WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Истребитель Су-35: совершенный воздушный убийца

Истребитель Су-35

В начале 2015 года известное американское аналитическое издание The National Interest опубликовало материал под названием 5 Russian Weapons of War America Should Fear («Пять видов российского оружия, которых следует бояться американцам»). В этом списке оказался ОБТ Т-90, противокорабельная ракета «Оникс», подлодки проекта «Лада» и самонаводящиеся торпеды «53-65». По мнению автора статьи, американским летчикам более всего следует опасаться встречи с новейшим российским истребителем Су-35, который был назван «чрезвычайно грозным противником» для любого американского боевого самолета.

И это действительно правда. Сегодня Су-35 – одна из сильнейших боевых машин в мире. По своим возможностям и летно-техническим характеристикам (ЛТХ) он вплотную приближается к истребителям пятого поколения. Зарубежные эксперты особо отмечают значительную боевую нагрузку нового российского самолета, его молниеносную скорость и сверхманевренность. Высший пилотаж на Су-35 неизменно производит настоящий фурор на авиасалонах. Но давайте обо всем по порядку.

Су-35 – это тяжелый многоцелевой сверхманёвренный истребитель, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ). Основная задача этой боевой машины – завоевание господства в воздухе, однако при этом он может «работать» и по наземным целям. Самолет Су-35 был разработан конструкторами ОКБ им. Сухого, и, по сути, он является глубокой модернизацией заслуженного советского истребителя Су-27, который относится к четвертому поколению. Серийная машина, которая сегодня поставляется в ВКС России, имеет обозначение Су-35С. Его обычно причисляют к поколению 4++, хотя данная градация несколько условна и, скорее, является маркетинговым ходом разработчиков. Два плюса в обозначении просто показывают, насколько близко Су-35 находится от полноценных истребителей пятого поколения.

Су-35 над землей

Российский истребитель Су-35 отвечает большинству требований, которые предъявляются к машинам 5-го поколения. Самолет оснащен интегрированной системой авионики, в которую входит комплекс управления вооружением, средства связи и навигационно-прицельное оборудование. Су-35 имеет РЛС с фазированной антенной решеткой и новые двигатели, позволяющие ему развивать сверхзвук без включения форсажа.

В свой первый полет Су-35 отправился 19 февраля 2008 года, в том же году началось серийное производство машины. На апрель нынешнего года изготовлено 64 истребителя Су-35.

Прежде чем перейти к описанию этой великолепной машины, следует несколько слов сказать об этапах ее создания, ибо это действительно любопытно. Мало кто знает, что в новейшей истории российского самолетостроения существовало два истребителя под обозначение «Су-35». Можно сказать, что наладить серийное производство этой прекрасной боевой машины удалось только со второй попытки.

История

На самом деле, обозначение Су-35 хорошо известно любителям военной авиации. Самолеты под таким названием неоднократно демонстрировались на международных авиасалонах в середине 90-х годов.

Идея разработать на базе истребителя-перехватчика Су-27 многоцелевой самолет родилась еще в начале 80-х годов. На стадии создания перспективная машина получила индекс Т-10С, в 1982 году для него было подготовлено техническое задание. Чтобы обеспечить возможность уничтожать противника на земле, на самолет планировали установить новый бортовой радиолокатор и серьезно изменить систему управления вооружением. Также был переработан и планер машины: например, появилось переднее горизонтальное оперение (ПГО).

Вооружение Су-35

Т-10С впервые поднялся в небо в 1988 году. Однако в серию эта машина так и не пошла. Какое-то время работы еще продолжались по инерции, но после распада СССР конструкторам стало не до новых проектов, нужно было банально выживать. ОКБ им. Сухого изготавливало хорошо отработанные истребители Су-27 для иностранных заказчиков, проводило модернизацию машин, находившихся в российских строевых частях, до уровня Су-27СМ и занималось проектом Су-30МК, который позже стал настоящей «звездой авиасалонов».

К идее многоцелевого истребителя на базе Су-27 вернулись только в середине прошлого десятилетия. В это время у конструкторов уже было четкое понимание, что для создания современного самолета подобного класса требуется серьезная модернизация Су-27, которая бы включала в себя не только замену бортовых систем оборудования и электроники, но и значительную переработку планера, а также оснащение истребителя новой мощной силовой установкой. Только в этом случае можно было бы рассчитывать на успешное продвижение новой машины на международном рынке. За перспективным самолетом решили оставить старое обозначение – Су-35. Хотя, в некоторых источниках машину именуют Су-27БМ («большая модернизация») или Су-35БМ.

Изготовление установочной партии «тридцать пятых» началось в 2006 году. Сборка первого истребителя была окончена в середине 2007 года, самолет даже успели представить на авиасалоне МАКС-2007. Первый полет Су-35 состоялся в начале 2008 года, за штурвалом машины находился Заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан. На следующий день после проведения испытаний Су-35 был показан Путину, который специально для этого посетил Жуковский.

