WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Боинг 727 — самолет, которого ждали

Американская авиастроительная отрасль в 60-е годы занимала ведущее место на рынке пассажирских воздушных судов. Появление первого пассажирского реактивного авиалайнера Боинг 707 в конце 50-х годов дало старт масштабной экспансии американского авиастроительного гиганта — компании Boeing. Правильно оценив перспективы роста спроса на пассажирские воздушные перевозки, американцы стали строить новые, более комфортные и современные пассажирские воздушные суда, среди которых особо выделяется самолет Boeing 727.

Боинг 727

Причина появления нового пассажирского авиалайнера

В Соединенных Штатах к 60-м годам парк внутренних пассажирских авиалиний был представлен старыми винтомоторными воздушными судами. Такие же самолеты связывали города США со странами Карибского бассейна и Латинской Америки. Следует отметить, что несмотря на высокую степень надежности поршневых и турбовинтовых пассажирских лайнеров, летали они медленно. Расстояние от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса среднемагистральные самолеты L-1049 Super Constellation или Douglas DC-7C преодолевали за 6-7 часов. Потребуется еще с десяток лет, прежде чем появится пассажирский региональный лайнер Boeing 727, машина, которая сможет связать удаленные друг от друга регионы огромной страны.

Внутримагистральные пассажирские самолеты в США

Гражданская авиация в Соединенных Штатах только начала переход на реактивную авиацию. В конструкторских бюро компаний Douglas Aircraft Company и Boeing активно велась работа по созданию новых реактивных самолетов. США в этом плане отставали от англичан и Советов, где уже были созданы первые реактивные пассажирские самолеты «Комета» и Ту 104.

Если с машинами, способными летать на большие расстояния ситуация разрешилась с появлением на линиях первенца американской реактивной пассажирской авиации Боинга 707, а после и самолета-конкурента DC-8, то для внутренних авиалиний самолет пришлось создавать практически заново. Тем более что положение на рынке внутренних авиаперевозок становилось катастрофическим. Рост количества потенциальных пассажиров указывал на необходимость создания машины большей пассажировместимости, которая за два-три часа доставит пассажира из Вашингтона в Новый Орлеан, из Анкориджа в Хьюстон или в Сан-Франциско.

Самолет на внутренних линиях

Успех, который сопутствовал появлению на международных линиях нового реактивного пассажирского лайнера Боинг 707, подтолкнул основных авиаперевозчиков Соединенных Штатов авиакомпании Pan American, United Airlines и WTA к совместному решению о необходимости строительства регионального авиалайнера. В качестве основного разработчика была выбрана самолетостроительная фирма Boeing. Задачи, которые выдвигались перед авиаконструкторами, выглядели следующим образом:

  • новый самолет должен будет способен взлетать и садиться на укороченные ВПП;
  • машина должна обладать необходимым запасом прочности и надежности при возникновении внештатных ситуаций на борту;
  • самолет должен быть неприхотлив в обслуживании и удобен в эксплуатации;
  • машина должна быть быстрой, вместительной и в то же время, экономичной.

В кабинетах Boeing прекрасно понимали, что сделать новый самолет путем модернизации «707» не получится. Нельзя было просто для увеличения пассажировместимости удлинить фюзеляж базовой модели. Чтобы поднять в воздух такую машину потребуется больший размах крыльев и мощные двигатели. Соответственно придется переустанавливать шасси самолета в связи с увеличением размеров лайнера. При таких условиях, говорить о создании компактной и вместительной машины, способной обслуживаться в небольших региональных аэропортах, не приходилось. Именно этот аргумент и стал решающим в пользу принятия решения о строительстве совершенно нового самолета.

Два самолета

Новым пассажирским самолетом, судя по принятой нумерации изделий, сходящих с конвейера сборочных цехов корпорации Boeing, должен был стать Boeing 727. Этот пассажирский лайнер станет визитной карточкой многочисленных авиакомпаний по всему миру. Однако до этого момента предстояло решить целый ряд сложных технических и инженерных вопросов.

Этапы рождения нового Боинга

Изначально перед конструкторами была поставлена сложная задача. Требовалось создать машину, которая по своим взлетно-посадочным параметрам смогла бы без проблем использовать имеющуюся аэродромную инфраструктуру в США. К тому же такой самолет должен был летать быстро на малых высотах. Ключевым фактором в постройке машины стала рентабельность пассажирских авиаперевозок. Кто будет платить за дорогие билеты на самолет, если можно будет сэкономить, отдав предпочтение винтомоторным лайнерам или путешествиям по железной дороге.

Боинг 727 в аэропорту Алис-Спрингс

Небольшие расстояния для гражданских пассажирских судов стали камнем преткновения. Количество взлетов и посадок в период эксплуатации регионального самолета заметно увеличивалось по сравнению аналогичным режимом у межконтинентальных лайнеров. Соответственно машина должна была иметь более прочное и устойчивое шасси. Увеличивался ресурс авиационных двигателей. Сама конструкция самолета должна была быть готовой к быстрому техническому обслуживанию с целью сокращения времени на подготовку воздушного судна к новому рейсу. В данном случае сыграл свою весомую роль американский прагматизм.

