WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Долгое и трудное рождение Су-27 — основного истребителя ВВС России

Российские Военно-Воздушные Силы, ныне Военно-Космические Силы, невозможно представить без самолетов семейства Сухого. Вместе с Мигами эти машины являются основными боевыми единицами ВКС Российской Федерации, выполняя целый ряд функций, которые сегодня легли на плечи реактивной авиации. Особого внимания заслуживает истребитель марки Су 27. Эта машина, поднявшаяся в воздух 40 лет назад, и сегодня представляет собой грозную силу, став основой фронтовой авиации Российских ВКС. Своим долголетием самолет обязан высокой культуре конструкторской мысли, которая способствовала закладке в конструкцию самолета огромного технологического ресурса.

Истребитель Су-27

Практически все современные летательные аппараты, вышедшие из стен ОКБ Сухого, продолжают поражать современников своими летно-техническими характеристиками. Самолеты марки Сухого идут в ногу с научно-техническим прогрессом. Время не властно над этими боевыми машинами. Российские истребители Су 27 — реальное тому подтверждение.

Процесс создания фронтового истребителя четвертого поколения

В 60-х годах фронтовая авиация во всем мире была представлена сверхзвуковыми машинами, которые, как показал опыт боевого применения, мало подходили для выполнения боевых задач в пределах фронта. В эпоху реактивной авиации приоритет в тактике воздушного боя был отдан скорости. Принято было считать, чем выше скорость, тем больше шансов захватить господство в воздухе, однако практика показала совершенно другой расклад. Советские Су-7, американский истребитель Ф-4 «Фантом» и французский «Мираж» носились над позициями противоборствующих сторон с огромной скоростью. Вооруженные пушками и ракетами эти машины напоминали собой реактивные снаряды, выполняющую функцию перехвата – «взял направление и выпустил».

Истребители 3-го поколения

Вести маневренный тактический бой на разных высотах ни одна из перечисленных машин не могла. Это не позволяла ни конструкция самолетов, ни двигательная установка. В ходе многочисленных военных конфликтов 60-х и начала 70-х годов, стало ясно, что истребительная авиация нуждается в машине, способной действовать непосредственно над линией фронта. Самолет должен был быть мощным и маневренным, хорошо вооруженным и скоростным, вместе с тем обладая технологической гибкостью. В США на место «Фантомов» пришли современные истребители F-15 «Eagle» и F-16 «Fighting Falcon». В СССР ответом на появление новых американских фронтовых истребителей должен был стать Т-10, будущий Су 27, создаваемый в ОКБ Сухого.

Т-10

Позже к ним присоединятся советский МиГ 29 и американский F/A-18 «Hornet», французский «Dassault Mirage 2000» и шведский истребитель Saab JAS 39 «Gripen». Вся эта когорта относится к истребителям четвертого поколения. Основная и характерная черта для машин этого класса — наличие функций и возможностей для реализации новых тактических приемов воздушного боя. Этому способствовали возросшая энерговооруженность летательных аппаратов и в разы увеличившаяся мощность установленных на них средств вооружения.

Нельзя отрицать, что американцы являются пионерами в деле постройки истребителей 4-го поколения. Появившиеся на чертежах в конце 60-х годов их новые самолеты опережали темпы развития авиации лет на 10-15. В Советском Союзе опытный образец истребителя Су 27 поднялся в воздух только в 1977 году, когда их потенциальные соперники американские F-15A F-15B Eagle уже три года выпускались серийно.

Истинные причины такого отставания кроются в нерасторопности и косности советской командной системы, лежащей в основе всего оборонно-промышленного комплекса. Еще в конце 60-х годов, когда стало очевидным что ВВС срочно нужен совершенно новый тип самолетов, был объявлен конкурс. В нем приняли участие две известные конструкторские фирмы Яковлева и Микояна, однако окончательного результата в результате рассмотрения конкурсных проектов достигнуто так и не было. Спустя два года к планам создания истребителя нового поколения полноценно присоединилось КБ Сухого, коллективу которого удалось создать опытный образец самолета Т-10.

В основу проекта будущего самолета легла схема двухкилевого высокоплана, успешно опробованная при создании заокеанских истребителей F-15.

