WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Американский ответ Европе – пассажирский Боинг 707

Американский пассажирский самолет Боинг 707 стал своеобразным символом современной пассажирской авиации второй половины XX века. По объему серийного производства и массовости с детищем компании Boeing не могли сравниться ни британская машина «Комета», ни советский реактивный пассажирский авиалайнер Ту-104. Заокеанский самолет превосходил существующие аналоги по вместительности, был проще и надежнее в эксплуатации. Недаром некоторые модификации этих машин продолжали до последнего времени эксплуатироваться на пассажирских авиалиниях по всему миру. Летает «707» и в наши дни, продолжая службу в иранской авиакомпании «Saha Air».

Боинг "Saha Air"

Америка, создавая Boeing 707, делает правильные выводы

Авиаконструкторы корпорации Boeing при создании своей машины старались не спешить, используя богатый опыт своих коллег из Англии и СССР. Проблемы, с которым столкнулись создатели первых реактивных пассажирских самолетов в Англии и в Советском Союзе сыграли американцам на руку. В своих расчетах они учли все минусы конструкции реактивного лайнера, стараясь обеспечить своей машине максимально возможную надежность. Насколько это им удалось, показало время, однако с технической точки зрения американская машина оказалась лучше подготовлена и сконструирована.

Конкуренты Боинга

Положительным образом отразилась на будущем нового самолета конкуренция, которая велась между двумя авиационными гигантами, компанией McDonnell Douglas и Boeing. Обе самолетостроительные фирмы практически одновременно представили свои разработки, которые с первого взгляда можно было принять за братьев – близнецов. В итоге на рынке гражданских авиаперевозок сначала в Соединенных Штатах, а после и по всему миру, появились две практически однотипные машины, которые постоянно конкурировали между собой.

Такая ситуация возникла не случайно. В США после войны сложились идеальные условия для развития авиационной отрасли. Америка со своей мощнейшей экономикой, стремительно развивала гражданскую авиацию. Прикладываемые усилия в основном были направлены на создание среднемагистральных пассажирских машин большой вместимости. Рост благосостояния американских граждан привел к стремительному увеличению пассажиропотока на внутренних авиалиниях. Имеющиеся в распоряжении американских авиакомпаний пассажирские винтовые машины отчасти могли удовлетворить потребности рынка пассажирских авиаперевозок. Прорыв в области развития гражданской авиации могли сделать быстрые, стремительные и вместительные машины. Первым в 1954 году на арену выкатился Boeing 707, который на четыре года опередил своего конкурента.

Два гиганта

Основным отличием американской разработки стала конструкция самолета. Машина создавалась не с нуля, однако в качестве основы использовали не военный бомбардировщик, а транспортно-грузовой самолет Боинг 367-80 . В Советском Союзе при создании Ту 104 использовали материально-техническую базу военной машины, изменив только основные конструктивные параметры. В Великобритании создавали «Комету» также опираясь на авионику военных самолетов. Американцы изначально решили создать пассажирский самолет, в конструкции которого все должно было иметь гражданскую составляющую. Это потом, когда производство «707» было поставлено на поток, стали появляться армейские версии машины, а тогда в начале 50-х годов речь шла только о пассажирском варианте.

Что представляет собой первый американский пассажирский Боинг

Компания Boeing представляет собой одну из самых мощнейших авиастроительных корпораций США. Десятки заводов по всей Америке, миллиардные госзаказы от оборонного ведомства в годы войны, способствовали достаточно быстрому и успешному созданию нового пассажирского самолета.

Схема Боинга-707

Проектирование новой машины было начато в начале 50-х годов. В то время как британский пассажирский авиалайнер «Комета» уже сумел налетать не одну сотню часов, американцы только приступили к решению технической части задания. Как и в Европе, заокеанские авиаконструкторы и инженеры использовали в своей конструкции узкий фюзеляж. В то время еще не имели ни технической, ни технологической возможности строить широкофюзеляжные самолеты большой вместительности, однако первый пассажирский Боинг должен был иметь внушительные размеры.

Схема, которую избрали американцы для своего детища, кардинально отличалась от европейского и советского аналога. Фюзеляж самолета представлял собой низкоплан, заканчивающийся однокилевым хвостовым оперением. Стреловидные крылья (угол 35°) имели больший размах, так как на них должны были быть установлены четыре турбовентиляторных реактивных двигателя, помещенные в специально созданные мотогондолы. Вопрос с двигателями для Boeing 707 был решен изначально в пользу изделий компании Pratt & Whitney.

