WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

СУ-39 — универсальный штурмовик с возможностью ведения воздушного боя

СУ-39 — универсальный штурмовик для решения тактических боевых задач с поражением целей на дистанциях до 50 км. При проектировании СУ-39 ставилась задача улучшить характеристики самолета в полете на малых высотах с огибанием рельефа местности. Боевой опыт афганской войны показал, что полеты на малых высотах — эффективный способ преодоления системы ПВО противника без использования средств радиоэлектронной борьбы. Для такой тактики боевых действий пригодны только низкоскоростные самолеты. В то же время для полетов на большой высоте низкая скорость крайне снижает стойкость самолета, поэтому конструкторам была поставлена задача, спроектировать самолет с большим диапазоном летных скоростей. ОКБ Сухого отлично справилась с этим. Еще на этапе проектирования СУ-25 был получен самолет с диапазоном рабочих скоростей: 950-250 км/ч. Эти качества перешли к новой модификации СУ-39 без ухудшений.

Штурмовик Су-39

Официальное название СУ-39 было присвоено самолету в 1995 году, хотя его разработка началась в 1986. Тогда же в 1995 был совершен первый полет. Ранее самолет назывался СУ-25Т и СУ-25ТМ. Основной штурмовик СУ-25 имеет еще несколько модификаций, весьма схожих с СУ-39. Это учебно-боевой СУ-25УБ и палубный СУ-25УТГ.

В настоящее время СУ-39 не стоит на вооружении и никогда на него не поступал. Его производство планировалось осуществлять в Тбилиси. Также он выпускался на Улан-Удэнском авиационном заводе. Всего было изготовлено 4 экземпляра самолета. Остановка производства штурмовика была вызвана временными экономическими трудностями. Несмотря на это самолет регулярно обнаруживается на МАКС 2003, 2005 и других выставках. Возможно, идет поиск зарубежных заказчиков.

Основные тактико-технические характеристики СУ-39

  • Максимальный взлетный вес — 20 т;
  • Сухая масса самолета — около 10 т;
  • Запас топлива — около 4 т;
  • Боевая нагрузка — 6 т;
  • Максимальная скорость — 950 км/ч;
  • Скорость сваливания — 175 км/ч4;
  • Практическая дальность: 400 – 1200 км в зависимости от высоты и боевой загрузки;
  • Максимальная перегоночная дальность — 2500 км;
  • Практический потолок — 10 000 м;
  • Минимальная высота полета с применением средств вооружения — 30 м;
  • Экипаж — 1 пилот.

Эффективность применения штурмовой авиации определяется указанием целей. Практических варианта только два. Это использование данных внешнего указания (вертолеты, БПЛА для целеуказания, ручная авианаводка) или обнаружение целей самим самолетом. Универсальным средством обнаружения целей является радиолокационная станция. Разработка самолета СУ-39 (модернизация из СУ-25) шла в середине 80-х, когда самой современной была РЛС «Копье-25». Она и сейчас имеет отличные характеристики. Также на самолет был установлен авиационный оптический прицельный комплекс «Шквал».

Су-39 с разных ракурсов

Конструкция штурмовика СУ-25 оказалась весьма совершенной. При модернизации изменений почти не вносилось. Почти все доработки касаются только электронного и приборного оснащения самолета.

Радиолокационная станция «Копье-25»

Российский штурмовик СУ-39 оснащается подвесной радиолокационной станцией. Это его основное отличие от СУ-25. Главной характеристикой радиолокационной станции является ее разрешающая способность, от которой зависит дальность обнаружения целей, точность выдачи их координат. Разрешающая способность определяется электроникой станции, диапазоном работы, а главное — размерами антенны. РЛС «Копье-25» оснащена антенной диаметром 500 мм.

Подвесной форм-фактор РЛС был выбран неслучайно. Он позволяет быстро оснастить любой штурмовик или другой самолет современным радаром. Профессиональное название — РЛС контейнерного исполнения.

РЛС "Копье-25"

РЛС «Копье-25» собрана на полупроводниковой элементной базе. Имеется мощный вычислительный комплекс для быстрого получения координат целей и их корректировки в зависимости от положения самолета. Это универсальный радиолокатор как для наземной так и для воздушной разведки. Дальность обнаружения целей:

  • танк, грузовой автомобиль — 20 км;
  • самолет — 80 км;
  • железнодорожный мост — 80 км;
  • ракетный катер — 100 км;
  • эсминец — 200 км.