По мнению менеджеров авиакомпаний — эксплуатация самолета должна приносить постоянный доход. Время пребывания самолета на земле не приносит доход. Чем больше машина выполняла рейсов, тем выше была рентабельность перевозок. Этот аспект отразился в схеме салона нового самолета. Пассажирские кресла были расставлены в три ряда, по обеим сторонам от центрального прохода. Количество пассажиров при таком способе посадки составляло 131 человек.

Салон Боинга 727

Для нового самолета потребовалось создать и новые реактивные двигатели. Так как большинство мелких региональных аэродромов находятся в пределах городской черты, уровень шума работающих авиационных двигателей должен соответствовать установленным нормам шумности.

Параметры и нормативы шумности реактивных двигателей для пассажирских лайнеров были впервые введены в Америке и в Европе в начале 60-х годов. В Советском Союзе об этом аспекте заговорили только в начале 80-х годов, когда появилась техническая возможность делать мощные и менее шумные реактивные двигатели.

Двигатели JT8D-1

Под таким прессингом проблем в ноябре 1960 года было начато проектирование нового лайнера. В ходе разработки проекта было рассмотрено до 70 эскизных проектов, при анализе которых была рождена единая концепция новой пассажирской машины. Было решено освободить крылья от мотогондол, отведя для моторной группы хвостовую часть фюзеляжа. Для нового самолета определили количество двигателей, которые были представлены тремя изделиями фирмы «Пратт & Уитни» JT8D-1 с тягой по 14000 кгс каждый. Отличительной особенностью британских двигателей являлось наличие в них функции реверса тяги. Такая функция была крайне полезной при эксплуатации машины на коротких взлетно-посадочных полосах.

Большая работа была проведена по конструированию крыла, в результате которой удалось создать универсальный элемент крылатой машины. Благодаря конструкции крыла самолет мог летать на экономичной крейсерской скорости на малых высотах, совершать без проблем посадку на ограниченном пространстве. Опытный макет самолета Боинг 727 подвергся тщательным аэродинамическим испытаниям в аэродинамической трубе, в результате которых удалось получить самое совершенное на то время самолетное крыло.

Чертеж-схема Боинга 727

Что касается других новшеств, которыми обладала новая машина, то будет уместно сказать следующее:

  • машина была оборудована автономным спускающимся трапом, который был очень к месту в условиях эксплуатации на маленьких аэродромах;
  • системы жизнеобеспечения самолета и запуска двигателей были автономны, благодаря чему машину можно было быстро подготовить к взлету самостоятельно, в аэропортах с ограниченными техническими возможностями.

Новый региональный пассажирский самолет Boeing 727. Начало эксплуатации

Впервые новый Боинг поднялся в воздух в феврале 1963 года. Спустя ровно год машина официально вышла на внутренние линии. Первая модификация лайнера Boeing 727-100 стала основным транспортным средством для авиакомпаний Eastern Airlines и United Airlines, которые занимались обслуживанием внутренних маршрутов. Уже в первые месяцы эксплуатации стало понятно, что новая американская машина получилась экономичной, простой и удобной в обслуживании.

Боинг 727 на Аляске

На 1964 год компания Boeing имела уже заказ на постройку 200 самолетов этого типа. Продолжая развивать успешную конструкцию, конструкторы фирмы Боинг создали транспортный вариант самолета. Следующая версия машины Боинг 727-200 имела салон большей длины, в котором «эконом-вариант» предполагал размещение 189 пассажиров. Именно эта версия и принесла наибольший успех компании. Удлинив фюзеляж лайнера на 6 метров, американские конструкторы создали самый популярный среднемагистральный пассажирский авиалайнер. Эта версия вышла на линии в 1967 году. С этого момента количество заказов на постройку пассажирской машины на заводах компании Боинг выросло в три раза. Основными заказчиками на самолет нового типа были европейские авиакомпании, перевозчики из стран Латинской и Южной Америки.

С конца 60-х годов «727» стал основной рабочей лошадкой большинства национальных авиакомпаний, как на внутренних линиях, так и на международных маршрутах. Машина успешно использовалась в качестве пассажирского воздушного судна и в транспортном варианте для чартерных и почтово-грузовых перевозок.

Сборочный цех Боинг

Самолет выпускался до 1984 года. Даже тогда, когда в Штатах уже шел массовый выпуск новой «737-модели» Боинга, его младший брат Боинг 727 продолжал летать практически на всех пассажирских маршрутах. За годы серийного выпуска заводы корпорации Боинг сдали заказчикам 1831 самолет. Из этого количества львиная доля — 1300 машин — приходится на модификацию 727-200.

В заключение

История гражданской авиации знает не так много примеров того, как один самолет сумел в течение длительного времени стать основным пассажирским транспортным средством в пассажирских авиаперевозках. Благодаря своей конструкции и прекрасным летно-техническим характеристикам, самолет Боинг 727 пришелся ко двору. Следует отметить, что на судьбе машины сказалось своевременное его появление. Аналогичная машина, созданная фирмой – конкурентом McDonnell Douglas MD-80 прошла незамеченной. Рынок региональных самолетов был насыщен продукцией с логотипом Boeing как в Штатах, так и за рубежом.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них