WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Ил 476 — новая жизнь самого известного транспортного самолета

В современных Вооруженных Силах Российской Федерации военно-транспортная авиация занимает особое место. Это связано не только с необходимостью быстро решать оперативно-тактические задачи по переброске грузов военного назначения, военной техники и личного состава на большие расстояния. Несмотря на то, что воздушные транспортно-грузовые перевозки в России являются едва ли не единственным эффективным инструментом армейской и народнохозяйственной логистики, состояние самолетного парка нельзя назвать удовлетворительным. По мнению военных и экспертов в области транспортных авиаперевозок, новый самолет Ил 476  способен изменить ситуацию в лучшую сторону.

Ил-476

Нужен ли новый транспортник для ВКС России

Основную нагрузку в осуществлении воздушных транспортно-грузовых перевозках в России продолжают выполнять самолеты Ил-76. Безусловно – это хорошие, надежные и проверенные временем машины. Однако солидный возраст, транспортные «илы» начали выпускать еще в начале 70-х годов, большинства машин не позволяет в полной мере решать поставленные военно-технические логистические вопросы.

Для своего времени Ил-76 был замечательной машиной, благодаря которой Советский Союз имел один из самых крупных парков транспортной авиации. Ильюшинские транспортники решали самые разнообразные задачи, находясь на службе не только у военных, но и осуществляя транспортное обеспечение гражданских отраслей. Самолет выпускался в различных модификациях, которые были специально приспособлены для выполнения тех или иных задач. До 2000 года с конвейера авиационного завода в Ташкенте сошло 950 машин, которые составляли основу самолетного парка военно-транспортной авиации Вооруженных Сил Советского Союза. С развалом СССР эти машины стали основным транспортным средством военно-транспортной авиации в вооруженных силах и подразделениях МЧС Российской Федерации, Украины, Армении и Республики Беларусь. Продолжает эксплуатироваться эта машина и за рубежом.

Ил-76

Однако время беспощадно даже к таким надежным и проверенным машинам. Сегодня «семьдесят шестой» устарел морально. Не хватает самолету новых технических средств, способных оживить конструкцию лайнера. Слабая авионика и радиоэлектронное оборудование существенно ограничивают технологические возможности транспортника, ограничивают его сферу эксплуатации. Большой технологический задел, которым обладала конструкция самолета, позволял провести существенную модернизацию машины, результатом которой стал практически новый самолет, транспортник Ил 476.

Потребность в новой машине для транспортной авиации ощущается достаточно остро. Этого требует нынешняя концепция развития вооруженных сил, сложившаяся военно-политическая обстановка. Планы на совместное строительство с Украиной военно-транспортного самолета Ан-70 приказали долго жить. В такой ситуации единственным выходом из сложившейся ситуации стала возможность обновить парк ВКС модернизированным самолетами Ил-76. Тем более что в КБ им. Ильюшина уже имелись технические наработки и соответствующая документация на предстоящую модернизацию машины. Авиаконструкторы одного из старейших в стране конструкторского бюро совместно со специалистами авиационного завода «Авиастар», заявили о возможности проведения кардинальной модернизации самолетов Ил-76 усилиями отечественной авиапромышленности.

Авиазавод в Ташкенте

Следует отметить, что основное производство ильюшинских машин осуществлялось в Ташкенте (Республика Узбекистан). Проводить модернизацию самолета Ил-76 в условиях, когда основная производственная база находится в иностранном государстве, связано с рядом технических и политических проблем. В 2006 году было принято решение о начале производства нового транспортного самолета, используя конструктивную и технологическую базу Ил-76 на авиационном заводе «Авиастар».

Модернизированная версия машины получила название Ил-76МД-90А. Неофициальное название проекта изделие Ил-476. Судя по информации, взятой из проекта, перед нами практически новый с технической точки зрения транспортный самолет.

Цели и функции, которые будет способен выполнять новый самолет

Проект нового самолета предусматривает создание тяжелого оперативно-тактического и в какой-то мере стратегического военно-транспортного самолета. Машина будет способна осуществлять транспортировку военно-технических грузов различного назначения и войсковые подразделения на значительные расстояния. Конструкция самолета рассчитана на наземную погрузку-выгрузку грузов и посадку-высадку личного состава, десантирование грузов и личного состава парашютным способом во время полета.

Чертеж-схема Ил-476

Технологически конструкция самолета позволяет транспортировать всю номенклатуру военно-полевой техники, стоящей на вооружении российской армии. Это бронированные боевые машины, артиллерийские и зенитно-ракетные установки всех существующих типов и калибров, инженерно-строительная техника. В доработанном и в специализированном варианте самолет может быть переоборудован в санитарно-медицинский летающий транспорт. Новые самолеты предполагается использовать для тушения масштабных возгораний и лесных пожаров.

Военно-транспортная версия самолета Ил 476, которая является основной базой проекта, предполагает наличие специального транспортно-десантного оборудования, которое может обеспечить следующие возможности:

  • перевозка крупногабаритных грузов, универсальных морских контейнеров, поддонов и паллет;
  • перевозка и десантирование с помощью парашютов десантных подразделений;
  • транспортировка личного состава;
  • безпарашютный сброс грузов на малой высоте.

Погрузка-разгрузка грузов осуществляется через широкоформатный грузовой люк. Для подачи контейнеров и поддонов на борт, транспортный отсек оснащен грузовыми лебедками, оборудованными ручным и электрическим приводом. Специальные тельферы могут свободно погрузить на борт грузы массой  до 10000 кг. Для удобства подачи грузов и выгрузки грузовой отсек оснащен рампой, способной занимать любое удобное положение. Грузоподъемность рампы составляет 30 тонн. Самоходная техника самостоятельно осуществляет въезд на борт и съезд на ВПП.