F-15 Eagle

В процессе выработки концепции самолета нового поколения были опробованы 15 различных вариантов компоновки планера, которые все прошли через испытания в аэродинамической трубе ЦАГИ. Неудовлетворительные результаты испытаний показали, что американцы сумели правильно разобраться в ситуации и выбрали подходящий вариант компоновки. Подобная форма крыла была взята за основу и в советской разработке. Стреловидное крыло в дальнейшем имел и Су 27.

При создании нового истребителя ставка делалась на завоевание господства в воздухе, где будут иметь место ближний и маневренный воздушный бой. Это означало, что конструкция самолета должна быть максимально пригодной для этих целей и не вызывать противоречий ни в процессе пилотирования машины, ни во время обслуживания ее наземными службами.

При таких условиях и требованиях к проекту, задача для советских авиаконструкторов оказалась достаточно трудной. Ранее предложенные варианты яковлевского КБ — самолеты Як-45 и Як-47 сошли с дистанции. В коллективе Микояна предложили идти двумя путями, создав одновременно легкий и тяжелый фронтовой истребитель, способные при действиях в паре завоевать господство в воздухе. Этот вариант был отклонен по экономическим соображениям. Рассматривался вариант строительства одного самолета, конструкция которого была бы универсальной, рассчитанной на выполнение широкого спектра задач.

Схема Су-27

С поставленной задачей успешно справилось конструкторское бюро Сухого, в котором сумели к 1971 году подготовить предпроектную документацию нового перспективного фронтового истребителя, которые в последствие стали чертежами самолета Су 27. К этому времени окончательно сформировались тактико-технические требования к новому истребителю, которые во многом копировали ТТХ американского самолета F-15.

Рождение нового советского истребителя

Проект советского фронтового истребителя, разработанного в ОКБ Сухого, отвечал поставленным требованиям и задачам. На то время в СССР уже были известны основные ТТХ американских машин, поэтому для сравнения можно привести данные, которыми должен был обладать новый советский Сухой и под которые подтягивали опытную машину Т-10:

  • максимальная скорость полета 2-2,5 Маха;
  • скороподъемность 300-350м/с;
  • практический потолок 20000 метров;
  • тяговая энерговооруженность 1.1-1.2;
  • время разгона в интервале скорости 600 км/ч — 1100 км/ч – 12 секунд;
  • максимальная дальность 1000 км в полном боевом оснащении;
  • перегоночная дальность составляла 2500 км.

Оценивая приведенные данные, можно сказать, что опытный образец во многом представлял собой зеркальную копию американского истребителя. Правда следует делать поправку на то, что в Советском Союзе приведенные данные касались проектной машины, тогда как в США уже перешли от опытных изделий к серийному производству.

Боевое применение

Наряду с тактико-техническими данными были определены основные функции, которые должен выполнять истребитель Су 27 в будущем. Перед конструкторами поставили следующую задачу. Машина создавалась для уничтожения истребителей вероятного противника в ближнем воздушном бою. Для этого на борту советского истребителя должны были быть установлены управляемые ракеты класса «воздух – воздух» и бортовое артиллерийское вооружение. Помимо завоевания господства в воздухе самолет выполнял функции воздушного перехвата вражеских воздушных целей на большой дальности и на предельных высотах, как самостоятельно, так и при наведении с командного пункта.

Тактические функции в полосе фронта сводились к следующему:

  • прикрытие сухопутных войск от ударов с воздуха;
  • защита объектов военной и тыловой инфраструктуры;
  • ведение собственной воздушной разведки и противодействие разведывательной деятельности самолетов противника.

В целом машина по всем перечисленным аспектам отвечала духу времени и могла при определенных условиях стать достойным соперником зарубежным аналогам. Что, в сущности, и произошло потом.

Т-10С в сборочном цеху

Несмотря на то, что в общих чертах компоновка и основные детали конструкции самолета были готовы еще в начале 70-х годов, опытная машина Т-10 впервые поднялась в воздух в мае 1977 года. Этот самолет стал отправной точкой в долгой истории советского истребителя 4-го поколения Су 27. Во время последующих опытных полетов принимали участие три другие однотипные машины, самолеты Т-10-1, Т-10-3 и Т10-4. Планировалось, что на них будут отрабатываться все необходимые узлы и агрегаты будущих серийных машин, которые вот-вот начнут поступать с конвейера советских авиационных предприятий. Все работы велись в ускоренных темпах, так как советский истребитель и так уже опаздывал со своим появлением. Однако ситуация могла обернуться и против новой машины. Ввиду недостаточно проработанной аэродинамической схемы могла возникнуть необходимость в полном пересмотре нового истребителя.

