика был включен второй член экипажа — стрелок. Его задачей было обеспечить прикрытие самолета с задних углов от истребителей противника. Самое любопытное, что на тактико-технических характеристиках наличие второго пилота никак не отражалось. Самолет сохранял допустимую бомбовую нагрузку и летные характеристики, заложенные в техническом задании.

Горбатый
Существует на сегодняшний день две версии, объясняющие ту ситуацию, которая возникла с запуском в серию нового самолета. Среди биографов советского конструктора немало сторонников идеи, что решение о запуске в серию одноместного самолета принято было военным руководством. Сам С.В. Ильюшин изначально отстаивал позицию выпускать для армии двухместный штурмовик. На реплики, что в будущей войне у советских пилотов не будет особой угрозы в воздухе, конструктор отвечал другими аргументами. Каждый самолет должен иметь техническую возможность постоять за себя.
Другая версия, которой придерживаются историки нового поколения, свидетельствует о том, что сам Ильюшин был инициатором запуска в серийное производство одноместной машины. Еще на стадии разработки опытного образца ставка делалась на одноместный вариант штурмовика. Только вмешательство наркомата обороны привело к тому, что к опытным испытаниям Ильюшину и его КБ был подготовлен и второй вариант штурмовика — в двухместном исполнении. Итогом испытаний новой машины стал приказ Народного Комиссара авиационной промышленности А.А. Шахурина о начале серийного производства ЦКБ-55. В серию пошла одноместная версия. Первые серийные машины сошли с конвейера воронежского завода №18 в феврале 1941 года. Советский самолет, штурмовик Ил 2 встретил начало Великой Отечественной войны одноместным, получив в войсках прозвище «горбатый». Мидель одноместной кабины резко выделялся на фоне фюзеляжа машины, образуя характерный горб.

Два варианта
Дилемма, возникшая с вариантами конструкции боевой машины, обернулась для советских ВВС крайне неприятной ситуацией. Уже в ходе боевых действий быстро выяснилось, что одноместная машина представляет собой прекрасную мишень для немецких истребителей. В первые месяцы войны, когда немецкие «люфтваффе» безраздельно господствовали в воздухе, советские Илы несли большие потери. Вылетающие на задание эскадрильи советских штурмовиков не имели полноценного истребительного прикрытия. Бронированный самолет оказался совершенно беззащитным при атаке сзади. Несмотря на свои высокие тактико-технические и летные характеристики, быстро выяснилось, что бронированный штурмовик срочно нуждается в усилении оборонительных средств защиты.
Оценив масштабы потерь горбатых на фронте, Наркомат обороны принял решение вернуться к двухместному варианту машины. Времени на модернизацию конструкции не было, поэтому было решено продолжать выпуск горбатых штурмовиков в одноместном варианте и параллельно осваивать производство двухместных машин. Уже в сентябре 1942 года советские заводы начали выпускать двухместные штурмовики, получившие индекс Ил 2М. Кабину удлинили, усадив в ней стрелка и установив в качестве оборонительного средства крупнокалиберный 12,7 мм пулемет УБТ. В таком виде штурмовик стал практически неуязвимым при атаках сзади. Немецкие асы не раз смертельно ошибались, пытаясь все так же атаковать советские «летающие танки» сзади. Теперь истребители противника встречал шквальный огонь крупнокалиберного пулемета.

Мессер атакует Ил 2
Советский Ил 2 – самолет или «летающий танк»
Особенности конструкции самолета Ильюшина заключались в том, что бронекорпус являлся рабочей частью всей конструкцией. Спрятав все важные элементы машины под защиту брони, советские конструкторы обеспечили новой машине практически полную неуязвимость от зенитного огня с наземных средств ПВО. За это качество самолет получил в войсках негласное прозвище «летающий танк». Масса бронированной части самолета составляла всего 990 кг. Толщина бронированного корпуса варьировалась от 4 до 8 мм. Этого было вполне достаточно, чтобы выдержать прямое попадание снарядов крупнокалиберных пулеметов.
Остальная часть фюзеляжа изначально была дюралюминиевой, однако ввиду острой нехватки этого материала, серийные образцы стали выпускать с деревянной, фанерной хвостовой частью. Такая комбинация конструктивных материалов сначала вызывала недоверие со стороны военных, однако в ходе боевых действий обнаружилась высокая живучесть летательного аппарата. Нередки были случаи, когда с задания возвращались самолеты с полностью разбитой хвостовой частью. При этом все основные силовые элементы машины, спрятанные в бронированном корпусе, оказывались нетронутыми.

Подготовка к вылету
Модернизированный штурмовик получил не только двухместную кабину, но и более мощный двигатель, АМ-38Ф. Вместо слабеньких 20 мм пушек ШВАК, на ИЛ 2М начали устанавливать 23 мм пушки ВЯ, обладающие сокрушающим поражающим действием. Изменили и форму крыла, в результате чего самолет стал более устойчивым на угловых курсах атаки. Обновленный советский штурмовик, горбатый Ил 2, поступивший на оснащение советских ВВС под индексом Ил 2М3 в конце 1942 года, сумел продемонстрировать свои боевые характеристики при разгроме немецких войск под Сталинградом.
С этой модификацией Советский Союз громил немецкие войска под Курском и во время Белорусской наступательной операции 1944 года. В боях за Восточную Пруссию и при взятии Берлина советские штурмовики выполняли основной объем работы, обеспечив атакующей советской пехоте надежную огневую поддержку на поле боя.