WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Ан-124 «Руслан»: гигант с берегов Днепра

Взлет Ан-124

В Советском Союзе всегда гордились достижениями в авиастроении, и, надо признаться, имели для этого все основания. Десятки авиационных заводов, многочисленные конструкторские бюро и исследовательские институты, профильные учебные заведения – все это сделало СССР одной из ведущих авиационных держав мира. Многие самолеты и вертолеты, спроектированные и построенные в советский период, до сегодняшнего дня заслуженно сохраняют статус уникальных. Причем речь идет не только о сугубо военных машинах, не меньше достижений было и в гражданском авиастроении.

Даже по сей день самыми тяжелыми и грузоподъемными транспортными самолетами в мире остаются машины, созданные еще в Советском Союзе, – Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». И если «Мрия» – это во многом уникальный самолет, созданный для выполнения специальной задачи, то Ан-124 «Руслан» является обычным серийным самолетом, которых было произведено более 50 штук.

Разработкой этой уникальной машины занимались конструкторы киевского КБ Антонова, имевшие значительный опыт в создании тяжелых транспортных самолетов. Первый полет «Руслана» состоялся в конце 1982 года, эксплуатация этого самолета началась через пять лет.

Ан-124

На счету самолета Ан-124 21 мировой рекорд, включая рекорд по дальности полета и грузоподъемности. В 1985 году он был впервые продемонстрирован широкой публике на авиационном салоне в Ле Бурже и произвел там настоящий фурор. Иностранные журналисты сразу же окрестили машину «русским чудом»…

Ан-124 «Руслан» задумывался, конечно, в первую очередь, как военно-транспортный самолет. Его планировали использовать для транспортировки мобильных пусковых установок баллистических ракет, а также для масштабной переброски войск и военной техник. Это был советский ответ на создание американского транспортника Lockheed С-5 Galaxy. И надо сказать, что советский самолет превзошел своего американского оппонента практически по всем летно-техническим характеристикам.

Конечно же, предусматривалось и использование самолета для нужд народного хозяйства, но подобные задачи, скорее, были второстепенными.

Размеры этого самолета действительно поражают. Размах крыла Ан-124 составляет 73,3 метра, общая длина «Руслана» — почти 70 метров, а высота – более 20 метров. При взлете Ан-124 может весить почти 392 тыс. кг. Дальность полета Ан-124 (с максимальным грузом) составляет 4,8 тыс. км. «Руслан» может принимать на борт моногруз весом до 50 тонн. Стоимость одного Ан-124 в случае возобновления производства будет составлять примерно 300 млн долларов.

Ан-124 над землей

История создания

Годы Холодной войны были периодом жесткого соперничества между СССР и США в области военно-транспортной авиации. И это был не просто вопрос престижа, в первую очередь генералов заботила стратегическая мобильность войск, возможность быстро перебрасывать армейские подразделения по территории огромной страны и за ее пределами.

В 1963 году у американцев появился тяжелый транспортник Lockheed C-141 Starlifter с грузоподъемностью в 29 тонн. Однако лидерство США сохранялось недолго: через шесть лет советский авиапром создал Ан-22 «Антей», значительно превосходящий «американца» по всем параметрам. Во многом это была знаковая машина, первый широкофюзеляжный самолет отечественных ВТА. Грузоподъемность «Антея» составляла 60 тонн.

Однако уже в 1971 году в США поднялся в небо супертяжеловес С-5А Galaxy с грузоподъемностью в 93 тонны, и СССР опять оказался в роли догоняющего.

Ан-124 над городом

Зная о работах над созданием С-5А Galaxy, в Советском Союзе еще в середине 60-х приступили к созданию нового транспортного самолета с неслыханной грузоподъемностью в 120-140 тонн. Работы были поручены специалистам Киевского механического завода – в будущем АНТК им. Антонова. И хотя опыта создания тяжелых транспортных самолетов антоновцам было не занимать, данная задача все равно была архисложной, ибо машин такого размера до этого не делал никто.

Главным конструктором Ан-124 был назначен Петр Васильевич Балабуев. С 1986 года этим проектом руководил Виктор Ильич Толмачев.

