WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

ИЛ-80 — летающий командный пункт управления Вооруженными Силами

string(10) "error stat"

Ил-80

Летающие командные пункты стали разрабатываться, когда ядерные средства поражения достигли такой мощности, что глубоко эшелонированные подземные сооружения уже не могли обеспечить должную защиту. Летающий командный пункт в сопровождении авиационной эскадрильи современной истребительной авиации является хорошо защищенным объектом. Он мобильный, быстро перемещается. Кроме того, такие самолеты могут потребоваться при неядерных вооруженных конфликтах для эвакуации высшего командного состава. Такие самолеты не предназначены для серийного производства, это штучные изделия. Всего с начала 80-х годов изготовлено четыре ИЛ-80. Этого более чем достаточно с учетом того, что половина экземпляров является запасными (резервными) на случай повреждения основного самолета.

Базовый самолет ИЛ-86

Отличительная особенность самолетов Ил-86 и 96 — почти полное отсутствие катастроф. Эти самолеты отличаются высочайшей технической надежностью. Неслучайно именно ИЛ-96 выбран в качестве борта №1 России. И именно на нем остановили выбор, когда потребовалось разработать самолет судного дня. Здесь есть небольшое отличие. Если борт №-1 России построен на базе ИЛ-96, то ИЛ на базе ИЛ-86. При этом ИЛ-96 отличается от 86-го более мощными двигателями. У него меньше полоса разбега, и начинающему летчику его легче поднять в воздух. Для редко используемого ИЛ-80 вполне хватает динамических качеств ИЛ-86 с двигателями старого образца.

Летающий командный пункт имеет возможность многочасового пребывания в воздухе. Оружие на нем не установлено. Все задачи по охране решаются эскадрильей. Предусмотрена внешняя дозаправка в полете. Специальное устройство закреплено на кабине пилотов и хорошо видно снаружи. Для защиты от радиации в самолете отсутствуют иллюминаторы. Его внешний вид отлично узнаваем. Дальность полета без дозаправки — 9000 км. С дозаправкой самолет может находиться в воздухе десятки часов. Такая необходимость вряд ли может возникнуть при эвакуации высшего командного состава или в реальных боевых действиях, но как резервный вариант она предусмотрена.

Секретное оборудование радиосвязи

ИЛ-80 в настоящее время стоит на вооружении. В связи с этим его внутреннее оборудование является секретным. О нем известно немного. Изготовитель — предприятие «Звено-2». Название изделия — «полет». Все управление войсками осуществляется при помощи радиосвязи, поэтому самолет содержит обширный комплект средств радиосвязи любой мощности и диапазона. Каждая машина РВСН комплектуется радиостанцией Р-176. Для связи с ними предусмотрены  радиостанции соответствующих диапазонов. При разрушении инфраструктуры радиорелейных станций актуальными окажутся коротковолновые станции старого образца. Снаружи самолета замечено несколько коротковолновых антенн.

Взлет Ил-80

Второе почти неуязвимое звено при ядерном ударе — космические спутники. ИЛ-80 оснащается несколькими станциями спутниковой связи всех диапазонов. В подборе радиоэлектронных средств учтено все многообразие диапазонов, протоколов передачи данных, криптографических ключей защиты военной связи. Безусловно, самолет содержит сотни радиоэлектронных систем. Все из них изготовлены на базе радиационно-стойких микросхем и транзисторов военных серий.

Радиоэлектронное оборудование должно обеспечивать связь в пределах одного полушария, что требует огромной мощности. На командный пункт ИЛ 80 установили два генератора в подвесных гондолах на крыльях. Длина гондолы — 9 метров. Диаметр — 1,3 метра. Мощность генераторов засекречена, но судя по габаритам, она составляет несколько сотен кВт.

Современное состояние проекта

Ил-80 на аэродроме

В 80-е годы было построено 4 самолета. Сейчас все ИЛ-80 находятся на аэродроме Чкаловский. Поскольку техника стоит на вооружении, информации по ней немного. Известно, что 1 или 2 самолета проходили модернизацию с оснащением более современным радиоэлектронным оборудованием. Новый ИЛ 80 использует усовершенствованные цифровые системы связи из новых образцов вооружений. Сама авиация за прошедшие 30 лет изменилась мало, поэтому модернизируется только электронная часть.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них