WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Как рождался и чем стал советский истребитель Як-9

Советский Союз является едва ли не единственной военной державой, в которой во время Второй Мировой войны было создано такое огромное количество боевых самолетов. Этому способствовал задел прочности, который получила советская авиастроительная отрасль. В немалой степени советские ВВС, сумевшие переломить ход событий на Восточном фронте, своими успехами обязаны титанической работе советских авиаконструкторов и работников тыла. Советские истребители-бомбардировщики Як-9, ставшие основной рабочей лошадкой для советских летчиков на втором этапе Великой Отечественной войны, стали грозной силой для немецких люфтваффе на фронте.

Истребитель Як-9

Гроза немецких люфтваффе

Появившись только в 1942 году, самолет успел зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Удачная конструкция и высокие летно-технические характеристики самолета стали весомыми аргументами для последующей самой большой серии истребителей в истории советского самолетостроения. В годы войны выпуском этого самолета занимались три завода:

  • московский завод №82;
  • завод № 153 в Новосибирске;
  • омский завод № 166 в Омске.

Эти три предприятия сумели дать фронту более 14 тыс. самолетов Як-9 в различных вариантах исполнения и модификаций. К концу войны доля этой машины в самолетной парке советских ВВС составляла более 30%. Этот самолет продолжал выпускаться и после войны, до 1948 года. Общее количество машин этого типа превысило 16 тыс. единиц.

Схема Як-9

Советский самолет пользовался успехом в авиационных частях. Ценили самолет за его высокие летные характеристики. По маневренности советскому истребителю в небе не было равных. Тяжелые немецкие истребители Ме-109G и FW-190 не могли конкурировать с советским истребителем в скорости выполнения маневра на вертикали.

Основные противники Яков

Машина отличалась высокой живучестью. Практичной была и конструкция самолета, что позволяло максимально эффективно эксплуатировать его в полевых условиях. За создание этого истребителя авиаконструктор А.С. Яковлев получил звание Героя Социалистического Труда, а коллектив КБ был отмечен государственными наградами и денежными премиями.

Конструкция самолета имела огромный технологический ресурс, что позволило создать на базе основной модели 15 модификаций, начиная с летающего танка Як-9Т и заканчивая истребителем-бомбардировщиком Як-9Б. Причем все созданные машины стали не просто опытными образцами, а в действительности являлись боевыми машинами. Даже в послевоенной время, когда наступала эпоха реактивной авиации, советские Яки сумели еще раз показать свою боевую эффективность. Последней песней машины стала война в Корее 1950-53 гг., где на советских Яках сражались корейские и китайские летчики.

yak-9-v-severnoj-koree

Начало сложного пути

До 1942 года основу ВВС РККА составляли самолеты Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3. Эти самолеты смогли на первых порах выдержать мощнейший первый удар хваленых люфтваффе. Однако эти машины имели ряд серьезных технических недостатков, существенно ограничивающих боевые возможности советской авиации. Оценивая текущую ситуацию, советское высшее военное руководство поставило перед авиаконструкторами задачу довести советские машины до совершенства, сделав их конкурентоспособными лучшим иностранным образцам. Чуть позже на фронте уже появились более совершенные самолеты Як-7Б. Именно эта модификация яковлевского истребителя была взята за основу для последующей глубокой модернизации.

Истребитель Як-7Б

По всем своим летно-техническим характеристикам самолеты Яковлева были лучшими на то время. Основные изменения коснулись фюзеляжа и бортового вооружения. Также в конструкции истребителя стало больше дюралюминиевых деталей. Позади кабины пилота убрали гаргрот, после чего улучшился круговой обзор в машине. Также с машины был убран второй пулемет БС, стреляющий через винт. Использование выигрыша в весе позволило существенно увеличить емкость топливных баков. В результате внесенных в конструкцию изменений общая масса самолета уменьшилась почти на 200 кг. Это в свою очередь увеличило энерговооруженность самолета, дав ему необходимое преимущество в горизонтальном маневре перед немецкими истребителями. Единственным минусом проведенной модернизации стало ослабление огневой мощи советского истребителя. Пройдя заводские испытания, новый самолет в спешном порядке был отправлен на войсковые испытания.

В этом аспекте поражает быстрота проведения войсковых испытаний новой машины. Первые полеты в полевых условиях начались 26 июня 1942 года, а уже 5 августа того же года на стол Верховного Главнокомандующего лег Акт о завершении Государственных испытаний. Приемная комиссия оценила высокие летно-технические характеристики опытного истребителя и рекомендовала немедленно начать серийное производство нового истребителя. Самолет под индексом Як-9 в октябре 1942 года был запущен в серию.

Мемориал Як-9 в Новосибирске

Первым к изготовлению новенького Яка приступил новосибирский авиастроительный завод №153. Первоначально новая машина на авиационных заводах выпускалась параллельно с истребителем Як-7. Это было основным условие запуска в серию любого нового боевого самолета того времени. Главная задача советской авиапромышленности заключалась в бесперебойном обеспечении фронта новыми самолетами в достаточном количестве. В дальнейшем выпуск более старых модификаций сокращался, заводские конвейеры полностью переключались на производство нового модернизированного изделия.

Первые новенькие девятые Яки попали в строевые части к завершающему этапу Сталинградской битвы, в декабре 1942 года. В небе над Волгой советские летчики, летавшие на новых советских истребителях, быстро показали немецким асам, что время господства люфтваффе закончилось.