На пассажирский самолет должны были быть установлены коммерческие версии двигателей JT3C, способные развить тягу 4535 кгс каждый.

Двигатели Pratt & Whitney JT3C

Отдельного внимания заслуживает фюзеляж самолета, который пришлось создавать заново. Для пассажирской машины требовались большие размеры фюзеляжа. К тому же носовая часть должна была иметь место для установки бортового радиолокационного оборудования. Для новой машины установили ограничения по массе. Предварительно считалось, что новый Боинг будет иметь максимальную взлетную массу чуть более 85 тонн. Фюзеляж самолета рассчитывался и конструировался с учетом размещения в салоне 130 пассажиров. Самолет Боинг 707 имел любопытную схему салона, в котором пассажирские кресла размещались по три штуки в одном ряду. Это стало возможным благодаря тому, что изменили сечение фюзеляжа, увеличив его ширину до 3,56 м. Такой технический прием позволил сразу увеличить внутреннее пространство салона, сделав возможным разместить с комфортом внутри салона 150 пассажиров.

Изменили форму иллюминаторов, которые стали продолговатыми. Уровень комфорта в салоне нового Боинга был на высоком уровне. Увеличение внутреннего объема положительно сказывалось на самочувствии и состоянии пассажиров во время длительных перелетов. Большое внутреннее пространство в пассажирском салоне станет со временем визитной карточкой пассажирских Боингов.

Салон Боинга-707

Проектная скорость реактивного лайнера должна была достигать 960км/ч, параметр, который в три раза превосходит скорости, на которых летали все основные гражданские пассажирские и транспортно-грузовые самолеты в США. Поражает заявленная дальность полета американского самолета. В технической документации фигурировали цифры в 6-7 тыс. км. Таких показателей удалось достичь за счет увеличения емкости внутренних топливных баков, которые размещались в центральной части фюзеляжа и консолях крыльев. Масса топлива, загружаемого в самолет перед полетом, составляла 58 тонн. При таком раскладе пассажирский лайнер, взлетевший из аэропорта Нью-Йорка или Вашингтона, мог за 8-10 часов долететь до Лондона или Парижа. Появление такой машины могло в корне решить проблему трансатлантических пассажирских перевозок, соединив Америку с Европой.

В дальнейшем для полетов в Европу компанией Boeing была разработана модификация, оснащенная более мощными и экономичными турбореактивными двигателями JT3D-3B, позволившие без проблем преодолевать расстояние в 6-7 тыс. км. Со временем на американские машины модификаций 707-320 стали ставить английские турбореактивные двигатели Роллс-Ройс «Конуэй» 505 и 508, развивающие тягу в 7490 и 7945 кгс.

Первый полет

Первый опытный прототип Boeing 707 показался на широкой публике в мае 1954 года. Самолет своим размерами внушал уважение и вызывал трепет. Экспертам особенно пришелся по вкусу громадный и просторный салон машины. До этого ни одна машина, летающая на внутренних авиалиниях, не могла похвастаться подобным уровнем комфорта и размерами салона. Спустя полгода, первый опытный образец самолета модификации 707-120 был поднят в воздух.

Последующая судьба первого пассажирского реактивного Боинга

Новый самолет, который был запущен в серийное производство, несмотря на свои очевидные преимущества, с трудом втискивался на внутренний авиарынок. В спину специалистам компании Boeing дышали конструкторы компании «McDonnell Douglas». Со временем эти две компании так и останутся основными поставщиками пассажирских авиалайнеров не только для нужд внутреннего американского авиарынка, но и за рубежом.

Сборочный цех

Детище конструкторов компании Boeing имело следующие летно-технические характеристики:

  • длина самолета 44 метра;
  • размах крыльев – 39,8 м;
  • пассажирский салон имел длину 31 м и ширину 3,56 м (высота потолка салона — 2,38М);
  • максимальный взлетный вес составлял 117 тонн;
  • эксплуатационный потолок составлял 12000 м;
  • дальность 6710 км;
  • максимальная скорость полета 965 км/ч (крейсерская 750-800 км/ч);
  • экипаж машины состоял из 3-х человек + 2 бортпроводницы;
  • количество пассажирских мест в салонах 1 и 2 класса – 137 человек.

