WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Самолёт ЯК-7: как из учебного самолёта сделали отличный боевой истребитель

Истребитель ЯК-7

Советский боевой истребитель ЯК-7 – это уникальная боевая машина. Когда советские конструкторы создавали учебный истребитель УТИ-26, они даже не представляли, что на его базе вскоре будет создан один из самых эффективных боевых истребителей Второй Мировой войны. Даже немецкие лётчики-асы, которые гордились превосходством своих боевых самолётов, после нескольких стычек с легендарной «семёркой» старались действовать хитростью, обходя их с тыла.

Странная нумерация самолётов ЯК

Каждый, кто попытается изучить историю самолётов ЯК, сразу наткнётся на непонятную нумерацию различных моделей. Они идут не по порядку, а в следующей последовательности:

  • Сначала закономерно идёт ЯК-1;
  • Потом идёт самолёт ЯК-7;
  • Далее идёт ЯК-9;
  • И заканчивает модельный ряд ЯК-3.

Подобная нумерация объясняется достаточно просто, все эти 4 самолёта являются разновидностями двух самолётов – Як-1 и ЯК-3. Самолёт ЯК-7 и ЯК-9 были созданы на базе одной модели, только в дальнейшем их развитие пошло по разным направлениям.

История появления самолёта ЯК-7

Истребитель ЯК-7 появился достаточно неожиданно. Сначала был создан учебный истребитель УТИ-26, который оказался настолько удачным, что даже не войдя в серийное производство, на его базе начали создавать новый боевой истребитель ЯК-7. Срочная переделка учебной машины понадобилась из-за того, что авиапарк СССР в первые годы войны был достаточно устаревшим, и советские истребители значительно уступали немецкой технике. Потребность в новом истребителе для фронта была настолько велика, что ЯК-7 был запущен в серийное производство, даже не пройдя государственных испытаний. Несмотря на это, истребитель ЯК-7 сразу же показал себя с наилучшей стороны.

Взлет ЯК-7

Новый истребитель ЯК-7 изготавливался на подмосковном заводе в Химках. Именно здесь в 1941 году была создана первая партия боевых истребителей ЯК-7 в количестве 51 машины. Кроме завода в Химках, ЯК-7 изготавливали в Новосибирске и Горьком.

Новый самолёт, в отличие от УТИ-26, который и так выгодно отличался от других моделей истребителей того времени, ЯК-7 отличался повышенными лётными и боевыми характеристиками. Одним из главных преимуществ ЯК-7 является наличие особой моторамы, которую можно было с лёгкостью демонтировать. После этого на истребитель можно было установить другой мотор.

ЯК-7 был весьма эффективным истребителем времён Второй Мировой войны, чему способствовали не только его выдающиеся лётные характеристики, но и мощное вооружение:

  • Крупнокалиберная пушка, которая была рассчитана на производство 120 выстрелов;
  • 2 синхронных пулемёта ШКАС, имеющие боезапас в 1 500 патронов;
  • 6 ракетных установок, предназначенных для запуска реактивных ракет типа РС-82.

Подобное вооружение было достаточно эффективным для борьбы с вражескими истребителями.

В отличие от предыдущих моделей истребителей, ЯК-7 имел дополнительную защиту пилота в виде бронированной спинки кресла. Стандартные топливные баки в данной модели были заменены на баки протектированного типа. Вторая кабина, которая досталась ЯК-7 в «наследство» от учебного самолёта УТИ-26, переоборудовалась для перевозки грузов или пассажира. В течение всех лет, на протяжении которых выпускался истребитель ЯК-7, конструкторы постоянно модернизировали модель. В общем, было создано 18 различных модификаций ЯК-7. Всего было выпущено 6 399 самолётов ЯК-7 различных модификаций.

Особенности конструкции ЯК-7

ЯК-7Б

ЯК-7 является типичным низкопланом смешанной конструкции. Каркас ЯК-7 сделан из стальных труб, носовая часть была обшита фанерой, а хвостовая часть дополнительно обшита полотном. Двигатель защищали капоты из дюраля. Кроме этого, все обтекатели и различные щитки тоже были дюралевые. Неразъёмное крыло самолёта изготавливалось на основе деревянного каркаса, который был обшит фанерой с наклеенным полотном. В отличие от ЯК-1, хвостовое оперение ЯК-7 изготавливалось из металла.

