WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Ил-86: первый советский широкофюзеляжный авиалайнер

Ил-86

Ил-86 – советский пассажирский реактивный самолет, разработанный в КБ Ильюшина в начале 80-х годов. Этот авиалайнер стал первым – и наиболее массовым – отечественным широкофюзеляжным авиалайнером. Его серийное производство было налажено на Воронежском авиационном заводе (ВАСО) в 1980 году и продолжалось до 1997 года. За это время было изготовлено 106 самолетов.

В 2011 году самолет Ил-86 был снят с коммерческой эксплуатации. Четыре самолета этого типа до сих используются российским министерством обороны в качестве воздушных командных пунктов (модификация Ил-80/87). За время производства было создано несколько вариантов самолета, один из них – Ил-86Д – стал основой для пассажирского дальнемагистрального авиалайнера Ил-96-300.

Как создавался первый советский широкофюзеляжный авиалайнер

Основной тенденцией развития гражданской авиации на протяжении последних пяти или шести десятилетий является стремительный рост пассажиропотока. Причин этому несколько. Экономический рост в странах первого мира сделал людей богаче, соответственно, с каждым годом все больше желающих могли позволить себе быстрые и удобные воздушные перелеты. Второй причиной было совершенствование самих самолетов – росла их пассажировместимость, повышалась скорость и экономичность.

Уже к середине 60-х годов подобная тенденция стала проблемой – основные аэропорты мира оказались перегруженными. Пребывающим авиалайнерам приходилось все больше времени ожидать в воздушной зоне аэропортов, сокращались интервалы между посадками и взлетами машин, что, соответственно, ухудшало условия для технического обслуживания самолетов и повышало вероятность катастроф и аварий.

Ил-86 на ВПП

Решение подобной проблемы виделось в создании авиалайнеров большой пассажировместимости (от 250 до 500 мест), что позволило бы резко уменьшить количество машин, необходимых для обеспечения возросшего объема перевозок. Таким образом каждый самолет получал бы достаточно времени для нормального технического обслуживания. Кроме того, увеличение количества пассажиров на борту позволило снизить себестоимость перевозок.

Разработкой подобных машин первыми занялись американцы, потому что у них эта проблема стояла особенно остро. Ведь кроме значительного внутреннего пассажиропотока, авиакомпании США работали на трансатлантической трассе, которая всегда отличалась постоянной и высокой загрузкой.

В СССР к созданию авиалайнера большой пассажировместимости приступили только в 1969 году. Причиной такого «отставания» от Запада была не слабость советской экономики или неразвитость авиационной промышленности, просто для создания подобных «летающих гигантов» в СССР не было ни социальных, ни экономических – что гораздо важнее – предпосылок. В стране также год от года увеличивался пассажиропоток, но ничего похожего на настоящий бум, начавшийся на Западе в 60-е годы, в СССР не было. И если для американских авиакомпаний широкофюзеляжный авиалайнер был критически необходим, то «Аэрофлот» до середины 70-х годов спокойно обходился надежными и проверенными Ту-114, Ту-134, Ил-62 и Ил-16.

В СССР над созданием отечественного самолета большой вместимости первыми задумались в ОКБ Ильюшина. Сначала ильюшинцы просто хотели создать новую модификацию самолета Ил-62 с фюзеляжем большей длины (на 6,8 метр). Этот авиалайнер вмещал бы 250 пассажиров, но дальнейшего развития этот проект не получил. Создать же на базе Ил-62 самолет большой пассажировместимости, в принципе, было возможно, но пришлось бы пожертвовать уровнем комфорта пассажиров. В ходе реализации проекта конструкторами рассматривалась возможность создания двухпалубного Ил-62, а также вариант с овальным сечением фюзеляжа и разделенными кабинами.

В начале 1970 года ОКБ Ильюшина получила новое задание на создание широкофюзеляжного авиалайнера вместимостью салона в 350 мест. А в марте 1972 года было принято постановление Совмина СССР о начале работ над созданием широкофюзеляжного Ил-86. К новой машине были выдвинут ряд требований, учитывавших ожидаемый рост пассажирских перевозок в стране, анализ распределения пассажиропотока по дальности полета, состояние материально-технической базы «Аэрофлота», а также ВВП, на которых планировалось эксплуатировать новую машину.

Схема Ил-86

Одним из главных пожеланий заказчика к самолету была возможность перевозки багажа по принципу «багаж при себе», что потребовало от конструкторов провести весьма серьезные исследования относительно диаметра фюзеляжа будущей машины. Кроме того, создателям самолета необходимо было обеспечить возможность взлета и посадки Ил-86 на относительно короткие ВВП, исходя из чего была выбрана конструкция механизации крыла и шасси.

