WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Ил-20: история создания, описание и модификации самолёта-долгожителя

Самолет Ил-20

Ил-20 – это советский самолет РЭБ и радиоэлектронной разведки, созданный в ОКБ Ильюшина в середине 60-х годов. Основой для него послужил пассажирский самолет Ил-18.

Первый полет Ил-20 состоялся в марте 1968 года, в 1969 году началась его эксплуатация. Продолжается она и поныне: по состоянию на 2016 год в составе ВКС и авиации ВМФ РФ находится несколько десятков различных модификаций самолета Ил-20.

Производство этой машины было развернуто на авиационном заводе №30 (г. Москва), оно продолжалось с 1968 по 1976 год.

История создания

В конце 50-х в Советском Союзе началась эксплуатация нового турбовинтового пассажирского самолета Ил-18. Машина получилась настолько удачной, что почти на два десятилетия она стала настоящей «рабочей лошадкой» советской гражданской авиации. Ил-18 использовался не только в Советском Союзе, но и активно поставлялся за рубеж. На его базе было создано несколько модификаций и целый ряд самолетов для выполнения специальных заданий, в том числе и для Министерства обороны.

Ил-20 на земле

Надо сказать, что многие из этих военных машин практически не отличались от гражданских авиалайнеров (нередко они даже были окрашены по стандартам «Аэрофлота»), но при этом они по факту были одними из самых секретных самолетов в Советском Союзе. Информацию о них оберегали более тщательно, чем данные о новейших истребителях и бомбардировщиках.

Эти самолеты, носившие обозначение Ил-20 и Ил-22, использовались для проведения радиоэлектронной разведки, в качестве ретрансляторов, летающих командных пунктов… Их выпуск продолжался уже после того, как их «родитель» – Ил-18 – был снят с производства.

После громкого фиаско с самолетом-разведчиком U-2, который был сбит советскими ПВО в мае 1960 года, стало очевидным, что безнаказанным шпионским полетам над СССР, пришел конец. Поэтому американцы изменили тактику и начали использовать для сбора развединформации специальные самолеты радиоэлектронной разведки. Они барражировали у границ СССР и стран Восточного блока, не вторгаясь в их воздушное пространство и не нарушая международные нормы.

В 1964 году на вооружение был принят первый такой самолет RC-135. Его разработали на базе пассажирского «Боинга 707». Долгие годы RC-135 был настоящей «головной болью» для советской ПВО. Этот самолет регулярно использовался для проведения шпионских миссий. При этом он никогда не нарушал государственную границу СССР, что делало его перехват и уничтожение невозможным.

Взлет Ил-20

Естественно, что работы в области электронной разведки и РЭБ велись и в СССР. Советским военным очень понравилась концепция самолета RC-135, в середине 60-х годов отечественная промышленность занялась созданием аналога подобной машины. В марте 1965 года на этот счет вышло специальное правительственное постановление, которое позже было продублировано приказом министра авиационной промышленности. Разработка самолета комплексной разведки приграничной территории была поручена специалистам ОКБ Ильюшина.

Самолет-разведчик было решено создавать на базе Ил-18Д – конструкция и летно-технические характеристики этого авиалайнера практически идеально подходили для выполнения подобной работы. Выпуск этой модификации самолета начался летом 1965 года, в это же время «Аэрофлот» приступил к ее эксплуатации. Производство Ил-18Д продолжалось до 1969 года. На основе данной модификации было выпущено большинство «военных» вариантов самолета.

Ил-20 в воздухе

Из всей линейки «восемнадцатых» Илов именно Ил-18Д имел наибольшую дальность полета, что являлось важнейшей характеристикой для самолета-разведчика подобного типа. В отличие от предыдущих моделей Ил-18, этот авиалайнер оснащался более совершенной и экономичной силовой установкой на основе двигателей АИ-20М и имел дополнительные топливные баки. На полной заправке он мог преодолеть 6400 км.

Основным инструментом, с помощью которого Ил-20 выполнял свои функции, являлась радиолокационная станция бокового обзора (РЛС БО) «Игла», поэтому в некоторых источниках этот самолет еще называют Ил-18Д «Игла». Данный радар был спроектирован в СКБ-1 НИИ Радиоэлектроники (г. Ленинград). Кроме радиоэлектронной разведки, Ил-20 мог проводить и аэрофотосъемку местности.

Переоборудование первого Ил-18Д в разведывательный самолет началось в мае 1967 года на авиационном заводе №30. Оно завершилось в начале 1968 года, а уже в марте стартовали заводские испытания новой машины. Первый полет будущего Ил-20 состоялся 21 марта, испытания были завершены в 1969 году.

Ил-20М "Красный 21"

Их результаты показали, что в плане пилотирования Ил-20 практически ничем не отличается от серийного Ил-18Д. Оно было легким и удобным, хотя расположение антенны под фюзеляжем самолета несколько уменьшало его устойчивость.

