Ла-9

Самолёты серии «Ла» — одни из лучших истребителей Великой Отечественной войны

СОДЕРЖАНИЕ
13
11 декабря 2017

Ла-5

Самолёты серии Ла, которые появились в военное время, были отличными военными истребителями (кроме Ла-8», который был создан в первой половине 2000-х годов и был самолетом-амфибией). Истребители Лавочкина оказались настолько удачными, что редкий немецкий пилот отваживался вступать с ними в бой 1 на 1.

Самолёт Ла-5 и история его появления

Самолёт Ла-5 являлся типичным одномоторным истребителем, который был создан стараниями советского авиаконструктора. С.А. Лавочкина. Данная модель представляла собой моноплан с одноместной закрытой кабиной. Первые самолёты Ла-5 были выпущены в 1942 году в городе Горький. Они были цельнодеревянной конструкции. Изначально самолёт Ла-5 назывался ЛаГГ-5.

История разработки самолёта Ла-5

ЛаГГ-5

Все серийные самолёты СССР 1930-х годов были сделаны на основе смешанной конструкции. Одним из первых самолётов, который стал изготавливаться из дельта-древесины, стал новый проект ЛаГГ-1/ЛаГГ-3. Использование дельта-древесины (которую не стоит путать с обычной фанерой) позволило создать самолёт большого веса, сохранив при этом необходимую жёсткость конструкции.

Самолёт, сделанный из подобного материала, требовал при сборке тщательного соблюдения технологического процесса, поэтому рабочие, которые собирали фюзеляж, имели самую высокую квалификацию. Так как фюзеляж собирался с использованием клея, сборочный цех должен был строго соответствовать всем требованиям по следующим параметрам:

  • Соблюдение температурного режима;
  • Соблюдение параметров по влажности;
  • При сборке в цеху не должно было быть пыли.

Нужно особо отметить тот факт, что первый самолёт ЛаГГ-3, который изготавливался специально для испытаний, был педантично отполирован и покрыт несколькими слоями лака, что существенно снизило аэродинамическое сопротивление. Именно по этой причине серийные самолёты ЛаГГ-3 был немного другим самолётом, который сразу же требовал модернизации. Так как производство самолёта велось во время ВОВ, это также сыграло свою роль. Фронт требовал большое количество истребителей, поэтому на многочисленные недоработки (связанные с недостатком квалифицированных рабочих по сборке) просто закрывали глаза.

В начале мая 1942 года было проведено испытание ЛаГГ-3 на штопор. Хотя подобные испытания можно было проводить только после тщательных расчётов и продувок в аэродинамической трубе, создатели самолёта провели подобное испытание без подготовок. Испытание прошло успешно, уже через 2 недели было принято решение о начале серийного выпуска ЛаГГ-3. Так как на истребитель начали ставить мотор М-82, было принято решение назвать его ЛаГГ-5. Производство было развернуто на заводе в городе Горьком.

После выпуска первой серии истребителей ЛаГГ-5, заводчане столкнулись с неожиданной проблемой — самолёты не достигали заявленной максимальной скорости, именно из-за которой ЛаГГ-5 был выбран И.В. Сталиным для запуска в серию. В связи с этим на завод в срочном порядке выехала группа конструкторов под руководством Поликовского. Именно он нашёл причину потери скорости – это оказалась недостаточная герметизация капота самолёта, что было связано с плохим качеством сборки. Проведя ряд работ по герметизации капота, конструкторы добились того, что самолёт достиг заявленных по справке скоростных параметров.

Серийный доработанный истребитель ЛаГГ-5 начал сходить с конвейера в июле 1942 года. Данный истребитель имел на вооружении 2 пушки ШВАК, калибра 20 мм. Имеется информация, что изначально Лавочкин хотел установить на самолёт 4 пушки, но в процессе испытаний выяснилось, что это значительно влияет на скоростные характеристики. Именно поэтому конструктору пришлось отказаться от 2-х пушек, переведя весь боекомплект на оставшиеся 2 орудия. В течение 1942 года с конвейера сошло 1129 истребителей ЛаГГ-5.

Ла-5ФН

В начале сентября 1942 года самолёт ЛаГГ-5 был переименован в Ла-5. Истребители Ла-5 производились до 1944 года. В процессе производства данная машина постоянно подвергалась модернизациям, большая часть которых была использована в новом самолёте Ла-7.