Первые модели ЯК-7 получили шасси с неубирающимся костылём, хотя в дальнейшем оно было модернизировано и начало убираться. Топливо ЯК-7 размещалось в 4-х баках, которые располагались в крыле самолёта.

Модификации ЯК-7 и его характеристики

Историю модели ЯК-7 нужно начинать с первых прототипов УТИ-26, без которых не было бы этого выдающегося военного истребителя.

Первой моделью, с которой началось рождения ЯК-7, был УТИ-26-1, который имел двухместную кабину, и предназначался для учебно-тренировочной деятельности. Несмотря на то, что самолёт считался учебным, он оснащался вооружением, в качестве которого использовались 2 пулемёта ШКАС. Первый полёт УТИ-26-1 состоялся ещё до войны — 1июля 1940 года.

Следующей модификацией стал УТИ-26-2, который получил некоторые усовершенствование конструкции. Например, он получил новый стабилизатор и рули высоты. Первый полёт модернизированного прототипа УТИ-26-2 состоялся 16 сентября 1940 года.

Первой серийной модификацией ЯК-7 стал ЯК-7-УТИ, которых было выпущено 186 штук. Данный самолёт также был учебным, хотя имел на вооружении пулемёт ШКАС.

ЯК-7 –это серийный истребитель, который имел протектированные баки для горючего и бронеспинку кресла пилота. Вооружение данной модели сильно отличалось от ЯК-7-УТИ. Пулемётов теперь стало 2, а ещё к ним добавилась пушка ШВАК и 6 реактивных снарядов. Всего было изготовлено 62 самолёта данной модификации.

В конце 1941 года прошла испытание ещё одна модель ЯК-7, которая кроме конструктивных доработок имела на вооружении три пушки ШВАК. Это был ЯК-7М. Несмотря на то, что испытания данной модели прошли в декабре 1941 года, в серию он так и не вышел.

ЯК-7М-82А являлся опытным образцом самолёта. Его главными отличиями были: двигатель воздушного охлаждения звездообразного типа, автоматические предкрылки, наличие радиополукомпаса. В качестве вооружения на данной модификации использовались 2 пушки ШВАК и пулемёт УБС.

ЯК-7-37 – достаточно интересная модель, которая оснащалась пушкой калибра 37 мм. В 1942 году было изготовлено 22 самолёта данной модификации.

ЯК-7А являлся доработанной моделью, которая имела систему нейтрального газа, улучшенную аэродинамику и возможность нести в подвешенном состоянии 100 кг бомб. Данная модель выпускалась в 1942 году. Всего с конвейера сошли 277 подобных истребителей.

ЯК-7Б – самая популярная модель семейства ЯК-7. Всего было выпущено 5 120 подобных самолётов. В этой модели имелся новый двигатель (М-105ПА, а потом и М-105ПФ), радиостанция РСИ-4 и убирающееся хвостовое колесо. Данный самолёт выпускался с апреля 1942, до июля 1944 года.

Кроме этих моделей, выпускалось ещё множество различных модификаций, которые не вошли в серию. Например, ЯК7Б МПВО, ЯК-7В, ЯК-7Д, ЯК-7ДИ, ЯК-7ПД, ЯК-7Р и ЯК-7Л.

Сборка ЯК-7

Характеристики самолёта ЯК-7 (именно этой модификации) выглядели следующим образом:

  • Данный истребитель имел экипаж из одного человека;
  • Двигатель самолёта выдавал 1050 л.с;
  • Максимальная скорость равнялась 571 км;
  • Самолёт мог подниматься на высоту 9 250 метров;
  • 4 бака позволяли самолёту пролетать 643 км без дозаправки;
  • Масса пустого самолёта составляла 2 477 кг, а максимальная взлётная масса не должна была превышать 2 960 кг;
  • Длина самолёта составляла 8,48 м;
  • Высота – 2,9 м;
  • В качестве вооружения имелась пушка ШВАК, 2 пулемёта ШКАС и 6 реактивных снарядов.

Как видно из представленных характеристик, ЯК-7 был достаточно грозной боевой машиной для тех лет.

ЯК-7 на земле

Эксплуатация боевого истребителя ЯК-7

ЯК-7 является уникальным самолётом, который даже в годы войны был настоящей летающей лабораторией для испытания различных новинок в авиации. Именно на нём испытывались и отрабатывались различные новинки, среди которых были:

  • Прямоточные двигатели;
  • Первые гермокабины;
  • Ламинарный профиль крыла и другие новинки авиастроения.