Сорванная обшивка

Следом за заводом №153 в Новосибирске на выпуск новых истребителей перешел омский завод №166. Следует отметить, что поспешность, с которой налаживался массовый выпуск Як-9, сумела негативно отразиться на качестве самолетов. В советских строевых частях, оснащенных новенькими Яками и действующими на Кубани, начали отмечаться частые случаи срыва обшивки. Потребовалось срочное устранение заводских дефектов, означавшее ремонт всех самолетов, находившихся в войсках. В течение июня-июля месяца в полевых условиях была проведена титаническая работа. Все имеющиеся на тот момент истребители Як-9 снова были готовые к выполнению боевых задач.

Обзор истребителя Як-9

Быстро налаженный массовый выпуск нового самолета объясняется в первую очередь высоким технологическим ресурсом, который был изначально заложен в конструкцию истребителя Як-1. Последующие в дальнейшем модернизации сводились в основном к изменениям тех или иных полетных характеристик, к усилению вооружения или к повышению дальности полета машины. В данном случае работа над улучшением аэродинамических качеств позволила существенно улучшить пилотируемость истребителя. Кабина пилота получила каплевидную вытянутую форму, увеличив сектор обзора задней полусферы. В лобовой части фонаря было убрано бронестекло, которое заменили утолщенным плексигласовым фрагментом.

Следует отметить, что увлекшись изменением формы кабины, конструкторы незаметно для себя уменьшили обзорность передней полусферы.

Основные узлы самолета

Модернизация коснулась и фюзеляжа, на котором основные крупные фрагменты обшивки в носовой части были заменены на листы дюралюминия. На самолете листы металлической обшивки представляли собой съемные панели, облегчающие доступ к основному бортовому оборудованию. Хвостовая часть фюзеляжа все так же представляла собой наборную стальную конструкцию, обтянутую полотном. Крыло было набрано из дюралюминиевого каркаса, обшито полотном и оснащено дюралюминиевыми элеронами. Все эти меры привели к облегчению конструкции планера. С учетом хорошей тяги, выдаваемой мотором М-105ПФ, облегченная машина сумела показать высокие скоростные качества. У земли, на высоте до 3000 метров Як-9 разгонялся до 600 км/ч.

На боевой высоте новый советский Як летал быстрее немецкого основного истребителя того времени Мессершмитт Bf-109G-2. Не уступала советская машина и новому хваленому немецкого истребителю FW-190, начавшему поступать на фронт летом 1943 года. Для лучшего представления о боевых возможностях советского истребителя, достаточно сравнить летно-тактические характеристики самолета Як-9 с аналогичными параметрами немецких машин, приведенными в таблице:

Сравнительная таблица

По отзывам советских пилотов о пилотируемых качествах нового истребителя можно сделать следующие выводы:

  • девятый Як устойчив при совершении горизонтальных маневров;
  • самое быстрое время выполнение виража;
  • новый советский истребитель Яковлева имел самую низкую удельную нагрузку на крыло;
  • по уровню энерговооруженности советский Як значительно превосходил немецкие машины.

Учитывая вес машины, которая была легче всех своих основных конкурентов, такие высокие летно-технические характеристики давали в совокупности отличные боевые возможности. Естественно, достаточно слабый авиационный двигатель М-105ПФ не позволял полностью раскрыть технические тонкости конструкции самолета. Однако в технологическом плане двигатель М-105ПФ был максимально изучен и освоен в эксплуатации. Его производство отвечало требованиям авиастроительной промышленности.

Авиапушка НС-37

По уровню вооружения девятый Як несколько проигрывал немецким машинам, однако последующая модернизация машины позволила в разы увеличить огневую мощь. На модификации самолета Як-9Т была установлена пушка калибром 37 мм. Ее снаряды с расстояния в 300-500 метров разносили в клочья немецкие бомбардировщики.

В заключение

Боевой опыт применения Як 9 – самого массового советского истребителя — наглядно показал, насколько удачным может оказаться конструкция самолета. Во время воздушного сражения в небе Кубани весной-летом 1943 года новый истребитель Яковлева был впервые применен в массовом порядке. Последующие воздушные баталии на Курской дуге в июле 1943 года только укрепили советских авиаконструкторов в правильности выбранного решения. Машина прекрасно слушалась пилотов, была легка в управлении и выдерживала значительные технологические нагрузки в процессе эксплуатации.

В дальнейшем конструкторское бюро, возглавляемое А.С. Яковлевым, постоянно работало над совершенствованием своего детища. Появилась пушечная модификация истребителя. Чуть позже был разработан самолет с увеличенной дальностью полета. Это решение было вызвано необходимостью организовать сопровождение американским бомбардировщикам Б-17 в челночных рейдах над территорией противника, транспортным самолетам союзников, обеспечивающим доставку военно-технической помощи югославским партизанам.

Як-9 сопровождает американские бомбардировщики

Кроме советских ВВС, Як-9 стоял на вооружении авиационных частей союзников. Французский истребительный полк «Нормандия-Неман» был укомплектован самолетами Як-9У и Як-3, улучшенной версии девятого Яковлева.

После войны Яки оставались на вооружении советских ВВС до 1950 года. За рубежом советский истребитель использовался в военно-воздушных частях НОАК, в Северной Корее, в Югославии и в Албании. Военно-Воздушные Силы Войска Польского имели на оснащении советские Яки вплоть до 1954 года.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них