Истребитель Ла-7 и его отличия от Ла-5ФН

В 1943 году была выпущена первая модель нового истребителя Ла-7. 16 февраля новый истребитель был представлен на государственные испытания. Так как фронту срочно требовались новые истребители, уже весной 1944 года новый самолёт оказался в гвардейских полках, а в ноябре он полностью заменил собой на конвейере истребитель предыдущей модели Ла-5ФН.

Ла-7 считается одним из самых лучших истребителей конца ВОВ. Его тактико-технические характеристики показывают, что на средних и малых высотах он превосходил все поршневые истребители Англии, США и даже Германии. Новый истребитель обладал следующими преимуществами:

  • Более высокая маневренность, чем у предыдущей модели;
  • Мощное вооружение, включающее дополнительные авиабомбы;
  • Толстая броня, повышающая общую живучесть машины;
  • Простое и доступное управление.

Высокие боевые качества нового истребителя поспособствовали тому, что до конца войны было изготовлено 5753 самолётов этой модели.

Отличия Ла-7 от Ла-5ФН заключались в следующем:

  • У Ла-7 лонжероны крыла были из металла;
  • Топливные баки Ла-7 были значительно больше, так как масса лонжеронов была снижена на 100 кг;
  • За счёт изменения формы и переноса радиатора, была значительно улучшена аэродинамика нового истребителя;
  • Внутренняя герметизация самолёта была значительно улучшена, все щели в капоте и противопожарной переборке были ликвидированы.

Совокупность всех этих факторов позволила Ла-7 добиться значительного превосходства над Ла-5ФН.

Ла-7

В качестве штатного вооружения на истребитель Ла-7 устанавливались следующие пушки:

  • 2 пушки ШВАК калибра 20 мм;
  • В другой модификации Ла-7 вместо пушек ШВАК устанавливались 3 пушки Б-20, имеющие калибр 20 мм.

Последняя модификация встречалась достаточно редко, поэтому большинство Ла-7 в качестве вооружения имели пушки ШВАК, боезапас которых составлял по 180 снарядов на ствол. Бронебойные снаряды были способны с расстояния 100 метров пробить 20 мм броню.

На подкрылках самолёта предусматривалась возможность установки бомб, общая масса которых могла составлять по 100 кг с каждой стороны. Чаше всего использовались авиабомбы следующих моделей:

  • ФАБ-50 и ФАБ-100, которые являлись авиабомбами фугасного типа;
  • Зажигательные авиабомбы ЗАБ-50 и ЗАБ-100.

Для защиты пилота была установлена бронированная спинка кресла, толщина которой варьировалась от 8,5 до 10 мм, в зависимости от модификации истребителя Ла-7.

Самолёт Ла-9

Истребитель Ла-9 был создан в 1945-1946 годах в качестве замены истребителю Ла-7. Данный самолёт представлял собой новую ветвь эволюции советских истребителей. Корпус Ла-9 был полностью металлический, что позволило значительно снизить общую массу самолёта. Хотя внешне Ла-9 практически ничем не отличался от Ла-7, удаление деревянных элементов в конструкции истребителя позволило установить в качестве вооружения 4 пушки (что Лавочкин пытался сделать ещё в модели ЛаГГ-5) и увеличить ёмкость топливных баков.

В процессе испытаний, которые представляли собой учебные бои, Ла-9 показал, что его лётные характеристики находятся на одном уровне с Ла-7, но Ла-9 обладает более высокой боевой мощью.

Ла-9

Данный истребитель производился с 1946 по 1949 годы в боевом и учебно-тренировочном вариантах. В военно-воздушных силах СССР истребитель Ла-9 использовался до 1952 года, в котором ВВС СССР совершили полный переход на реактивные истребители. Ла-9 поставлялись в качестве военной помощи Китаю и КНДР, участвовали в Корейской войне, после чего оставались на вооружении обеих сторон до конца 1950-х годов.

Истребитель Ла-11

Истребитель Ла-11 был разработан на базе самолёта Ла-9 во второй половине 1940-х годов, специально для сопровождения и защиты бомбардировщиков. Отличался от Ла-9 значительно увеличенной дальностью полёта и более слабым вооружением. Вместо 4-х авиапушек НС-23 на него было установлено 3.

Разработанный в ОКБ-301 истребитель совершил свой первый полёт в конце весны 1947 года. Истребители данной модификации производились на авиазаводе в городе Горький вплоть до 1951 года, после чего были сняты с производства в связи с переходом на выпуск реактивных истребителей.

Вместе с Ла-9 поставлялся в качестве военной помощи в Китай и Северную Корею, где участвовал в гражданской войне в Китае и Корейской войне. За все годы производства было выпущено 1182 самолёта.