Погрузка военной техники

Перемещение грузов внутри грузового отсека осуществляется с помощью роликов, перемещающихся на балках и по монорельсу. Для того, что бы перевозка людей в грузовом отсеке была достаточно комфортной и безопасной предполагает создавать самолет в однопалубном исполнении. В таком варианте внутри грузового отсека, сидя на креслах, размещается до 150 человек. При двухпалубном исполнении внутри машины могут разместиться до 225 человек.

Система десантирования самолета Ил 476, которую планируется установить, позволит осуществлять одиночную и серийную выброску грузов на специальных платформах.

Описание деталей проекта Ил 476

Техническая документация, которая имеется сегодня в распоряжении СМИ, позволяет утверждать о том, что старенький транспортник ожидает глубокая модернизация. Другими словами, в Ульяновске планируется наладить выпуск нового транспортного самолета на базе машины Ил-76МД, стоящей на оснащении ВКС России. Вся необходимая работа по модернизации своего детища в КБ им. Ильюшина велась еще в годы существования СССР. После окончания перипетий с переводом основного производства «семьдесят шестого» в Ульяновск, стали вырисовываться контуры и масштаб предстоящей модернизации. В целом, к началу 2009 года были закончены основные проектные работы по новой машине, что позволило в новом году приступить к созданию первого опытного образца – прототипа «01-02». Этому способствовал подписанный контракт между Минпромом России и корпорацией ОАК — Транспортные Системы на проведение модернизации самолета Ил-76МД в рамках проекта изделие 476.

По состоянию на 2010 год основные работы по строительству опытного экземпляра находились на стадии завершения. Готовую машину авиастроители Ульяновска обязались выпустить в 2012 году.

Вдаваясь в детали проекта, важно отметить следующие аспекты. Модернизированный лайнер имеет отличия от своего предшественника в конструктивном плане. Изменена конструкция крыла, которое получило новую схему сборки. На самолет установили новые, более мощные и экономичные двигатели ПС-90А-76, обеспечивающие тягу в 14500 кгс. Эти двигатели созданы на ОАО «Пермский моторный завод» в рамках программы замены старых турбовентиляторных реактивных двигателей Д-30КП, которыми оснащались ранние версии Ил-76. В процессе создания нового двигателя были учтены новые жесткие требования по экологической безопасности и шумности.

Двигатели ПС-90А-76

В дополнение к новым двигателям проект самолета  Ил 476 предусматривает установку новой топливной системы, способной сделать эксплуатацию новой машины более рентабельной и экономичной. Навигационное оснащение модернизированного транспортника включает новый цифровой навигационный комплекс. Пилотирование машины обеспечивается новыми автоматизированными системами управления. В целом, от старой машины остался только фюзеляж. Даже кабина пилотов получила новые формы, дизайн и оснащение. Основные летно-технические характеристики модернизированной версии выглядят следующим образом:

  • длина машины 46,6 м;
  • размах крыльев составляет 50,5 метра;
  • взлетная масса самолета составляет 190 тонн;
  • полезная нагрузка 50 тонн;
  • крейсерская скорость 750-800 км/ч;
  • практический потолок 12000 м;
  • максимальная дальность при полной загрузке (52 тонны) составляет 5000 км.

Грузовой отсек Ил-476

Грузоподъемность самолета определяется характером и видом грузовых перевозок. В военно-транспортном варианте самолет способен обеспечить перевозку полторы сотни военнослужащих в полной экипировке или личный состав спецподразделений количеством до роты. В транспортно-медицинском варианте на борту воздушного судна может находиться медицинский персонал и 114 пострадавших. Экипаж транспортника состоит из 5 человек.

Планируемые масштабы производства

Производство машин Ил 476 будет осуществляться на Ульяновском авиазаводе «Авиастар». Планируется выпускать машину в военно-транспортном исполнении, для нужд гражданской транспортной авиации, а также в качестве топливозаправщика и самолета ДРЛО.

На начало 2010 года по оценкам экспертов потребности ВКС в транспортных самолетах нового типа оценивается в 38 единицы. До 2020 года планируется полностью переоснастить модернизированными машинами всю военно-транспортную авиацию, включая парк самолетов МЧС.

Первый полет Ил-476

Первый опытный образец «01-02» был продемонстрирован широкой публике в декабре 2011 года. После ряда осмотров машину перевели на летно-испытательную базу авиазавода. Итогом этих мероприятий стал первый полет опытной машины, который состоялся в сентябре 2012 года. Испытания проводились на взлетно-посадочной полосе аэродрома «Ульяновск-Восточный».

Первые серийные машины в количестве 3 единиц в военно-транспортном варианте и в качестве топливозаправщика, должны быть собраны в рамках заключенного контракта между ОАО «Авиастар» и ОАО «ОАК-ТС».

Заключение

Важно отметить, что самолет Ил-76МД-90А создавался в соответствии с новыми требованиями, которые предъявляются к современной военно-транспортной авиации. Новые технологии являются основными аспектами модернизации лайнера, коснувшейся буквально всех элементов конструкции и оснащения. В результате авиаконструкторам удалось создать практически новый самолет, который выгодно отличается от своего предшественника. Новые двигатели, установленные на воздушном судне, позволяют новому «илу» совершать рейсы на любых маршрутах. Конструкторы при создании самолета учли все требования ICAO по экологической безопасности.

Сборочный цех "Авиастара"

Помимо нового и совершенного навигационного оборудования, самолет стал экономичнее, что положительным образом отразилось на дальности полета. Насколько удачно будет реализована в дальнейшем программа строительства самолета, покажет время. С технической и технологической точки зрения производственные мощности завода «Авиастар» готовы для начала крупносерийного производства новой машины.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них