WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Боинг-737 – самый массовый пассажирский самолет

Современную гражданскую авиацию трудно представить без самолетов семейства Boieng. Эти машины летают на всех пассажирских маршрутах средней и большой дальности, связывая друг с другом города и целые страны. Количество воздушных судов, носящих на борту логотип фирмы Boeing, впечатляет. На сегодняшний день эта американская аэрокосмическая корпорация сумела изготовить и передать заказчикам пассажирских авиалайнеров больше других. Одних только самолетов Boeing-737 было выпущено более 8 тыс. единиц. Эта цифра является абсолютным рекордом на сегодняшний день.

Боинги 737

Новый Боинг — задача с двумя неизвестными

Рынок пассажирских самолетов малой вместимости, способных осуществлять внутренние пассажирские авиаперевозки, в начале 60-х годов представлял собой огромное поле для деятельности. Британцы со своими машинами самолетостроительной фирм ВАС (British Aircraft Corporation) и самолетостроительная корпорация McDonnell Douglas могли стать монополистами в этом сегменте пассажирских судов. В отличие компании Boeing, пассажирские лайнеры ВАС 1-11 и DC-9 уже были готовы и проходили этапы сертификации. В дальнейшем планировалось, что эти два самолета смогут стать основой самолетного парка большинства европейских авиакомпаний. Компания Боинг, увлекшись строительством дальнемагистральных воздушных судов, могла остаться в стороне при разделе такого огромного рынка. Исправить подобную ситуацию, было решено путем создания на базе самолета Боинг-727 нового реактивного пассажирского самолета.

Это сегодня самолеты Boeing-737 300, лайнеры Boeing-737 400 и самолеты Boeing-737 500 серии являются основным транспортным средством большинства мировых авиакомпаний, а тогда, 50 лет назад ситуация для Боинга начиналась со скромного самолета, рассчитанного на 100 пассажирских мест.

Первый Боинг 737 100

Новый лайнер должен был потеснить с рынка ближнемагистральных авиаперевозок британские машины и самолеты компании MCDonnelL Douglas — извечного конкурента компании Boeing. Работы по созданию новой машины начались в 1964 году. Для того, чтобы ускорить процесс создания нового самолета был использован имеющийся технологический задел, используемый при строительстве лайнеров «707» и «727» серии. Аналогично сложилась ситуация в случае с «737» Боингом. Базовая машина стала технологической площадкой для производства самой крупной серии пассажирских самолетов в истории гражданской авиации. Созданный 50 лет назад самолет сегодня продолжает летать. Модификация Boeing-737 800 остается сегодня самыми массовыми пассажирскими самолетами на авиалиниях средней протяженности, деля пальму первенства со своим европейским аналогом — аэробусом А320.

Это впоследствии ярко проявилось во внешнем сходстве нового самолета со своими предшественниками. Однако самолеты имели и существенные различия. На новом Боинге имелось крыло новой конструкции, которое позволило самолету эксплуатироваться на укороченных взлетно-посадочных полосах. Изменилась и кабина самолета Boeing-737, которая стала двухместной. С этого момента практически все последующие Боинги имели экипаж, состоящий из двух человек.

Кабина Боинг 737

Одновременно велись работы по созданию самолета для европейского рынка и для нужд американских авиакомпаний, обслуживающих внутренний рынок. Соответственно, обе машины отличались вместительностью и некоторыми летно-техническими характеристиками. Первенец получил индекс Boeing-737 100 и строился под заказ европейских авиакомпаний. Машина Boeing-737 200 должна была летать на 3500 км, перевозя на борту до 130 пассажиров.

Одним из основных условий заказчиков фирмы Боинг являлась именно возможность нового самолета эксплуатироваться на провинциальных аэродромах и в аэропортах Старого Света, где протяженность ВПП имеет ограничения (до 2000 м).

Впоследствии выяснилось, что с новым крылом самолет оказался экономичнее, чем планировалось. Заметно увеличилась крейсерская скорость машины и практический потолок.

Схема Боинг 737 100

Изменилось и внутреннее устройство. Самолет Boeing-737 имел любопытную схему салона. В отличие от традиционного способа размещения кресел по 4-5 в одном ряду, было решено установить пассажирские кресла по 6 шт. в один ряд. В результате салон превратился в пассажирский вагон. К весне 1965 года основная концепция машины была сформирована и готова. Вместо заявленных ранее 60 мест, на новом самолете количество мест увеличилось до 100. Следует отметить, что увеличение вместительности самолета произошло под влиянием заказчиков. Крупнейшая немецкая авиакомпания «Lufthansa» еще на стадии разработки самолета сделала заказ на первые 22 машины. Для американского рынка была создана другая версия машины Boeing-737 200. Этот самолет имел на 1000 км больше дальность полета и вмещал на 30 пассажиров больше. Основным заказчиком выступила американская авиакомпания United Airlines. Для своих нужд компания разместила заказ на строительство 40 машин этого типа.

