WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

МС-21 – современный российский авиалайнер, превосходящий Boeing и Airbus

Авиалайнер МС-21

Давно прошли те времена, когда среднемагистральные пассажирские самолёты ТУ, ЯК и ИЛ представляли собой современную авиатехнику. 21 век показал, что хотя Россия по прежнему не отстаёт по развитию военной авиации, в сфере гражданской авиации далеко не так всё радужно.

Старые советские самолёты были списаны, а их место заняли зарубежные пассажирские авиалайнеры. Появилось ощущение, что российское пассажирское авиастроение безнадёжно отстало, тем более что разработки ЯК-242, который должен был стать главным конкурентом зарубежным аналогам, было свёрнуто в 1999 году.

Оказалось, что не всё так плохо, и новый среднемагистральный самолет МС-21, который по своим характеристикам превосходит зарубежные аналоги, готовится к серийному выпуску.

Появление и реализация проекта МС-21

МС-21 на заводе

Новый пассажирский самолёт МС-21 разрабатывают в Инженерном центре имени Яковлева, который является основным конструкторским бюро корпорации «Иркут». Тут параллельно разрабатывают сразу две модификации самолёта МС-21, которые будут отличаться друг от друга различными пассажирскими салонами, размерами и моделями двигателя. Предполагается, что одна модель будет более бюджетной, а вторая будет предназначена для бизнес перевозок. В любом случае, по желанию заказчика всегда можно будет изменить комплектацию салона.

Разработка нового самолёта МС была начата в начале 2000-х годов. К его разработкам были привлечены следующие компании:

  • ВАСО;
  • ОАО «АК имени Ильюшина»;
  • ОАО «Смоленский авиационный завод»;
  • Национальный резервный банк;
  • ЗАО «Авиастар-СП».

При этом компания «Ильюшин Финанс» взяла на себя не только обязательства по разработке и маркетингу самолёта МС-21, но и обещала привлечь внебюджетные средства для скорейшей реализации данного проекта.

Концерн «Ильюшин» успел спроектировать крыло МС-21, и множество других узлов лайнера, но в 2008 году неожиданно вышел из проекта, объясняя это решение необходимостью срочно доработать транспортный самолёт Ил-214/МТС. Скорее всего, это было связано с нарушением плана по выпуску самолёта МС-21, ведь в 2006 году прототип нового самолёта уже должен был совершить первый полёт.

Сначала все стадии разработки проекта укладывались точно в сроки:

  • В 2002 году эскизы самолёта были полностью доработаны;
  • В 2003 году проект победил на конкурсе Росавиакосмоса;
  • В 2004 году рабочее проектирование самолёта должно было быть закончено;
  • В 2005 – должен был появиться прототип модели МС-21, а в 2006 году он должен был совершить свой первый полёт;
  • Серийное производство самолёта планировалось начать в 2009 году.

Но в связи с тем, что руководство «Ильюшина» не выполнило свою часть обязательств, а потом и вовсе вывело свою компанию из проекта, разработки МС-21 остановились.

Дальнейшее развитие проекта и самые значимые даты для МС-21

МС-21 в полете

Так как необходимо было срочно найти инвестора, корпорация «Иркут» пыталась найти его за границей. Переговоры с Китаем, канадской компанией Bombardier и знаменитым Airbus ни к чему не привели. В 2007 году проект по разработке МС-21 удалось закончить и запустить своими силами.

В 2008 году главным инвестором и заказчиком проекта МС-21 выступило государство. Президент России своим указом назначил корпорацию «Иркут» главным разработчиком, ответственным за реализацию всего проекта. После того, как началось полноценное финансирование, работы по реализации проекта закипели с новой силой.

Для того, чтобы российский самолёт МС-21 превосходил по своим техническим характеристикам все зарубежные аналоги, было решено сделать крыло МС-21 композитным. К данному решению руководство корпорации «Иркут» пришло после многочисленных консультаций с лучшими российскими экспертами в области авиастроения. Только использование композитных материалов способно поднять характеристики МС-21 на недосягаемый для зарубежных аналогов уровень.