В 1970 году конструкторами КБ было подготовлено два проекта, грузоподъемностью 140 и 120 тонн. Для дальнейшей разработки был выбран проект четырехдвигательного самолета Ан-124, которому было присвоено обозначение «изделие 200». Заказчики требовали не только добиться требуемой грузоподъемности, но и значительно уменьшить трудоемкость и стоимость обслуживания, а также улучшить ряд других показателей. В 1973 году была создана полноразмерная модель Ан-124. Однако испытания показали, что ее характеристики не соответствуют требованиям технического задания. Необходимо было все переделывать заново.

В 1976 году проект практически начали с нуля. Самолет получил новое обозначение – «изделие 400».

Перед конструкторами стояла задача создать новый транспортный самолет с небывалыми характеристиками. Чтобы решить ее, разработчикам пришлось отказаться от консервативных подходов и ориентироваться на новые, зачастую не слишком отработанные технологии и идеи. Во время работы над «Русланом» была успешно реализована комплексно-целевая программа, которая была направлена на улучшение всех основных характеристик самолета. Подобный подход использовался в советской авиапромышленности впервые. Над созданием самолета Ан-124 работали не только конструкторы КБ Антонова, к этому проекту были привлечены специалисты ЦАГИ, десятков НИИ и научных центров всего Советского Союза. Можно без преувеличения заявить, что над «Русланом» работала вся страна.

И такой подход принес свои плоды. В ходе создания самолета Ан-124 его аэродинамические характеристики были улучшены на 20%, весовая отдача возросла на 15%, примерно на столько же выросла экономичность двигателей, а трудоемкость обслуживания по сравнению с Ан-22 и Ил-76 уменьшилась в разы.

Ан-124-100 в небе

Первый полет Ан-124 состоялся в Киеве 24 декабря 1982 года. Только через три года его показали сначала советским журналистам, а потом продемонстрировали на выставке в Ле Бурже. В 1985 году самолет Ан-124 сумел поставить 21 мировой рекорд.

Кстати, собственное имя самолета – «Руслан» – появилось только на этапе заводских испытаний. По воспоминаниям сотрудников АНТК, у Антонова было около шести вариантов названия, но все они были так или иначе связаны с персонажами греческой мифологии. А главный конструктор хотел дать самолету имя, которое ассоциировалось со славянской культурой. Наиболее кратким и благозвучным оказалось название «Руслан».

Производство новой машины было налажено на мощностях АНТК им. Антонова и на Ульяновском авиастроительном заводе.

Распад Советского Союза нанес сокрушительный удар по авиастроительной отрасли. Количество заказов резко сократилось, предприятия, работавшие ранее в единой производственной цепочке, оказались в разных странах. Авиастроителям пришлось приспосабливаться к новым условиям. В 1992 году была создана гражданская модификация «Руслана» — самолет Ан-124-100. От базовой модели «сотка» отличалась отсутствием на борту оборудования для десантирования, несколько измененным составом БРЭО и доработанными двигателями.

С этой машиной разработчики планировали выйти на мировой рынок коммерческих грузовых перевозок. Выпуск Ан-124-100 в 1991 году начался на заводе «Авиант», а несколько позже и в Ульяновске.

Ан-124 с открытым передним люком

Однако постепенно производство «Руcланов» было приостановлено на обоих предприятиях. Последний самолет Ан-124 был выпущен на Ульяновском авиазаводе в 1995 году.

С тех пор попытки реанимировать производство самолета Ан-124 предпринимались неоднократно. В разные годы создавались межгосударственные комиссии по этому вопросу, подписывались документы, перезапустить проект Ан-124 неоднократно обещали российские и украинские президенты. Однако толку от этого было мало, а учитывая нынешнее состояние российско-украинских отношений, на совместном производстве «Русланов» можно смело ставить крест.

О желании возобновления производства Ан-124 периодически заявляют и в Киеве. Но Украина вряд ли в одиночку потянет подобный проект. В советское время в создании «Руслана» в той или иной степени участвовало около 100 предприятий. Большинство из них сегодня находятся на территории России, а часть вообще прекратила свое существование или перепрофилировались. Важным подрядчиком был Ташкентский авиационный завод, который уже сменил сферу деятельности. Чтобы возобновить выпуск Ан-124, Украине нужно найти, чем заменить все эти комплектующие. Кроме того, сразу же встает вопрос о рынках сбыта: тяжелая транспортная авиация – это очень специфический вид транспорта, который в основном используется для военных целей.