Ла-11

Имеется один любопытный исторический факт, касающийся истребителя Ла-11. Когда Сталину были представлены 2 самолёта – Ла-11 и МиГ-9, он спросил у Лавочкина, какой, по его мнению, самолёт лучше. Честный Лавочкин, прекрасно понимая, что за реактивными истребителями будущее советской авиации, ответил, что Миг-9 является более перспективным самолётом. Сталин на это достаточно прямо намекнул, что лично ему кажется, что Миг-9 – это просто куча металлолома, а конструктор должен заботиться именно о своей машине, которой для Лавочкина являлся Ла-11. Несмотря на то, что спорить с «вождём» было очень опасно, Лавочкин не изменил своего мнения. Так Ла-11 получил одобрение Сталина, который привык слушать только себя.

Ла-8 – современный самолёт-амфибия

Хотя многие уверены, что Ла-8 является промежуточной моделью между Ла-7 и Ла-9, на самом деле данный самолёт ничего общего с легендарной серией военных истребителей не имеет. Это современный самолёт-амфибия, рассчитанный на 8 мест. Впервые его представили на выставке «МАКС-2005». В 2011 году была выпущена первая партия из 5 штук. Заказчиком являлась одна из лизинговых компаний на Сейшельских островах.

Ла-8

Истребители серии «Ла» являются настоящей легендой времён ВОВ. Во многом благодаря им советские лётчики смогли добиться превосходства в воздушных боях с противником.

Комментировать
13
  • http://facebook.com/profile.php?id=100001325477354 Вадим Сухоруков

    это какой то тихий ужас, товарищи… мало нам было статьи про миг три так теперь на арене лагг пять…

    • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1930863900575258/ Дмитрий Ивнов

      На каком-то этапе ЛаГГ-3 с движком воздушного охлаждения АШ-82 носил обозначение ЛаГГ-5. И только через несколько месяцев после принятия на вооружение он стал Ла-5.

      • Дарья Рифа

        Лавочкин знал на опыте, что Н.Н. Поликарпов использовал двигатели воздушного охлаждения с успехом, украл эту тему, но воспользоваться до конца не смог. Потому, что бездарь. То что создал Поликарпов в 38 году, ни Лавочкин, ни Яковлев в 42 году повторить не могли. У Як-1 двигатели перегревались даже в 43 году.

    • https://plus.google.com/114063220212558005903 Ульф

      На каком-то этапе ЛаГГ-3 с движком воздушного охлаждения АШ-82 носил обозначение ЛаГГ-5. И только через несколько месяцев после принятия на вооружение он стал Ла-5. Читайте внимательнее. Возможно, я недостаточно чётко донёс информацию, извините.

      • Дарья Рифа

        Жаль погиб В.П. Чкалов. А то эти балбесы Яковлев и Лавочкин никогда бы не запустили в серию ни ЯК-1 ни ЛаГГ-3.

        • https://plus.google.com/100696882667601051359 panabtube

          Какими бы не были Яковлев и Лавочкин,но на их истребителях выиграли войну и они вошли в историю.А в какой истории будешь фигурировать ты? В историях твоих собутыльников

    • https://plus.google.com/114063220212558005903 Ульф

      «В начале сентября 1942 года самолёт ЛаГГ-5 был переименован в Ла-5».
      В тексте это чётко указано

  • http://vk.com/id8642591 Вячеслав Атласов

    Добавьте, минусом Ла-5 была высокая температура в кабине. Зимой было +, а летом, многие летчики из-за этого воевали с открытыми кабинами, хотя из-за этого несколько падала скорость.

    • Дарья Рифа

      Не просто +, а +50!

  • Дарья Рифа

    Ла- 5 плохая копия И-180. Пусть Лавочкин большое спасибо скажет Яковлеву за выпуск ЛаГГ-3 и позор нашей авиации в начале ВОВ, а также от меня большое спасибо пилотам воевавшим на И-16 и сбившим 160 фрицев 22 июня 1941 года.

  • http://vk.com/id63984977 Андрей Никульников

    А можно дилетанту задать вопрос? Скажите, а зачем самолёту с воздушным охлаждением радиатор. Просто в статье говориться о том что- «его размер и место расположение были изменены».

    • http://vk.com/id94379803 Андрей Григорьев

      масляный радиатор

  • http://vk.com/id63984977 Андрей Никульников

    Вот точная цитата-» За счёт изменения формы и переноса радиатора, была значительно улучшена аэродинамика нового истребителя;»

Это интересно