Специально для производства, разработки и испытаний свойств композитных материалов, было решено построить завод «АэроКомпозит», который должен был иметь на своей базе специальные исследовательские площадки для проведения испытаний свойств композитных материалов.

Строительство нового завода началось в 2011 году, а в 2014 году на авиазаводе в Иркутске был заложен первый прототип самолёта МС-21-300.

Двигатели для авиалайнера МС-21 и предполагаемые к выпуску модели самолёта

Двигатель МС-21

Самолёт МС-21 планируется комплектовать одним из следующих двигателей:

  • Американским PW1400G-JM;
  • Российским ПД-14.

Эти два двигателя представляют собой мощные моторы 5 поколения. Они отвечают экологическим нормам всех развитых стран мира. Авиационные шумы этих двигателей на 15 децибел меньше, чем это предписывают нормы.

Так как стоимость американского двигателя сильно влияет на окончательную цену самолёта МС-21, все силы российских разработчиков направлены на испытания и доработку отечественного двигателя ПД-14. Уже в настоящее время демонстрация характеристик российского двигателя показывает, что он ни в чём не уступает американскому аналогу.

Авиалайнер МС-21 планируется выпускать в 3-х модификациях, отличающихся друг от друга размерами:

  • МС-21-200, который рассчитан на 150 пассажиров;
  • МС-21-300 – на 180 пассажиров;
  • МС-21-400 – на 210 пассажиров.

Цена каждой из моделей будет зависеть от комплектации самолёта.

Инвестиции в проект МС-21

Пробный полет МС-21

Хотя изначально вложения в развитие проекта МС-21 планировались в размере 3,947 миллиарда долларов США, в конечном итоге они превысили сумму в 4,5 миллиарда. Ещё в 2012 году президент компании «Иркут» А.Фёдоров озвучил, откуда появились средства на разработку и испытания проекта МС-21:

  • 2 млрд. были выделены из бюджета государства;
  • 1 млрд. был выделен Сбербанком в виде 12-летнего кредита;
  • Остальные средства вложила корпорация «Иркут» и её партнёры по проекту.

8 июня 2016 года, во время выкатки и презентации авиалайнера на авиазаводе в Иркутске, были озвучены окончательные суммы, которые потребовались на проект МС-21. По словам главы ОАК Юрия Слюсаря, к лету 2016 года на реализацию проекта было потрачено более 100 млрд. рублей, что соответствует средним мировым затратам на разработку самолётов такого класса. 80% данной суммы было выделено из государственного бюджета России.

Проектирование и испытания моделей МС-21

Макет МС-21

Уже на этапе проектирования проект МС-21 серьёзно отличался от остальных российских разработок того времени. Все проекты были сделаны с использованием 3D моделирования. Для того, чтобы выявить аспекты поведения самолёта в различных ситуациях, были использованы новейшие компьютерные программы того времени.

Все электронные документы, связанные с авиалайнером МС-21, хранятся в объединённой базе данных, доступ к которой строго ограничен. Для защиты от случайного или намеренного удаления какого-либо документа, все файлы имеют многоступенчатую защиту. Ключевые файлы проекта дублированы и хранятся отдельно.

Несмотря на использование при проектировании новейших компьютерных программ, нельзя обойтись без традиционной аэродинамической трубы, в которой должна осуществляться продувка моделей. Во время продувок использовалась масштабная модель МС-21. Её размеры составляют 1:14. Финальная продувка состоялась в одной из самых больших аэродинамических труб России – Т-104. Для этого в 2014 году была изготовлена новая детальная модель масштаба 1:8.

Использование новейших материалов для изготовления МС-21

Сборка МС-21

Так как в сегменте пассажирских авиалайнеров, вместимость которых от 150 до 210 пассажиров имеется огромная конкуренция, создатели МС-21 изначально понимали, что бороться им придется с такими именитыми производителями как Боинг и Эйрбас. Единственным правильным решением в этой ситуации было создание такого самолёта, который значительно превосходил бы своих конкурентов. Для этого он должен был обладать следующими характеристиками:

  • Более низкой стоимостью;
  • Комфортабельным салоном;
  • Надёжностью;
  • Скоростными характеристиками, превосходящими параметры основных конкурентов.

