WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Самолет Ту-2, который не стал пикирующим бомбардировщиком

«Русские бомбардировщики шли на высоте 5000 м, держась ровными тройками в направлении 12 часов, курсом на северо-запад. Основная масса самолетов находилась чуть выше облаков, то появляясь, то исчезая в них. Своевременно выйти на перехват не удалось, так как самолеты летели на довольно высокой скорости. Оставалось только атаковать противника с верхних и с задних курсов. Времени для атаки оставалось крайне мало, русские машины шли, не сбавляя скорости, и через пять минут могли войти в зону ответственности наших средств ПВО. Находиться в тот момент в воздухе было уже небезопасно, рискуя стать мишенью для собственных зенитчиков.

Ту-2 строем
Ту-2 строем

Истребитель капитана Эрнста Штропелля пошел в первую атаку, стараясь поразить огнем своих пушек крайнюю левую машину в одной из троек. Следом за ним начали атакующие маневры и другие самолеты нашей группы. Несмотря на большой боевой опыт, мне не удалось занять выходную позицию для эффективного огня. Русские открыли шквальный огонь из бортовых пулеметов и стали стремительно уходить в облачность. Через 10 секунд бой закончился, так и не начавшись. Самолеты противника ушли в плотные облака, время для атаки было упущено.

Уже на земле стало известно, что проскочившие через нас и преодолевшие противовоздушную оборону русские самолеты разбомбили железнодорожные составы, стоявшие на разъезде в 2-х километрах от Мариенбурга». Так описывает встречу с советскими бомбардировщиками в небе над Восточной Пруссией лейтенант немецких «люфтваффе» Генрих Боммель. Появление бомбардировщика Ту-2, этого быстроходного и мощного самолета на советско-германском фронте, положило конец безнаказанному господству немецкой авиации в небе. Туполевские машины не уступали истребителям по скорости, имели мощное оборонительное вооружение. С этого момента бомбардировщик перестал быть для пилота вражеского истребителя легкой мишенью.

Новый фронтовой бомбардировщик для ВВС РККА. Какой должен быть самолет?

Советский Союз перед началом Второй Мировой войны обладал едва ли не самыми крупными ВВС в мире. Однако, несмотря на то, что в военно-воздушных силах имелось достаточно большое количество боевых самолетов различных классов, назвать советскую военную авиацию того периода современной, можно было только с большой натяжкой. Неудачи и огромные потери на советско-германском фронте в первые месяцы 1941 года — реальное тому подтверждение. Ни советские истребители, ни фронтовые бомбардировщики в большей своей массе, не могли успешно конкурировать с немецкими «люфтваффе». Особенно плачевно выглядела ситуация с бомбардировочной авиацией, которая не могла обеспечить необходимый уровень воздушной поддержки сражающейся с противником Красной Армии.

СБ
СБ

Имевшиеся в большом количестве в ВВС РККА бомбардировочные полки были в основном укомплектованы устаревшими самолетами типа СБ. Еще два, три года назад – это были лучшие в своем классе самолеты. К моменту начала Великой Отечественной войны этот фронтовой бомбардировщик считался морально устаревшим, как не отвечающий современным условиям ведения воздушной войны. Новые машины, среди которых значился и фронтовой бомбардировщик — самолет Ту 2, только начинали поступать в строевые части или еще находились в стадии разработки. Одним словом, советская бомбардировочная авиация перед лицом начавшейся агрессии оказалась в небоеспособном состоянии. Устаревшие машины не справлялись с поставленными задачами, неся при этом огромные потери. Новых бомбардировщиков Пе-2 на тот момент было явно недостаточно. Сказывались недостаточно интенсивные темпы серийного производства этой машины.

В этих тяжелых условиях Высшее руководство страны начинает искать пути выхода из сложившейся ситуации. Одного Пе-2 явно не достаточно для того, чтобы поднять мощь бомбардировочной фронтовой авиации на необходимый уровень. Требовался еще один тип фронтового бомбардировщика, который бы превосходил по своим летно-техническим и тактическим характеристикам однотипные немецкие машины. Своеобразной палочкой-выручалочкой стал самолет, разработанный в конструкторском бюро А.Н. Туполева. Первоначально машина назвалась самолет тип 103, пикирующий бомбардировщик. Чуть позже новому бомбардировщику было присвоено название Ту 2 -«Туполев второй».

Ту-2 над Берлином
Ту-2 над Берлином

С этим фронтовым бомбардировщиком связано немало славных страниц советских ВВС. Именно этот самолет являлся основным фронтовым бомбардировщиком на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Полки Ту-2 участвовали в налетах на немецкие позиции при освобождении Белоруссии летом 1944 года. Советские «тушки» буквально висели у немцев над головой при штурме Кенигсберга и взятии Берлина.

Своевременное рождение нового бомбардировщика

Разработка нового бомбардировщика в СССР велась еще в довоенные годы. Советское руководство и военное командование, с большим вниманием оценило опыт применения немецкой армией пикирующих бомбардировщиков в ходе военной компании в Польше. Было принято решение создать для собственных ВВС машины, способные эффективно вести бомбардировку позиций противника в прифронтовой полосе, в обычном режиме или с пикирования. Уже весной в конструкторском бюро А.Н. Туполева был готов проект перспективного пикирующего бомбардировщика тип 103. К осени 1940 года появился первый прототип, оснащенный двигателями АМ-37 мощностью 1400 л/с. Следом за ним, уже зимой 1941 года из заводских цехов выкатился второй прототип, на котором установили более мощные двигатели М-120ТК-2. На третьей опытной машине решили удлинить кабину пилота, предоставив в ней место для штурмана.