В таком виде машина поступила в 1958 году на внутренние авиалинии. Первые серийные машины заказала авиакомпания Pan American. Следом за ней новые лайнеры Boeing 707-120 закупил другой крупный оператор гражданских перевозок — компания TWA (Trans World Airlines). Американский реактивный пассажирский лайнер быстро вышел за границы внутреннего использования. Авиакомпании Pan American и TWA являлись крупнейшими авиаперевозчиками на то время, поэтому новые самолеты быстро стали основной транспортного парка на международных авиалиниях.

Боинг-707 Пан Американ

Американцы недолго оставались монополистами на рынке международных авиаперевозок. Масштабы серийного производства новых реактивных лайнеров были такими, что новых самолетов хватало для удовлетворения заказов от европейских и азиатских авиакомпаний. Вплоть до 1960 года компания Boeing продолжала выпускать самую первую версию машины, однако видя растущую динамику объема гражданских авиаперевозок, требовалась машина большей пассажировместимости.

Первый реактивный Боинг заслуженно стал самым популярным пассажирским авиалайнером того времени. Машину можно было увидеть в любом аэропорту мира. Практически все более-менее серьезные авиакомпании имели в своем распоряжении «707». Благодаря массовости, с которой использовался Боинг 707 в гражданской авиации, обозначился стремительный рост аэродромной инфраструктуры, качественно улучшилось управление воздушным движением. По всему миру строились новые аэропорты, росло количество терминалов для приемки пассажиров. Вместе с этим появились новые направления бизнеса, которые были заточены под обслуживание пассажирских авиалайнеров. Появление на гражданских линиях столь крупных самолетов, каким, безусловно, являлся Боинг, повлекло за собой интенсивное строительство новых взлетно-посадочных полос

Боинг на аэродроме

Модификации американского Боинга 707

Первые два года эксплуатации первых серийных самолетов наглядно продемонстрировали, каким большим потенциалом обладает сфера воздушных авиаперевозок. Ежегодно росло количество пассажиров, желающих пользоваться не только услугами внутренних авиалиний, но и предпочитающих совершать трансконтинентальные длительные перелеты. В компании Боинг мгновенно отреагировали на создавшуюся ситуацию, приступив к разработке новой модификации лайнера.

На самолет поставили новые модернизированные турбореактивные двигатели JT3D вместе с улучшенной, более экономичной, топливной системой. Новые двигатели имели большее тяговое усилие и издавали меньше шума. Стоит отметить, что к началу 90-х годов, шумность от работы реактивных двигателей стала основной проблемой гражданских авиаперевозок. От грохота работающих двигателей невозможно было укрыться ни в воздухе, ни на земле.

В начале 1959 года на свет появилась новая модификация «707» — Model 707-320. Эта машина должна была заменить первые модификации Боинга 707-121. Самолет создавался с ориентировкой на трансконтинентальные воздушные маршруты. Единственной новацией кроме новых мощных двигателей на самолете новой модификации стал увеличенный киль воздушного судна. Эта улучшило управляемость машины в полете. На новом самолете увеличилась вместимость пассажирского салона. На борту воздушного судна могли расположиться 189 пассажиров в варианте «эконом-класс». В салонах 1 и 2 класса помещался 141 человек.

В дальнейшем выпускались другие модификации машины – это Боинг 707-320В и Боинг 707-320С. Последняя модификация брала на борт свыше 200 пассажиров и стала самой массовой машиной в истории гражданской авиации.

Боинг 707-320C

Всему приходит конец

К концу 60-х годов самый массовый пассажирский трансконтинентальный авиалайнер перестал удовлетворять условиям эксплуатации. Машина быстро устаревала морально. Технологической базы для последующей модернизации практически не осталось, чтобы просто увеличить пассажировместимость за счет удлинения салона. Боинг 707 имел очень шумные двигатели, к тому же американца нельзя было назвать экономичной машиной. В итоге авиаконструкторам пришлось менять планер машины, что в конечном итоге привело к появлению нового самолета — Боинга 747. Несмотря на быстрый и печальный финал, легендарный лайнер продолжали выпускать до 1978 года. Всего с конвейера заводов корпорации Boeing сошло 1010 машин различных модификаций.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них