Серийное производство началось в феврале 1965 года на заводе Boeing Field в Сиэтле. Начиная с 1967 года, фюзеляжи всех последующих модификаций Боинга собирались на заводе в городе Вичита. В 1970 году все производство было переведено на завод в Рентоне. За три года, начиная с 1967 по 1970 год, на всех сборочных площадках было собрано 271 машин первого поколения. Из этого количества всего 40 единиц приходится на самую первую версию самолета. Впоследствии было решено перейти на более экономичный и рентабельный лайнер Boeing-737 200. Всего с 1967 года по 1988 год было выпущено 1114 самолетов этого типа в различных модификациях. Самолеты поступали на оснащение авиакомпаний по всему миру, летая в Европе и в Азии, обслуживая пассажирские авиаперевозки в странах Латинской Америки и в Африке.

Боинг 737 200

Пройдет почти 10 лет, прежде чем на линии выйдет следующая модификация, самолеты второго поколения Boeing-737 300. Позже за ними с конвейеров завода Боинг начнут сходить самолеты следующих поколений, лайнеры 400 серии, самолеты Boeing-737 500, 600, 700 и машины Boeing-737 800 серии, создаваемые непосредственно под определенного заказчика. Огромный задел прочности в конструкции самолета позволил в дальнейшем производителям достаточно быстро и легко улучшать машину, реагируя на меняющуюся конъюнктуру рынка.

Последующая судьба самого многочисленного пассажирского самолета

В конце 70-х годов стало ясно, что самолеты Boeing-737 200 стали проигрывать своему основному конкуренту — другой американской машине DC-9 в рентабельности. В 1979 году начались работы по усовершенствованию базовой модели. Основная задача была увеличить пассажировместимость самолета. К новому 1980 году был готов новый Boeing-737 300, способный перевозить до 150 пассажиров. В этой машине была использована авионика «757» и «767» Боингов – широкофюзеляжных лайнеров нового поколения.

Салон Боинг 737 300

В новой машине использовали старый планер от «200» версии. Осталась неизменной система управления и внутренняя компоновка самолета. Однако фюзеляж был удлинен на 3 метра. В отличие от предыдущей машины, где использовалась аналоговая авионика, Boeing-737 300 имел уже более совершенные цифровые приборы и устройства управления и контроля. Машину оснастили новыми двигателями, повысили комфортность салона. В свой первый полет новый Боинг отправился зимой 1984 года. Новинка была способна летать на дальность до 5000 км. Значительно улучшились условия пребывания пассажиров на борту, упростилась система управления самолетом двумя членами экипажа. Подобным образом строился и следующий самолет — Boeing-737 400, который стал выпускаться с 1988 года. Причиной создания очередной модификации самолета стал запрос на чартерные рейсы. Многие частные авиакомпании в середине 80-х годов переходят на обслуживание фирм-туроператоров, которым часто приходится пользоваться заказными авиарейсами.

Боинг 737 400

В этой версии американские авиаконструкторы снова удлинили фюзеляж, которые теперь имел длину 36,4 метра. За счет этого количество пассажиров на борту снова увеличилось на 19 человек. Версия машины Boeing-737 400 создавалась для частных авиакомпаний, выполняющих чартерные авиарейсы. На самолете изменилась система кондиционирования, появились дополнительные аварийные двери — по две с каждого борта. Фюзеляж машины получил в кормовой части опорную пяту, защищающую хвостовую часть во время взлета от касания с бетонкой взлетной полосы.

Все последующие версии выпускались с разницей в 5-8 лет, подтверждая мысль о том, что первая машина-737 обладала громадный технологическим и конструктивным потенциалом.

В 1990 году на смену старенькому боингу 200 серии пришли новые Boeing-737 500. Потом настал черед машин с индексами 600 и 700. Количество выпущенных машин ограничивалось размером заказа. Эти лайнеры создавались для нужд авиаперевозчиков лоу-костов, работающих на международных и внутренних авиалиниях в Европе и в Северной Америке.

Боинг 737 800

Самолет Боинг сегодня

Логическим завершением истории с самолетом Боинг-737 стало появление на воздушных маршрутах полноценного аэробуса – самолета Boeing-737 800. Машину создавали в качестве альтернативы европейской машине, аэробусу А320. Эта модификация имела длину фюзеляжа почти 40 метров. Количество пассажиров увеличилось до 190 человек. Основным заказчиком нового самолета стала транснациональная корпорация Hapag со штаб-квартирой в немецком Гамбурге. Появление Boeing-737 800 стало коммерческой сделкой, призванной пошатнуть позиции европейской авиастроительной корпорации Airbus S.A.S, самолеты которой стали в последние годы серьезными конкурентами американским машинам.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них