Пе-2
Пе-2

В таком виде, с разными двигателями машина поступила на заводские, а следом и на государственные испытания. Это был самолет, выполненный по уже хорошо знакомой, пример с самолетом Пе-2 конструкции Петлякова, схеме. Свободно несущий моноплан с высокорасположенным крылом имел двухкилевое хвостовое оперение, считавшееся на тот момент передовым техническим решением в авиации. На машинах Туполева в качестве управления рулями и элеронами применили электродвигатели. Закрылками на крыльях управляла гидравлика. Самолет изначально создавался как пикирующий бомбардировщик, поэтому на крыльях были смонтированы дополнительные закрылки-щитки, обеспечивающие управление самолетом в режиме пикирования. По замыслу конструкторов машина должна была быть универсальной. Технические характеристики самолета позволяли свободно осуществлять бомбометание, как с замедленного, так и со скоростного пикирования, а также в обычном режиме горизонтального полета.

Ту-2 в полете
Ту-2 в полете

Следует сказать, что основная ставка в конструкции самолета делалась на возможность осуществлять бомбометание с пикирования. Скорость самолета в этот момент могла достигать 900 км/ч, обеспечивая высокую точность бомбометания. Пикирующий бомбардировщик должен был стать грозой малоразмерных целей. Основными целями, по которым должны были работать новые Ту-2, являлись:

  • бронированная техника на поле боя, включая скопление живой силы и техники противника;
  • военные и транспортные корабли;
  • объекты оборонительной инфраструктуры, включая ДОТы, инженерные сооружения;
  • объекты транспортной инфраструктуры, включая мосты, паромы и переправы;
  • средства ПВО противника.

Решению боевых задач способствовали и тактико-технические характеристики, заложенные в конструкцию самолета. Основным средством борьбы стали осколочно-фугасные и бронебойные бомбы массой до 1000 кг. Для нанесения массированных бомбовых ударов по скоплениям живой силы противника и мелкоразмерной техники, самолет мог нести большое количество осколочных и бронебойных бомб калибра 2,5 – 25 кг.

Летные ТТХ бомбардировщика Ту-2. Серийное производство

Новая машина показала в ходе государственных испытаний прекрасные летные качества. Однако следует отметить тот факт, что уникальные и высокие летно-технические характеристики бомбардировщика как пикировщика, не произвели на высшее военное командование и приемную комиссию должного эффекта. В полную силу советский бомбардировщик Ту-2 так никогда и не применялся. Сказалась нехватка опыта нанесения бомбового удара с пикирования у советских летчиков. В большинстве случаев самолет использовался как обычный фронтовой бомбардировщик, осуществляя бомбометание с горизонтального полета.

Ту-2 на полигоне
Ту-2 на полигоне

По другим параметрам, самолет мог считаться передовым для своего времени. Скорость горизонтального полета на высоте 5000 метров составляла 480-500 км/ч, несколько выше, чем у машины Петлякова. Значительно большей была и дальность полета, которая превышала 2000 км. Особенно летчикам нравилось то, что самолет обладал высокой маневренностью во время полета и устойчивостью. Обладая мощным оборонительным вооружением, высокой скоростью полета и маневренностью, советские бомбардировщики могли успешно противостоять атакам вражеских истребителей.

Если говорить о вооружении, то новая машина обладала мощными наступательными огневыми средствами. Две курсовые 20 мм пушки представляли собой грозную силу не только для вражеских самолетов, но и для наземных целей. Для обороны самолет оснащался тремя огневыми точками. Вместо слабеньких пулеметов ШКАС на «тушках» стояли крупнокалиберные пулеметы УБТ калибром 12,7 мм. Причем оборонительные точки размещались на спине и на брюхе самолета, закрывая всю верхнюю, заднюю и нижнюю полусферу. Соответственно экипаж самолета составлял 4 человека, где в помощь основному пилоту шел штурман и два стрелка.

Ту-2 схема
Ту-2 схема

Бомбовое вооружение располагалось на внутренней или на внешней подвеске. Как правило, самолет мог нести 4 бомбы ФАБ-100, две бомбы ФАБ-250 или одну бомбу калибром 500 кг.

Имея такие характеристики, самолет поступил весной 1942 году в серию. На серийные образцы, начиная с 1943 года, стали устанавливать более мощные звездообразные двигатели конструкции Швецова АШ-82ФН. Позже, отказавшись от идеи использовать самолет в качестве пикировщика, на серийных машинах перестали ставить закрылки-щитки.

Ту-2 – «хороший — плохой» пикировщик

Советские ВВС, получившие в 1942 году новый фронтовой бомбардировщик, значительно увеличили свою огневую мощь. Несмотря на высокие характеристики самолета, Ту-2 так и не стал пикирующим бомбардировщиком. Основную боевую работу в этом плане выполняли «пешки». В небе над полем боя властвовали советские штурмовики Ил-2 и пикирующие бомбардировщики Пе-2. Бомбардировщики Ту-2 стали средним фронтовым бомбардировщиком, повторив судьбу своих зарубежных аналогов американского бомбардировщика В-25 «Митчелл» и немецких самолетов «Юнкерс 88» и «Дорнье 17». Эти машины также проектировались как пикирующие бомбардировщики, однако в дальнейшем использовались в качестве обычных фронтовых бомбардировщиков.

Ту-2 модификации
Ту-2 модификации

Несмотря на то, что Ту-2 не удалось реализовать свое основное предназначение, самолет оказался хорошей боевой лошадкой. После участия во Второй Мировой войне советская машина продолжала до 1950 года стоять на вооружении советских ВВС и находилась на вооружении армии Китая, КНДР, Румынии, Польши, Болгарии и Индонезии. Последним случаем боевого применения советского бомбардировщика в военных действиях стала война в Корее 1950-53 гг.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них