Именно поэтому уже на начальном этапе разработок авиалайнера МС-21 было решено использовать инновационные решения. Для изготовления конкурентоспособной модели, конструкторы МС-21 использовали в своей разработке следующие решения:

  • Алюминиевые сплавы в сочетании с элементами из углеволокна, пропитанного полимерной смолой;
  • Современные двигатели последнего поколения;
  • Новейшие технологии сборки и изготовления деталей.

Так как при изготовлении самолёта использовалось 30% деталей из углепластиков, это позволило значительно снизить общий вес конструкции. За счёт этого значительно уменьшилась взлётная масса авиалайнера, что позволило снизить расход топлива и повысить скоростные качества самолёта.

Салон и кабина МС-21

Кабина пилотов МС-21

Так как подавляющее большинство пассажирских авиалайнеров имеют комфортабельные салоны, инженеры-разработчики МС-21 тоже уделили повышенное внимание этому параметру. В результате было решено сделать самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолётов. До появления МС-21 самым широким фюзеляжем в классе обладал самолёт Airbus А320, с шириной фюзеляжа 3,95 метра. Фюзеляж МС-21 превзошёл этот показатель на 11 см.

Широкий фюзеляж МС-21 в сочетании с улучшенным микроклиматом салона, дал возможность пассажирам почувствовать комфорт на уровне широкофюзеляжных авиалайнеров. Так как личное пространство каждого пассажира увеличено, это снижает параметры утомляемости даже при многочасовых перелётах.

Кабина пилотов МС-21 тоже была разработана в соответствии с современными мировыми стандартами. Её характерные особенности включают в себя:

  • Большой внутренний объём способен обеспечить прекрасную обзорность;
  • Современные системы кондиционирования делают воздух свежим и увлажнённым, что уменьшает утомляемость экипажа;
  • Системы автоматизации полёта облегчают работу пилота;
  • Все системы управления самолётом находятся на расстоянии вытянутой руки пилота.

Совокупность всех этих параметров делает полёт пассажиров на авиалайнере МС-21 максимально безопасным и комфортным.

Экономическая эффективность авиалайнера МС-21

Демонстрация МС-21

Так как при изготовлении российского авиалайнера МС-21 были использованы новейшие технологии, выразившиеся в использовании углепластика, это позволило значительно снизить вес самолёта и увеличить его скорость до 870 км/ч. Данная скорость превышает параметры конкурентов на 30-70 км/ч. Тем самым авиалайнер МС-21 является весьма выгодным приобретением для любой авиакомпании мира.

Экономическая выгода при покупке пассажирского авиалайнера МС-21 состоит из целого ряда факторов:

  • Пониженный расход топлива является следствием снижения веса самолёта. За несколько лет эксплуатации только на топливе можно сэкономить внушительную сумму;
  • За счёт применения новейших двигателей, которые потребляют меньшее количество топлива (в том числе и из-за общего веса самолёта), происходит понижение выброса СО2 в атмосферу, что снижает уровень экологических поборов;
  • Увеличение скорости самолёта имеет прямую зависимость с уменьшением времени полёта. Для многих пассажиров это является определяющим фактором при выборе рейса;
  • Увеличенный пассажирский салон позволяет увеличить количество мест в салоне самолёта;
  • Высокая надёжность элементов конструкции и узлов авиалайнера обеспечивается применением новейших материалов при его постройке.

Благодаря совокупности данных факторов эксплуатация МС-21 становится доходной даже в «мёртвый» сезон для пассажирских авиакомпаний.

Новый российский авиалайнер будет стоить от 72 до 85 миллионов, что делает его самым дешёвым самолётом в своём классе на международном рынке.

МС-21 над облаками

Судя по последним данным, предварительные заказы на пассажирский авиалайнер МС-21 уже обеспечили работу предприятию на несколько лет вперёд. Только Аэрофлот намерен купить 50 единиц самолётов МС-21.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них