В настоящее время главными операторами Ан-124 является российское Министерство обороны (более 20 машин), частная российская компания-авиаперевозчик «Волга-Днепр» (более 10 самолетов), а также украинские «Авиалинии Антонова» (7 Ан-124).

ЗАО «Авиастар» занимается модернизацией «Русланов». До 2015 года на Ульяновском авиазаводе для российского Министерства обороны модернизировали 22 самолета до уровня Ан-124-100.

Ан-124 на аэродроме

Описание конструкции

Транспортный самолет Ан-124 выполнен по классической аэродинамической схеме, это высокоплан с четырьмя двигателями. Машина оснащена многоколесным убирающимся шасси и однокилевым хвостовым оперением. В конструкции самолета широко использованы композитные материалы. Экипаж состоит из восьми человек.

Фюзеляж Ан-124 разделен на две палубы. В передней части верхней палубы находится кабина пилотов, а также помещение для сменного экипажа. В ее задней части располагается помещение для людей, которые сопровождают груз или технику. Нижнюю палубу занимает грузовая кабина, ее общий объем составляет 1,05 м3.

Грузовая кабина является герметичной, она позволяет осуществлять перевозку грузов общей массой до 120 тонн. Она оснащена различными видами погрузочного оборудования: двумя мощными кранами, лебедками и роликовой системой. Пол кабины, выполненный из титана, допускает погрузку колесной и гусеничной техники.

Ан-124 имеет два грузовых люка: задний и передний (откидывающаяся носовая часть). Это позволяет оперативно проводить загрузку и выгрузку грузов, в том числе и нестандартных.

Силовая установка самолета состоит из четырех двигателей Д-18Т, каждый из которых имеет мощность 23400 кгс. Кроме того, эти ТВД имеют сравнительно небольшой вес, невысокий уровень шума и низкий расход топлива. Ан-124 имеет дальность полета практически в два раза выше, чем Ан-22 или Ил-76, при этом «Руслан» расходует почти в три раза меньше топлива на один тонно-километр.

Кроме основной, Ан-124 имеет еще и дополнительную силовую установку, которая состоит из двух газотурбинных двигателей ТА-12.

Загрузка Ан-124

Отдельно следует отметить уникальное многоколесное шасси самолета. В ее состав входит 24 колеса. Основные опоры шасси Ан-124 состоят из пяти независимых двухколесных стоек, а передняя опора – из двух двухколесных стоек. Поворачивая передние стойки, самолет способен развернуться на взлетно-посадочной полосе шириной в 50 метров, используя асимметрию тяги двигателей. Для демонстрации своих максимальных возможностей «Руслану» нужна бетонированная ВПП длиной более 3000 м. Однако, несмотря на свои гигантские размеры, взлет и посадка Ан-124 может осуществляться и с грунтовых ВПП.

Шасси самолета имеет систему приседания, благодаря чему можно менять угол наклона фюзеляжа, что значительно облегчается процесс выгрузки и погрузки.

Управление самолетом осуществляется с помощью системы автоматического ЭДСУ, четырехканального гидравлического комплекса и автоматизированной системы штурвального управления. В управлении Ан-124 задействовано более тридцати компьютеров.
В состав комплекса навигационно-пилотажного оборудования самолета входит навигационная РЛС, инерциальная система, пилотажно-навигационный комплекс ПНПК-124, система радиосвязи ТИП-15, навигационная аппаратура «Омега» и «Лоран».

Ан-124 ВВС России

Воздушный старт

Мало кто знает, что с помощью самолета Ан-124 планировали запускать космические аппараты. Этот проект активно обсуждался еще с середины 90-х годов. А с 1998 года над ним работали специалисты АНТК им. Антонова.

Идея «Воздушного старта» довольно проста. На высоте в несколько километров с самолета осуществляется так называемый минометный старт ракеты-носителя, которая затем доставляет полезный груз на орбиту. Для этих проекта даже разрабатывалась специальная модификация «Руслана» — Ан-124-100ВС.

Запуск космических аппаратов с помощью «Воздушного старта» позволяет значительно сократить расходы и обойтись без дорогого космодрома.

Однако все подобные проекты (а их было несколько) так и не продвинулись далее бумажных эскизов. Причина проста и банальна: нет финансирования.

Ан-124 в полете

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них