В целом машина получила положительную оценку и была рекомендована к серийному производству, которое было развернуто здесь же, на заводе №30.

Второй этап испытаний Ил-20 проходил в 1971-1972 гг., и только после его успешного завершения самолет стал поступать в вооруженные силы.

Вскоре, вслед за Ил-20, были разработаны и запущены в производство более совершенные самолеты Ил-20М и Ил-20М1. Все вышеперечисленные разведывательные машины не входили в состав обычных авиационных подразделений, они находились в прямом подчинении командующих военных округов. Как правило, в каждом округе имелось несколько самолетов Ил-20. Считается, что до 1976 года на заводе №30 было изготовлено несколько десятков Ил-20 различных модификаций.

На протяжении всего периода своей эксплуатации самолеты Ил-20 регулярно привлекались к учениям вооружённых сил СССР. Первыми из них стали войсковые учения «Двина», которые проходили в начале 1970 года.

Ил-20 на учениях

Практически сразу после принятия на вооружение Ил-20 стали осуществлять патрулирование нейтральных вод различных районов Мирового океана, что не осталось незамеченным для вероятного противника. Однако американцы долго не могли определить, что представляет собой Ил-20, и какие задачи он способен решать. Только в 1978 году он был классифицирован и получил кодовое обозначение Coot-А.

Позже Ил-20 привлекался для выполнения разведывательных полетов в Афганистане.

В 90-е годы самолеты Ил-20 стали постепенно снимать с боевого дежурства, потому что их бортовое радиоэлектронное оборудование уже не соответствовало требованиям времени. Его демонтировали, а самолеты переделывали для перевозки пассажиров и грузов.

В 1980 году в эксплуатацию были приняты самолеты телеметрии Ил-18РТЛ и Ил-20РТ. Эти машины также были созданы на базе модификации Ил-18Д. Они использовались при испытательных пусках ракет самого различного назначения. Эти самолеты обслуживали, как гражданскую космическую программу, так и привлекались при запусках баллистических и крылатых ракет.

Пунктом базирования Ил-18РТЛ и Ил-20РТ был аэродром «Крайний» (Байконур). Данные машины были незаменимы при поиске спускаемых капсул с советских спутников фоторазведки. Самолет засекал сигнал с такой капсулы, а затем направлял в район ее приземления авиационную или наземную группу поиска.

В 70-е годы на базе Ил-18Д был создан воздушный командный пункт Ил-22.

В 2009 году началась программа переоборудования Ил-22 в самолет-постановщик помех Ил-22ПП. В прошлом году три первых Ил-22ПП были переданы военным.

Описание конструкции

Ил-20 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это четырехмоторный низкоплан с однокилевым хвостовым оперением и убирающимся трехопорным шасси.

Фюзеляж самолета цельнометаллический типа полумонокок. Под ним в специальной гондоле размещалась антенна РЛС БО «Игла». Она имела характерную сигарообразную форму. Оборудование РЛС располагалось в переднем багажном отсеке самолета.

Чертеж Ил-20

В состав силовой установки Ил-20 входили четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М, мощностью по 4225 л. с. каждый.

Трехопорное убирающееся шасси состояло из двух основных и передней стойки. Основные стойки шасси четырехколесные, передняя стойка шасси имела два колеса.

Экипаж самолет Ил-20 состоял из шести человек: двух пилотов, бортрадиста, бортинженера и штурмана. Кроме того, радиоэлектронное оборудование обслуживалось шестью операторами, рабочие места которых находились в передней и средней кабине машины. Салон самолета был полностью переделан, в его хвостовой части располагались помещения для отдыха экипажа с буфетом, туалетами, креслами. Также в задней части фюзеляжа находился аварийный люк, через который можно было покинуть самолет в случае возникновения нештатной ситуации.

Радиолокационная станция «Игла-1» была основным инструментом ведения разведки на Ил-20, однако отнюдь не единственным. По бортам самолета в специальных обтекателях размещались фотоаппараты комплекса аэрофотосъемки А-87П. Их объективы закрывались сдвижными шторками. Наличие данных обтекателей – это еще один признак (кроме антенны РЛС), по которому можно было отличить самолет-разведчик от гражданской версии самолета. В задней части обтекателей размещались антенны системы радиотехнической разведки «Ромб», в задачу которой входило обнаружение источников радиоизлучения, их частоты и расположения.

Разведывательное оборудование Ил-20

Для более детального изучения радиоизлучающих объектов противника на борту Ил-20 размещался комплекс «Квадрат», а для перехвата радиопереговоров в УКВ-диапазоне использовалась система «Вишня».

Ил-20 стал первым отечественным самолетом, предназначенным для ведения радиоэлектронной разведки. Хотя, конечно, в наши дни эту машину можно назвать морально и физически устаревшей.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них