Впервые самолет Ил-86 поднялся в воздух в декабре 1976 года, а уже через год новую советскую машину продемонстрировали на международном авиасалоне в Париже. В сентябре 1978 года были успешно завершены заводские испытания и начались испытания для получения сертификата летной годности. Этот документ самолет Ил-86 получил в декабре 1980 года. Среди прочего испытания показали, что Ил-86 обеспечивает существенно меньший уровень эксплуатационных расходов по сравнению с другими существующими на тот момент машинами.

Взлет Ил-86

26 декабря 1980 года авиалайнер выполнил свой первый рейс по маршруту Москва – Ташкент. Так начались регулярные коммерческие полеты Ил-86 на воздушных линиях страны, что, безусловно, можно назвать новой вехой в истории советской гражданской авиации. Вскоре началось использование самолета и на международных линиях. Также можно добавить, что в сентябре 1981 года на Ил-86 было установлено сразу восемнадцать мировых рекордов.

В 80-е годы конструкторы ОКБ Ильюшина работали над созданием новых модификаций самолета – Ил-86В и Ил-86Д, на которые планировали установить двигатели английской компании Rolls-Royce. Планировалось, что Ил-86В будет иметь фюзеляж на несколько метров длиннее, чем у базовой модели, благодаря чему он сможет перевозить 450 пассажиров. Дальность полета модификации Ил-86Д должна была составлять 9 тыс. км. Позже на основе именно этого проекта был создан авиалайнер Ил-96-300. Уже в 90-е годы, после распада СССР, изучалась возможность замены двигателей Ил-86 на более экономичные, что позволило бы значительно увеличить дальность полета машины. Однако этот проект так и не был реализован, потому что все силы КБ были брошены на доработку проекта Ил-96.

Эксплуатация пассажирского самолета Ил-86

В советский период единственным эксплуатантом Ил-86 был «Аэрофлот». Самолет использовался на внутренних рейсах средней протяженности. В конце 80-х годов авиалайнеры планировали поставлять в социалистические страны, но до практической реализации дело так и не дошло. Единственной страной, кроме СССР, в которой Ил-86 эксплуатировались до 1991 года, был Китай. В 1990 году три самолета были отправлены китайской авиакомпании China Xinjiang Airlines и использовались вплоть до 2003 года.

Ил-86 China Xinjiang Airlines

После развала СССР Ил-86 разными путями поступили на баланс отдельных частных авиакомпаний России. Авиалайнер активно использовался на популярных туристических маршрутах. Однако уже в начале нулевых годов самолет стали массово снимать с эксплуатации. Несмотря на неплохие технические характеристики лайнера, Ил-86 имел существенные недостатки, главными из которых был высокий уровень шумности моторов НК-86 и их неэкономичность. Когда эту машину разрабатывали, данные изъяны не считались критическими, но уже в середине 90-х международные нормы для гражданской авиации были существенно ужесточены, что самым негативным образом сказалось на дальнейшей судьбе самолета.

Последние Ил-86 были сняты с рейсов в 2011 году. После этого большая часть самолетов была порезана на металлолом.

Ил-86 в металлоломе

Аварии и катастрофы пассажирского лайнера

Ил-86 по праву считается надежным самолетом. Из 106 построенных машин в катастрофах были потеряны только четыре. Причем случились все они причине грубых ошибок, допущенных людьми, а не из-за отказов техники.

Описание конструкции и особенности машины

Ил-86 – это четырехмоторный низкоплан, выполненный по классической схеме с однокилевым оперением и убирающимся трехстоечным основным шасси.

Самолет создавался с учетом его возможного использования в аэропортах с низким уровнем технического оснащения. Для этого в его конструкции и была реализована концепция «багаж при себе». Она заключалась в том, что пассажиры имели возможность пронести багаж на борт лайнера, а затем оставить его на специальных стеллажах, которые располагались на нижней палубе. Сам же салон имел в ряду девять кресел с двумя удобными широкими проходами.

Салон Ил-86

Силовая установка Ил-86 состоит из четырех ТРДД НК-86, которые являются результатом дальнейшего развития мотора НК-8. Этот двигатель можно назвать главной «ахиллесовой пятой» самолета, кроме высокого уровня шумности и низкой экономичности, о чем было сказано выше, НК-86 обеспечивал машине низкую тяговооруженность. Летчики шутили, что взлет Ил-86 происходит благодаря кривизне Земли.

Летно-технические характеристики Ил-86

Силовая установка4 Х ТРДД НК-86
Тяга двигателей, тс4 Х 13
Пассажировместимость, чел.234 (3 класса)
315 (2 класса)
350 (1 класс)
Потолок, м12 000 м
Практическая дальность, км3800
Мак. взлетная масса, т215
Грузоподъемность, т42

Военнослужащие возле Ил-86

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них