Су-35 и ПАК ФА

Следует отметить, что самолет, поднявшийся в воздух февральским утром с аэродрома «Раменское», имел мало общего с Т-10С, разработка которого велась в середине 80-х. Единственное, что их роднило – это общий «предок», советский истребитель Су-27. Изначально новую машину называли Су-35БМ, а затем и просто Су-35. После того как к истребителю проявило интерес отечественное оборонное ведомство, самолет получил в обозначении букву «С», которая традиционно присутствует в серийных моделях военной техники для нужд российского Министерства обороны.

Одним из важнейших отличий «тридцать пятого» от его предшественников является установка на нем новейших двигателей АЛ-41Ф1С («изделие 117»), разработанных и изготовленных специалистами компании ОАО «НПО Сатурн». Как и истребитель Су-35, эти авиационные моторы имеют долгую историю.

Стендовые испытания «изделия 117» начались еще в 2003 году. Для них было построено пять новых двигателей. Позже для проведения летной отработки была использована летающая лаборатория Су-27М.

АЛ-41Ф1С имеет значительно лучшие характеристики по тяге и удельному расходу топлива по сравнению со своими предшественниками.

Двигатель АЛ-41Ф1С

В 2009 году между российским Министерством обороны и корпорацией «Сухой» был подписан контракт на поставку 48 истребителей Су-35С со сроком реализации до конца 2015 года. Второй договор был заключен в декабре 2015 года. Он предусматривает изготовление 50 самолетов Су-35 до 2020 года.

В 2010 году испытания Су-35 были успешно завершены. Уже в мае следующего года в небо поднялся первый серийный истребитель Су-35С, через шесть месяцев полет совершила вторая серийная машина.

«Тридцать пятым» заинтересовались не только российские военные, новый истребитель по достоинству оценили и за рубежом. В 2015 году был подписан контракт с Китаем на поставку 24 Су-35, по состоянию на начало нынешнего года заказчику уже отправлено 4 самолета. Российский истребитель «пришелся по душе» и индонезийским военным, к 2019 году в эту страну планируется поставить 11 Су-35. Сумма контракта составляет 1,14 млрд долларов. В настоящее время ведутся переговоры с Индией, Малайзией и ОАЭ.

Производство нового истребителя было налажено на авиационном заводе им. Ю. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре).

В настоящее время несколько единиц Су-35 (сообщалось о четырех машинах) входят в состав авиационной российской группировки в Сирии.

Сборка Су-35

Отечественные ВВС не получали новых самолетов в заметных количествах почти пятнадцать лет. Поэтому новые машины – в том числе и Су-35 – на голову превосходят самолеты, принятые на вооружение в конце 80-х – начале 90-х годов. На сегодняшний день Су-35 – это самый совершенный истребитель российских военно-космических сил и настоящая гордость славного семейства самолетов Су-27.

В завершение можно добавить следующее. Истребитель Су-35 – это не просто превосходная боевая единица, но и испытательная платформа, которая по полной использовалась для создания истребителя 5-го поколения. Несмотря на то что ПАК ФА в целом мало напоминает «тридцать пятый», на последнем обкатывались многие узлы, агрегаты и технические решения, которые позже были использованы на российском истребителе пятого поколения. В первую очередь это касается авионики, силовой установки и систем вооружения.

Модели Су-35

Описание

Как и другие машины семейства Су-27, истребитель Су-35 выполнен по интегральной аэродинамической схеме. То есть, крыло самолета плавно сопряжено с его фюзеляжем, образуя единое целое. Самолет имеет двухкилевое вертикальное оперение и шасси с двумя основными и одной передней стойкой. Пилотирует истребитель один летчик.

При создании Су-35 конструкторы ОКБ им. Сухого решили отступить от схемы с передним горизонтальным оперением, которая была использована в Су-33, Су-30МКИ и Су-27М. Поэтому внешне «тридцать пятый» больше походит на Су-27, чем на более поздние машины этого семейства. Использование новых современных материалов позволило отказаться от ПГО, не потеряв при этом преимуществ, которые оно обеспечивает.

По сравнению со своими предшественниками, Су-35 получил новый модернизированный планер усиленной конструкции, что обеспечило истребителю значительное увеличение ресурса (6 тыс. часов или 30 лет службы). Усиление планера самолета позволило увеличить его взлетный вес, что дало возможность размещения большего количества запаса топлива, установки новых систем оборудования и вооружения. Во внутренних баках истребителя может размещаться 11,3 тонны топлива (у Су-27 – 9,4). Су-35 оборудован системой дозаправки в воздухе, также он может нести дополнительные подвесные баки.

