WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Истребитель Су 30СМ — следующий шаг в будущее российской авиации

В модельном ряду советской реактивной истребительной авиации достойное место занимает самолет Су 30СМ. Несмотря на свой почтенный возраст (машина создавалась в конце 80-х годов XX столетия), тридцатая сушка и сегодня считается зрелой, современной и боеспособной машиной. По всем своим летным и военно-техническим характеристикам новейший российский самолет считается истребителем поколения 4+, способным достойно противостоять любому потенциальному противнику в воздухе.

Су-30СМ

Предыстория создания самолета

В связи с увеличением театра потенциальных военных действий, связанным с расширением военного присутствия блока НАТО, в СССР остро назрела необходимость иметь боевой самолет, способный работать на больших расстояниях. Огромная протяженность государственной границы и слаборазвитая аэродромная сеть в Средней Азии и на Дальнем Востоке не позволяли частям ПВО страны эффективно препятствовать проникновению в воздушное пространство нарушителей. Имеющиеся на оснащении частей войск Противовоздушной обороны новые истребители – перехватчики Су-27 хоть и считались превосходными боевыми машинами, однако мало были приспособлены для ведения длительного патрулирования советских воздушных рубежей.

ПВО страны

Следует отметить, что уровень технической оснащенности военных самолетов IV поколения, к которым относился «двадцать седьмой Сухой» значительно увеличил физическую и психологическую нагрузку на пилотов. В одиночку, в условиях долгого пребывания в воздухе,  пилоты не моли полноценно использовать возможности радиолокационного бортового электронного оборудования. Это непременно сказывалось на боеспособности авиационной техники, особенно когда допускалась эксплуатация современных машин в боевой обстановке. Даже высокий профессионализм летчиков не позволял полностью раскрыть боевой потенциал новой техники, не говоря уже о совершенстве летного мастерства.

По мнению пилотов строевых частей, решить проблему могло присутствие в составе экипажа воздушного судна второго пилота. Такой тандем сразу бы увеличил боевую эффективность реактивного самолета. В боевой обстановке, когда требуется одновременно осуществлять многочисленные действия, связанные с управлением воздушного корабля, второй пилот решал бы задачи анализа боевой ситуации и воздушной обстановки в целом. Тем более, при длительных полетах присутствие второго члена экипажа становилось весьма уместным как с психологической точки зрения, так и в плане повышения безопасности управления самолетом.

Су-27 учебный

Как часто случается в подобных ситуациях, решение проблемы оказалось на поверхности. Имеющаяся в строевых частях ВВС и ПВО двухместная версия самолета Су-27 на практике показала, что двухместный вариант машины сумеет справиться с поставленными задачами. К тому же учебный самолет практически ничем не уступал по летно-техническим характеристикам одноместным боевым машинам, оставалось придать идее двухместного боевого перехватчика четкие очертания. Работы по созданию новой машины начались в ОКБ Сухого еще в середине 80-х годов на базе учебно-тренировочного самолета Су-27УБ. В течение двух лет активная работа по многим направлениям дала свои результаты. В 1988 году на бетонку Иркутского авиационного завода, где собирались Су-27, выкатилась первая опытно-экспериментальная машина с индексом Т-10У-5 и с заводским номером 01-02 на борту. На следующий год в воздух поднялась вторая опытная машина Т-10У-6. В конечном итоге обе машины стали прототипами будущего истребителя Су-30МС.

Cамолет Т-10У-5

Почти полное внешнее сходство новой машины с учебным самолетом Су-27УБ, идентичная аэродинамическая компоновка и та же силовая установка позволяли сразу приступить к серийному производству нового боевого истребителя. Этому способствовала и высокая надежность учебной версии «двадцать седьмого» в эксплуатации. В течение двух последующих лет продолжалась доработка отдельных узлов машины, доводка опытных изделий в соответствии с заводскими требованиями. Решение о начале серийного производства самолета под обозначением Су-30 было принято уже после развала Советского Союза, в 1991 году. Спустя полгода, в апреле 1992 года в воздух поднялась первая серийная машина — многоцелевой истребитель поколения IV+ Су-30.