ЯК-7, который выпускался до 1944 года, был заменён на ЯК-9, который начал выпускаться с 1942 года, и стал самым массовым советским самолётом времён Великой Отечественной войны. Хотя производство ЯК-7 было прекращено в 1944 году, на вооружении эти самолёты состояли вплоть до 1946 года. На экспорт данные самолёты не поставлялись.

ЯК-7 с летчиком

Достоинства и недостатки истребителя ЯК-7

Хотя ЯК-7 заслужил на фронте множество восторженных отзывов, как и любая модель самолёта, он имел свои достоинства и недостатки. Начнём с перечисления достоинств:

  • Огромным плюсом ЯК-7 была большая площадь остекления кабины. Это увеличивало обзорность для пилота, что помогало ему в воздушных боях. Любой военный пилот знает, что в воздушном бою нужно вертеть головой во все стороны, чтобы не пропустить самолёт противника, который может «пристроиться» сзади;
  • Маневренность ЯК-7 была на высшем уровне, боевой истребитель мог маневрировать даже на небольших высотах, что для большинства истребителей того времени было недоступным;
  • Скоростные качества ЯК-7 тоже были на высоте;
  • Мощное вооружение, представленное разными типами оружия, позволяли эффективно бороться с несколькими вражескими самолётами;
  • Мощный двигатель, который обеспечивал быстрый набор высоты, в связи с чем боевая машина могла выполнять фигуры высшего пилотажа.

К сожалению, кроме несомненных достоинств, ЯК-7 имел и некоторые недостатки, которые существенно отравляли жизнь военных пилотов:

  • Вооружение ЯК-7 было достаточно мощным и эффективным, но запас боеприпасов был недостаточным. Часто во время боя советские лётчики внезапно обнаруживали, что стрелять нечем;
  • ЯК-7 был быстрым и маневренным истребителем, это достигалось установкой брони среднего уровня, которая делала самолёт уязвимым для огня противника.

ЯК-7 на ремонте

Военная служба и боевое применение ЯК-7

Первый дебют ЯК-7 состоялся во время битвы под Москвой. Уже в ноябре 1941 году военно-воздушные силы Западного фронта имели в своём составе 5 истребителей ЯК-7. К сожалению, темп выпуска ЯК-7 в 1941 году был весьма далёк от идеала, поэтому число подобных истребителей на фронте было крайне невелико. Первой модификацией ЯК-7, которая началась серийно выпускаться в больших количествах, стала модель ЯК-7Б. Первой серьёзной битвой, где ЯК-7Б показал, на что он способен, стала битва под Сталинградом, где участвовало большое количество машин данного типа. Самыми первыми ЯК-7Б получили 4-й ИАП и 910-й ИАП, который практически до конца войны сражался на ЯК-7Б, лишь в 1945 году получив новые истребители ЯК-3.

Заметив эффективность тактики военных лётчиков фашистской Германии, военно-воздушные силы Красной армии именно под Сталинградом начали использовать тактику «свободной охоты». Лётчики объединились в группу, которая имела на вооружении ЯК-7Б. Хотя данная группа просуществовала недолго, она добилась значительных успехов. Самым известным пилотом данной группы был Рязанов, который лично сбил 31 вражеский самолёт, а 16 – в составе группы.

В 1942 году на фронт поступила новая модификация ЯК-7-37. Эти машины поступили на вооружение 42-го ИАП Северо-западного фронта. Хотя данных самолётов было выпущено всего 22, они смогли уничтожить 10 вражеских самолётов, потеряв только 4 своих.

В 1943 году Як-7Б стал весьма распространённым самолётом на всех фронтах. Данные истребители принимали участие во всех значительных военных сражениях 1943 года. В 1944 году доля истребителей ЯК-7Б была ещё весьма значительной, но уже ближе к лету 1944 года они стали повсеместно вытесняться более современными машинами, в честности ЯК-3 и ЯК-9.

Эскадрилья ЯК-7

Стоит отметить, что ЯК-7, который создавался в связи с острой нехваткой истребителей в первый год войны на базе учебного самолёта, к середине войны стал одним из лучших отечественных истребителей. Мощное вооружение, которым обладал ЯК-7, не имело равных среди других серийных истребителей советской армии. Именно ЯК-7Б стал основой для выпуска более современных истребителей Яковлева.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них