Рабочий диапазон РЛС — 10 ГГц (длина волны 3 см). Питание идет от бортовой авиационной сети 27 вольт 400 гц. Потребляемая мощность — не более 1,5 кВт. Передатчик работает в импульсном режиме. Максимальная мощность в импульсе — 5 кВт. РСЛ располагается снизу фюзеляжа. Носовая часть самолета заменяет верхний угол обзора, что указывается в характеристиках. Вес всей конструкции в контейнере — не более 120 кг.

Вооружение Су-39

Современные радиоэлектронные и вычислительные системы имеют богатый набор функций. Такой подход у разработчиков не только к смартфонам, но и к военной технике. Так, РЛС «Копье-25» имеет дополнительные функции, например, «подсветку» целей ракетам, автоматическую передачу координат, корректировку курса. Она поддерживает несколько десятков марок ракет.

Оптический прицельный комплекс «Шквал»

На дистанциях до 20 км при хорошей видимости оптический прицельный комплекс оказывается даже более эффективным чем радиолокационная станция. Кроме того, применение РЛС обнаруживает самолет в эфире на многие сотни км (больше высота — шире радиус обнаружения). У оптического комплекса таких недостатков нет, его можно использовать в режиме полного радиомолчания. На СУ-39 установили прицельный комплекс «Шквал». Основные функции комплекса:

  • ручное прицеливание для пушки с оптическим увеличением и стабилизацией линии визирования;
  • телевизионное автоматическое сопровождение целей;
  • определение расстояний лазерной станцией дальнометрирования;
  • ночное видение (подвесной контейнер «Меркурий»);
  • лазерное целеуказание для ПТУР.

Работой комплекса управляет бортовая вычислительная машина. Более точные характеристики (например, максимальное оптическое увеличение) засекречены. Весь оптический комплекс с контейнерами весит 350 кг.

Вооружение штурмовика СУ-39

Самолет СУ-39 несет различное подвесное вооружение: ракеты, реактивные снаряды. Это легкосменное оружие, а стационарно на самолете установлена только авиапушка ГШ-30-2. Тактико-технические параметры пушки:

  • Калибр — 30 мм;
  • Длина ствола — 900 мм;
  • Скорострельность — 3000 выстр/мин (30-50 снарядов в секундном залпе);
  • Вес снаряда — 390 г;
  • Подача патронов — ленточная, вес патрона 835 г;
  • Боекомплект — 250 выстр.

В разработке ГШ-30-2 использовались легкие сплавы. Эта двуствольная автоматическая пушка калибром 30 мм весит всего 125 кг. Это очень хороший показатель даже для самых современных образцов аналогичного вооружения. Из интересных особенностей пушки можно отметить наличие жидкостной системы охлаждения и защиты от осечных патронов. Если бракованный патрон попадается на ленте, то он выбрасывается резервным пороховым зарядом как использованная гильза, не разрушая темп стрельбы.

Оба ствола пушки имеют мощные пламегасители, применение которых необходимо, чтобы защитить алюминиевые конструкции самолета.

Су-39 над морем

Сменное подвесное вооружение рассчитано на поражение всех типов целей на дистанциях 1-50 км. Оно включает в себя полный комплекс авиационного вооружения: бомбы, ракеты, неуправляемые реактивные снаряды. Быстрая смена боеприпасов обеспечивает самолету универсальность. Самым мощным вооружением является ракета Х-31. Ее боевая часть на 100 кг может поражать цели на дистанциях 110 км.

Штурмовик СУ-39: сравнение с СУ-25

Изначально СУ-25 проектировался только как штурмовик. Функции истребителя он выполнять не мог. Этот недостаток решили исправить при последующей модификации в СУ-35, который уже представлял собой универсальный штурмовик-истребитель. Для ведения воздушного боя самолет оснастили электронными системами взаимодействия с высокоточными ракетами «воздух-воздух». Обнаружение и поражение воздушных целей может вестись в режимах «вдогон» и «навстречу».

Если СУ-25 — это противотанковый штурмовик, то СУ 39 — летающий танк. Основной акцент в нем сделан на системы обнаружения целей, делающие самолет универсальным средством против танков, катеров, кораблей. Предусмотрено даже вооружение против самолетов противника. Улучшена броня кабины и топливных баков.

Военное значение тактической штурмовой авиации

Су-39 в полете

Легкая штурмовая авиация не утрачивает своего значения в современной войне, где идет ставка на технологичное ракетное вооружение. Опыт военных конфликтов после 2000 года всегда показывает активное применение штурмовой авиации. Она выполняет задачи поддержки пехоты, боевых моторизованных подразделений в любых масштабах.