Чертеж Су-35

У Су-35 нет тормозного щитка, его функции выполняются отклоняемыми рулями направления.

Отдельно следует отметить комплексную систему управления истребителя КСУ-35. У самолета нет привычных механических тяг, управление по всем трем каналам производится с помощью ЭДСУ. КСУ-35 выполняет сразу несколько функций, что позволило значительно улучшить пилотажные характеристики и добиться «фирменной» высокой маневренности Су-35.

Особого внимания заслуживает силовая установка машины, основу которой составляют двигатели АЛ-41Ф1С с форсажной камерой и управляемым вектором тяги. Они являются дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф. При этом форсажная тяга данных двигателей на 16% превышает аналогичный показатель предшественника. Также следует отметить, что ресурс двигателей Су-35 увеличен до 4 тыс. часов. По сравнению с базовой моделью несколько увеличен вентилятор (с 905 мм до 932 мм), установлены новые турбины низкого и высокого давления. Управление поворотными всеракурсными соплами также осуществляется с помощью системы КСУ-35.

Кроме основной силовой установки, истребитель Су-35 оснащен и вспомогательной газотурбинной установкой ВГТД ТА14-130-35. Ее мощность составляет 105 кВт. Она снабжает электроэнергией различные системы самолета, а также обеспечивает кондиционирование кабины пилота и других отсеков машины.

Однако главным отличием Су-35 от других боевых машин семейства Су-27 является комплекс авионики, именно он максимально приближает «тридцать пятый» к истребителям пятого поколения. Его основа – это информационно-управляющая система (ИУС), которая связывает воедино информационные, функциональные, логические и программные системы оборудования истребителя в единый комплекс и обеспечивает высокий уровень взаимодействия между пилотом и самолетом. В ее состав, кроме двух центральных цифровых вычислителей, входят средства преобразования данных и уникальная система индикации, которая реализует наиболее «продвинутую» на сегодня концепцию «стеклянной кабины».

Полет Су-35

Если мы заглянем в кабину Су-35, то увидим два многофункциональных цветных жидкокристаллических экрана с диагональю 15 дюймов, пульты с дисплейным процессором и управлением индикацией, а также индикатор коллиматорного типа на фоне стекла ИКШ-1М.

На жидкокристаллических экранах в мультиоконном режиме отображается графическая, символьная и цифробуквенная информация, а также данные от бортовых телевизионных сенсоров. Многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором значительно облегчает выдачу команд на всех этапах полета. А с помощью коллиматорного индикатора ИКШ-1М обеспечивается наблюдение на фоне закабинного пространства различной информации, которая формируется в соответствии с управляющими сигналами. Его поле зрения составляет 20×30°. Также в распоряжении пилота нашлемная система целеуказания.

Таким образом, управление всем оборудованием истребителя и его вооружением осуществляется согласно концепции HOTAS, которая заключается в том, что пилот может выполнять все свои функции, не убирая рук с основных средств управления. Также нужно отметить, что эргономика кабины заслуживает наивысших похвал.

Кабина самолета оборудована средствами эвакуации пилота во время аварийной ситуации.

Кабина пилота Су-35

Еще одной «изюминкой» машины, о которой необходимо рассказать, является бортовая РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис». Она позволяет обнаруживать цели с ЭПР 3 м2 на дистанции в 400 км, а с ЭПР 0,01 м2 – 90 км. «Ирбис» может сопровождать до тридцати целей одновременно, наводя при этом на восемь из них ракеты. Кроме того, она может обеспечивать селекцию целей на земле и обеспечивать полет на малых высотах.

Кроме РЛС, в распоряжении пилота Су-35 оптико-локационная станция ОЛС-35, в состав которой входит лазерный дальномер-целеуказатель, теплопеленгатор и телевизионный канал. При необходимости на Су-35 можно подвесить оптико-электронный контейнер, в котором размещается лазерно-телевизионный комплекс, способный обнаруживать, сопровождать и подсвечивать цели лазерным лучом. Подобное оборудование необходимо при работе истребителя по наземным целям. Самолет оснащен средствами радиоэлектронной борьбы и системой раннего предупреждения об облучении.

Теперь про вооружение Су-35. Истребитель имеет двенадцать точек подвески, десять из которых обычно используются для установки ракетно-бомбового вооружения, а два – для контейнеров с системами РЭБ. Самолет может применять практически все виды управляемых и неуправляемых авиационных боеприпасов, которые находятся на вооружении российской армии в настоящий момент. Боевая нагрузка истребителя составляет 8 тыс. кг. Стрелково-пушечное вооружение Су-35 состоит из авиационной пушки ГШ-30-1 (30 мм), ее боекомплект составляет 150 снарядов.

Боезапас Су-35

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них