История с новым самолетом для ВВС и ПВО новой России

Испытания, которые выпали на долю советского оборонного комплекса в связи с развалом СССР, похоронили многие перспективные проекты в области современного вооружения. Однако в ситуации с самолетом Су-30 важную роль сыграло начало серийного выпуска перспективной машины. Серийное производство при условии недостаточного финансирования со стороны оборонного ведомства медленно, но продвигалось. Однако говорить о масштабном поступлении новых истребителей в строевые части не приходилось. Чтобы исправить сложную ситуацию, КБ Сухого по собственной инициативе приступило к разработке экспортного варианта российского истребителя. Возможность выхода на международный рынок вооружений могла не только спасти тяжелое экономическое положение головного предприятия, но и по возможности обеспечить перспективной машине  достойное будущее.

Су-30МК

Итогом работы авиаконструктора КБ и специалистов ИАПО стала модернизированная версия самолета Су-30МК (модернизированная, коммерческая), рассчитанная для поставки зарубежным заказчикам. Это был практически тот же двухместный истребитель Су-30 только с увеличенными боевыми возможностями. Количество точек подвески увеличилось, что соответственно привело к увеличению боевой нагрузки машины с 4 до 8 тонн. Масса истребителя в снаряженном состоянии превысила отметку в 38 тонн. Модернизация коснулась аэродинамических узлов машины и силовой установки. Моторесурс двух двигателей АЛ-31Ф увеличили с 900 часов до 1500. Модернизированную машину планировалось поставлять для нужд индийских ВВС, с последующей организацией производства и сборки самолетов на индийских заводах. После длительных и трудных переговоров в 1996 году был подписан контракт на поставку для ВВС Индии 40 истребителей СУ-30МК. По условиям контракта поставка осуществлялась в течение последующих пяти лет, с постоянным увеличением боевых возможностей самолетов и их ТТХ.

Су-30МКИ

В течение последующих 7 лет Иркутские авиастроители работали над индийским заказом, собирая готовые самолеты и создавая материально-технический ресурс для последующего обслуживания новой техники. Прекрасные летно-технические характеристики машины позволили российским авиастроителям создать на базе индийской версии самолета еще и другие, локальные модификации. Самолет Су-30МК в разных вариантах исполнения поставлялся для ВВС НОАК, Вьетнама и для военно-воздушных сил Венесуэлы. Всего с момента начала выпуска этой машины, зарубежным заказчикам было передано в рамках действующих контрактов более 500 истребителей Су-30МК.

Несмотря на довольно успешную судьбу машины в экспортном варианте исполнения, в конструкторском бюро Сухого не оставляли попыток привлечь внимание отечественного оборонного ведомства к своему детищу. Работы в этом направлении велись с учетом жестких требований в отношении авионики самолета и его электронной начинки. По завершению проектных работ на обозрение представителям Министерства Обороны РФ была представлена домашняя версия самолета Су-30, получившая индекс СМ. Конструкция этого самолета вобрала в себя все самые лучшие и передовые наработки, опробованные на экспортных модификациях. Новый российский истребитель Су 30СМ выполнен в контексте идеологии многоцелевого самолета нового поколения. Машина способна индивидуально вести воздушный бой на большом удалении от точки базирования, осуществлять штурмовые удары по наземным целям, действовать в одиночку и в составе группы.

Су-30СМ на заводе

Отличительной особенностью нового самолета является возможность осуществлять управление другими воздушными судами, действующими в составе группы. Для длительного пребывания в воздухе воздушное судно оснащено системой дозаправки в воздухе.

Особенности конструкции истребителя Су 30СМ

Новая версия тридцатой сушки представляет собой двухместный истребитель. Экипаж машины  — тандем двух пилотов, расположившихся друг за другом в удлиненной кабине. Кабина на новом самолете Су 30СМ является аналогом кабины экспортного варианта машины с той разницей, что в ней место для второго летчика технически дублирует место первого пилота. Электронное оборудование кабины полностью интегрировано с бортовой радиолокационной станцией. На самолете установлена развитая система связи, обеспечивающаяся не только постоянный контакт борта с землей, но и эффективное управление группой самолетов, действующих в одном ключе.

По своим летным и техническим характеристикам тридцатая сушка далеко обогнала свои аналоги, созданные за рубежом. Высокая аэродинамическая культура в сочетании с мощными двигателями обеспечили машине уникальную маневренность в воздухе. Машина выполнена по схеме «триплан», с добавлением к основной конструкции переднего горизонтального оперения. Эта деталь позволила увеличить подъемную силу у самолета и устойчивость машины при полете на больших углах атаки.