Трагизм ситуации состоял в том, что на авиационном предприятии в Комсомольске на Амуре, где планировалось серийное производство машины, весь технологический цикл был подогнан под строительство новой машины. Отсрочка была чревата нарушением Госзаказа. Несмотря на это с машиной были в экстренном порядке проведены необходимые мероприятия. В итоге Т-10С был запущен в небольшую опытную серию под наименованием Су 27 тип Т-105. Самолеты строились в Комсомольске на Амуре, а двигатели АЛ-31Ф собирались в Москве на заводе «Салют» и в Уфе на моторостроительном заводе.

Двигатель АЛ-31Ф

Первые предсерийные машины использовались для отработки систем вооружения и пилотажных характеристик. Первые полеты серийных самолетов показали, что труд конструкторов не пропал даром. Советский самолет Су-27 по многим параметрам не уступал своему заокеанскому конкуренту, а в некоторых аспектах даже превосходил американский F-15 Eagle. В течение последующего десятилетия машина находилась в состоянии опытного экземпляра. Только в 1990 году состоялось официальное принятие летательного аппарата на вооружение. Основное производство пришлось уже на постсоветский период, так что эту машину можно смело назвать уже российским самолетом. В тяжелые и трудные 90-е годы производство машин продолжалось с переменным успехом. Несмотря на экономические трудности с помощью этой машины Россия сумела создать достаточно мощную авиационную группировку фронтовой авиации.

Самолеты в боевом строю

На сегодняшний день 350 Су 27 составляют основу ВВС России. В 2010 году начато систематическая и плановая модернизация машин в соответствии с ТТХ модификации СМ. В составе морской авиации числятся еще 18 машин, которые входят в авиационную группу тяжелого авианосного крейсера «Адмирал Кузнецов».

Машину начали выпускать в двух вариантах Су-27С (серийный самолет) и Су 27П (самолет-перехватчик). На западе истребителю присвоили код «Flanker-B», что в переводе буквально означает фланговый удар. Такое название свидетельствует о высоких летно-технических характеристиках, которыми обладала российская машина.

Система вооружений машины Су-27

Столь долгий путь — от начала проектных работ до официального принятия серийного образца на вооружение — объясняется сложностями с реализацией тех функций, которые должен был выполнять самолет. Для самолетов 4-го поколения, к которым относятся российские фронтовые истребители Су 27, характерной чертой является многофункциональность.

Пушка ГШ-301

Несмотря на долгий путь к статусу основного фронтового истребителя российских ВВС, машина Сухого получилась удачной. В ней сочеталось высокая скорость, прекрасные маневренные качества. В сочетании с мощным бортовым вооружением все это делало советский, российский самолет опасным противником для всех современных летательных аппаратов. Вооружение Су 27 выполнено по традиционной для всех современных летательных аппаратов схеме – «пушечно-ракетное». Основное оружие ближнего боя было представлено 30-мм пушкой ГШ-301. Помимо этого самолет мог нести до 6000 кг полезной нагрузки. На крыльях машины имелись 10 узлов наружной подвески, на которых могли быть установлены 6 управляемых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности.

Ракета Р-27

В помощь артиллерии на истребителе устанавливались 4 ракеты класса «воздух-воздух» ближнего радиуса действия с тепловыми головками наведения. На последней модификации самолета Су 27 СМ могут устанавливаться управляемые ракеты класса «воздух-земля». Успешное и эффективное применение столь мощного вооружения стало возможным благодаря установке на самолет системы управления вооружением, которая состоит из прицельного радиолокационного комплекса, оптико-электронного приспособления и системы единой индикации цели. Система управления оружием плюс система объективного контроля обстановки гарантирует точную идентификацию цели и объективность боевого применения систем вооружения истребителя.

В современных условиях истребитель Су 27СМ является переходным звеном от самолетов 4-го поколения к машинам следующего 5-го поколения, как по средствам вооружения, так и по летно-техническим характеристикам.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них