WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

СУ-57 (Т-50 ПАК-ФА) – перспективный российский многофункциональный истребитель пятого поколения

string(10) "error stat"

Пять букв, за которыми скрывается будущий российский истребитель. ПАК ФА — Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации. Новый истребитель 5 поколения, заступает на службу предположительно в 2020 году. Сроки уже переносились два раза, поэтому есть шансы что их перенесут еще раз. Несколько слов о том, что такое пятое поколение. Поколение истребителей — это список характеристик, которыми должна обладать боевая машина. Такой список был сформирован уже в 80ые годы и работы по созданию 5ого поколения начали одновременно в США и СССР еще в 81ом году. В 90ые в Штатах уже были готовы летные прототипы, но из-за ряда проблем разработка затянулась и первый истребитель сошел с конвейера только в 1997ом, при том что первый полет прошел ее в начале десятилетия, а в серию самолет пустили лишь в 2001. С отечественной «пятеркой», как известно, все шло еще медленнее. Развал СССР и кризис 90ых стал серьезным ударом по авиапромышленности России. Прототипами для будущего поколения истребителей были в разное время МиГ 1.44, работы над которым были закрыты из-за прекращения финансирования, вторым кандидатом был СУ-47 «Беркут». Этот самолет, с обратной стреловидностью крыла, не соответствовал требованиям пятого поколения, поэтому работы над ним были прекращены, был построен один прототип «Беркута», который сейчас используется как экспериментальный самолет.

Разработка ПАК-ФА

Работы над ПАК ФА начались в 2002 в стенах КБ Сухого. Имея неудачный опыт работы над су-47, в конструкторском бюро планировали провести детальную работу над ошибками. Новая машина получила заводской номер Т-50 и уже в 2004 был продемонстрирован первый макет самолета, который был одобрен, началось финансирование проекта и масштабные работы по его реализации. Первый летный прототип взмыл в небо в 2011 году. Летом 2017 года наконец то новейший истребитель получил свое официальное имя — Су-57. На сегодняшний день остаются нерешенными ряд проблем с двигателями и разработкой нового вооружения, которое должно принципиально отличаться от имеющихся сейчас ракет Р-73, а так же оружия для поражения различных целей. Пока что вооружение Су-57 и его особенности остаются предметом для спекуляций.

Т-50 ПАК ФА и F-22 Раптор

СУ-57 против F-22 «Раптор»

В общем доступе нет тактико-технических характеристик новейшей отечественной разработки, но уже некоторое время аналитики сравнивают ПАК ФА с F-22 «Раптор». Штаты выпустили два истребителя пятого поколения F-22 и F-35 «Лайтнинг», но вторая машина является лёгким истребителем и ее будут противопоставлять скорее будущему МиГ-57, если такой удастся построить. Сравнение с F-22 логично, ведь истребитель Су-57 готовится как отечественный ответ на перспективный истребитель США. Что же может «Раптор»? Так как это «пятерка», то само собой это крейсерская сверхзвуковая скорость, АФАР, малозаметность и самое главное это многофункциональность. Благодаря продвинутой электронике самолет 5 поколения должен уметь выполнять роли истребителя, разведчика, штурмовика, наведения других самолетов на цель и так далее. F-22 может засекать цели на расстоянии 500км, наводится и сопровождать на 380км, одновременно может вести около 20и целей. Современное вооружение позволяет поражать цели на таких дистанциях и даже больше. Поэтому от Су-57 следует ожидать как минимум характеристики не хуже чем у «Раптора». F-35 обладает более скромными характеристиками и стоит на вооружении у ряда стран НАТО, «Рапторы» же есть только у США.

СУ-57

ТТХ СУ-57 ПАК-ФА

Описание и технические характеристики есть лишь приблизительные. На данный момент достоверно известна лишь конструкция планера, приблизительный вес, информация о двигателе электронике и вооружении. По состоянию на сегодняшний день в испытаниях Су-57 все еще используют двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 — турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги. На испытаниях он смог без труда выйти на сверхзвуковую скорость. Однако уже в этом году запланирована установка нового двигателя, не модификации, а принципиально нового образца. По заявлениям конструкторов двигатель будет обладать повышенным уровнем тяги, новой турбиной, полностью цифровой системой управления, так же планируется повысить экономичность нового двигателя.

АФАР — Активная Фазированная Антенная Решетка. Неотъемлемый атрибут любого истребителя нового поколения. От пассивной версии ФАР отличается более высоким уровнем технологического процесса при производстве, который позволяет превратить каждый элемент решетки в как бы отдельный радар. Это и позволяет АФАР вести одновременно множество целей, в перспективе АФАР может вести более 30 целей и сканировать поверхность для обнаружения наземных целей одновременно. Подобная система очень дорога в производстве, поэтому установка ее на другие самолеты в виде модернизации вряд ли представляется возможным, ввиду экономической нецелесообразности. По данным на 2015 год РЛС Су-57 будет состоять из двух АФАР X и L диапазонов и двух радаров бокового обзора.

СУ-57, вид сверху

Перспективы СУ-57

С момента выхода F-22 в свет были проведены ряд тестов и симуляций боя «Раптора» с другими истребителями, в том числе Су-35, на данный момент «флагманской» машиной отечественных ВКС. Напомним, Су-35 это глубока модернизация Су-27, являющаяся поколением 4++, максимально близко к пятому поколению. Так вот по мнению экспертов бой 1 на 1 F-22 проиграет, в некоторых источниках пишут, что с большой вероятностью в каких-то с меньшей. Это объясняется более совершенной маневренностью «сушки». И это действительно так — отечественная машина обходит западный истребитель в этом плане. Так же Су-35 несет больше вооружения, что повышает шансы удачного попадания по цели. Как всегда, есть одно «но». «Раптор» крайне тяжело обнаружить из-за его «стелс» технологий и радаров, которые практически не создают излучения. Тем самым F-22 сможет вступить в бой первым, что в большинстве случаев будет являться решающим фактором, ведь «сушка» не сможет обнаружить крадущегося «Раптора» дальше чем несколько километров с помощью инфракрасного радара. С другой стороны, если пилот F-22 допустит ошибку и демаскирует себя, то у него начнутся проблемы. Но факт остается фактом. Ставка на «стелс» технологию в современной военной доктрине определенно оправдает себя. Современное вооружение, его будущие модификации, а так же новейшие разработки позволят истребителям стрелять все дальше, делая ближний бой пережитком прошлого, о котором в будущем будут шутить лётные инструкторы.

На вооружение перспективному авиационному комплексу требуются не менее перспективные ракеты, которых пока что мы не имеем. Несмотря на то что Су-35 обладает более чем грозным оружием, сама конструкция ракет предусматривает их размещение вне истребителя, в то время как самолет пятого поколения, ПАК ФА, обладает возможностью нести боекомплект внутри корпуса. Это требует создания новых видов ракет специально для новейшей отечественной машины. Уже точно известно, что для выполнения функции штурмовика в вооружение Су-57 будет включена 30-мм авиапушка.

ПАК ФА, Т-50, Су-57 — это будущее наших ВКС. Су-35 — отличная боевая машина и очевидно, что 5 поколение во многом будет превосходить 4++, поэтому скорейшая поставка на вооружение новеньких «сушек» будет являться приоритетом Сухого на ближайшие пару лет. В будущем мы возможно увидим аналог «Лайтнинга» в лице МиГ и уже заявлено о начале работ над ПАК ДА, новым стелс-бомбардировщиком для нужд дальней авиации в конструкторском бюро Туполева, первый полет этой машины ожидаем в 2025.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них