Схема Су-30СМ

Силовая установка истребителя Су 30СМ представлена двумя отечественными двигателям АЛ-31ФП. Установка двигателей имеет одну интересную особенность – оси обеих двигателей расположены под углом 32° друг другу. Другими словами, сопла турбореактивных двигателей несимметричны, что позволяет во время полета осуществлять управление вектором тяги. Сопла на двигателях живут своей жизнью и могут отклоняться в заданном направлении независимо от положения горизонтальных рулей. Весомый вклад в повышение маневренности летательного аппарата добавляют система дистанционного электронного управления и интегральная схема аэродинамической компоновки.

Отдельного внимания заслуживает радиолокационное оборудование машины. На самолете имеется прицельный комплекс, способный одновременно вести контроль над 15 воздушными целями. Технические возможности комплекса позволяют одновременно атаковать 4 воздушные цели. Боевые возможности истребителя увеличились за счет установки дополнительной лазерной и инфракрасной прицельной аппаратуры, которая закольцована на нашлемной системе целеуказания. Помимо того, что стекло на шлеме пилотов представляет собой интегральный живой дисплей, лобовое стекло фонаря имеет многофункциональные индикаторы. Все это обеспечивает экипажу машины широкий диапазон осведомленности о состоянии ситуации в воздухе.

Кабина Су-30СМ изнутри

Все машины, выпускаемые для оснащения российских ВКС, оснащаются оптико-электронным и прицельно-навигационным комплексом, действующим совместно с системой спутниковой связи ГЛОНАСС. Благодаря этому оборудованию, самолет может практически вслепую выйти в заданный район и атаковать цели в любое время суток. Навигационная система рассчитана на индивидуальный полет в автоматизированном режиме и на обеспечение необходимой полетной информацией группы машин. Основные тактико-технические характеристики машины следующие:

  • боевая масса – 34 тонны;
  • максимальная дальность полета 3000 км;
  • практический потолок более 17 тыс. метров;
  • максимальная скорость более 2000 км/ч.

По составу вооружений, российская машина Су 30СМ превосходит все отечественные машины, стоящие на вооружении Военно-Космических Сил России. Допустимая боевая нагрузка составляет 8000 кг, которая включает все виды и средства современных вооружений, используемых для поражения воздушных, наземных и надводных целей. В комплекс вооружений входят:

  • автоматическая 30-мм пушка ГШ-30-1;
  • ракеты класса «воздух-воздух» (6 шт.);
  • неуправляемые авиационные ракеты;
  • авиационные бомбы в обычном исполнении 250, 500 кг.

Вооружение

В таком боевом оснащении самолет Су-30СМ способен решать целый комплекс боевых задач. Огромная дальность полета и мощное, разнообразное вооружение делают эту машину грозной силой на любом театре военных действий.

Новая история российского многоцелевого самолета Су 30СМ

После того, как в 2012 году корпорацией «Иркут» и Министерством обороны РВ был заключен контракт на поставку для ВКС 30 машин Су 30СМ, для самолета началась новая история. Поставка новейших истребителей поколения 4+ должна была осуществляться в течение последующих 3-х лет. Первую серийную машину, изготовленную в стенде Иркутского авиационного завода, в сентябре того же года подняли в воздух. В ноябре 2012 года первые два самолета Су-30СМ были переданы строевым частям ВКС Российской Федерации.

Боевое применение

В дальнейшем планируется увеличить заказ до 50 машин. До 2018 года части ВКС и ВМФ России должны пополниться еще двумя десятками машин, которые будут постепенно заменять устаревшие модификации истребителей Су-27.

Из переданных в рамках заказа МО машин основная часть поступила на оснащение частей ВМФ России. Всего, по последним данным на декабрь 2017 года, в составе авиационных частей ВКС России и ВМФ находилось 32 машины Су 30СМ. Часть машин в составе авиационной группы ВКС принимает участие в военных действиях на территории Сирийской Арабской Республики. В задачу летчиков входит обнаружение наземных целей, сопровождение бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25 для нанесения ударов по наземной инфраструктуре террористических группировок на территории Сирии.

Превосходные летно-технические характеристики нового самолета позволяют российским пилотам действовать с максимальной отдачей. Наличие на борту самолетов Су 30СМ мощного радиолокационного оборудования обеспечивает российской боевой авиации эффективное действие в составе группы.