Ту-204 авиакомпании Red Wings

Пассажирский самолет Ту-204: история создания, описание, модификации

СОДЕРЖАНИЕ
0
30 декабря 2017

Ту-204 "Юрий Гагарин"

Ту-204 – это советский и российский узкофюзеляжный среднемагистральный самолет, разработка которого началась в ОКБ Туполева еще в середине 70-х годов прошлого века. Первый полет эта машина совершила только в начале 1989 года.

Данный самолет предназначался для замены устаревшего Ту-154, разработанного еще в 60-е годы.

Самолет Ту-204 стал родоначальником целого семейства пассажирских и грузовых машин. В зависимости от модификации он может перевозить 164-215 пассажиров на расстояние до 5920 км. Выпуск Ту-204 был развернут на ульяновском заводе «Авиастар» и Казанском авиазаводе (КАПО). Всего с момента начала серийного производства было изготовлено 83 самолета различных модификаций. В 2007 году стоимость одного авиалайнера составляла 35 млн долларов.

Самолет Ту-204

В настоящее время пассажирский самолет Ту-204 активно эксплуатируется, причем не только в России. Он совершает регулярные рейсы по всему миру, включая страны Евросоюза, Северную и Южную Америку. Авиалайнер прошел все необходимые сертификации, он полностью соответствует требованиям ИКАО. Машина отвечает всем современным требованиям, касающимся уровня шума, выброса вредных веществ и безопасности, а по надежности и экономичности она не уступает лучшим зарубежным аналогам.

В настоящий момент крупнейшим эксплуатантом Ту-204 является правительственный авиаотряд «Россия», на балансе которого находится 12 самолетов. Два авиалайнера использует северокорейская компания Air Koryo, еще три – кубинская «Кубана».

Последней и наиболее продвинутой модификацией самолета является авиалайнер Ту-204СМ, который впервые поднялся в небо в 2010 году.

История создания Ту-204

Работы по созданию нового пассажирского самолета, который в будущем получил наименование Ту-204, начались еще в далеком 1973 году. Очень много времени ушло на определение концепции будущей машина, ее схемы и компоновки. Первым был проект самолета с двумя двигателями в хвостовой части, который был очень близок к конструкции серийный машин Ту-134 и Ту-154. Однако уже через несколько лет концепция была изменена, теперь рассматривался самолет похожий по своей компоновке на американские лайнеры MD-10 и L-1011. По этому проекту был проделан значительный объем работ, конструкторами было предложено несколько вариантов как по конструкции планера, так и по силовой установке будущего авиалайнера. Интересной была идея «семейственности»: разработчики на основе одной базовой модификации самолета предлагали создать и ближнемагистральный лайнер для замены Ту-134 и Як-42, и среднемагистральные машины с дальностью полета до 4 тыс. км.

Ту-204 над городом

В августе 1981 года было принято правительственное постановление о создании среднемагистрального самолета Ту-204 с тремя двигателями Д-90.

В этом же году министром авиапромышленности СССР был назначен Силаев. Он потребовал создать пассажирский самолет, который бы по своим характеристикам и уровню комфорта не уступал новейшему на тот момент среднемагистральному Boeing 757. В очередной раз была изменена схема самолета, теперь он стал двухдвигательным. Новое техническое задание было утверждено только в конце 1983 года, а в 1986 году вышло постановление Совмина СССР, согласно которому испытания машины должны были начаться в 1988 году, а эксплуатация лайнера – уже в первые годы следующего десятилетия.

Вскоре определились и местом серийного производства: им должно было стать Ульяновское авиационное объединение. В 1987 году на предприятии началась подготовка к выпуску машины. Уже в 1988 году был изготовлен первый прототип самолета, 2 января 1989 года опытный образец Ту-204 наконец-то поднялся в воздух.

Результатом проведенных испытаний стали значительные доработки самолета, а также внесение ряда усовершенствований в процесс его производства. В это время из-за ухудшения общей экономической ситуации в стране финансирование программы стало сжиматься, а в начале 90-х годов оно было практически полностью остановлено. Только личное вмешательство премьер-министра Черномырдина позволило найти средства и завершить программу испытаний. Это случилось в 1993 году, но еще до завершения сертификации самолета «Авиастар» приступил к серийному выпуску Ту-204. Российский сертификат летной пригодности машина получила только в 1995 году.

Ту-204, Аэрофлот

Эксплуатация Ту-204

Пассажирскому самолету Ту-204 не повезло. Мало того, что эта машина очень долго создавалась, так и первые ее шаги в небо выпали на очень тяжелый для страны период. В 90-е годы резко упал жизненный уровень рядовых россиян, авиаперелеты могли позволить себе очень немногие. Соответственно, значительно упал пассажиропоток и доходы авиаперевозчиков. Кроме того, на российский рынок массово хлынули поддержанные импортные машины.

Уменьшение темпов производства привело к недостатку запасных частей и комплектующих для Ту-204, что еще более увеличило стоимость его эксплуатации.

Ту-204 Почты России

Пытаясь хоть как-то исправить ситуацию, туполевцы разработали несколько новых модификаций машины: Ту-204-120, Ту-204-200 и Ту-204-300. В новых самолетах авионика и ряд других систем еще советской разработки были заменены более совершенными российскими или зарубежными аналогами. В кабине пилотов появились жидкокристаллические экраны, значительные изменения были внесены в системы управления. Более комфортабельным стал салон самолета Ту-204.

Однако при мелкосерийном производстве добиться серьезной рентабельности самолета очень сложно. Не менее тяжело в таких условиях создать жизнеспособную систему послепродажного обслуживания. Именно из-за этого Ту-204 не пользуется популярностью у коммерческих авиакомпаний, предпочитающих покупать импортные самолеты (новые или б/у). Хотя, по своим летно-техническим характеристикам туполевская машина ничем не уступает своим иностранным аналогам. Об этом неоднократно заявляли сами авиаперевозчики.

Ту-204 на земле

В настоящее время крупнейшим эксплуатантом Ту-204 является специальный летный отряд «Россия», в котором используется 12 самолетов подобного типа. В 2016 году появилась информация о планах масштабной закупки грузовых Ту-204 для «Почты России», а в начале 2017 года в Министерстве обороны РФ заявили о желании заменить устаревшие Ту-154 на Ту-204. Вероятно, что эта машина попадет в государственную программу вооружений.

В 2015 году о своих планах закупки Ту-204 заявляла иранская авиакомпания Kish Air. Речь шла о партии в 15 самолетов. Позже представители ПАО «Туполев» выразили готовность начать лицензионное производство Ту-204 в Иране.

Модификация Ту-204СМ

В 2010 году состоялся первый полет самолета Ту-204СМ, который является самой современной модификацией в этом семействе машин. Именно на этот лайнер российские авиастроители возлагают наибольшие надежды.

По сравнению с базовой модификацией Ту-204-100, этот самолет имеет больший взлетный вес, новый комплекс бортового оборудования, доработанные топливную, энергетическую и гидравлическую системы. На Ту-204СМ экипаж уменьшен до двух человек (исключен бортинженер), что является общемировой практикой на самолетах подобного класса. Кроме того, данная модификация получила более совершенные двигатели ПС-90А2, отличающиеся меньшей эксплуатационной стоимостью. Также был улучшен интерьер пассажирского салона.

Серийное производство Ту-204СМ было развернуто во второй половине 2013 года.

Описание конструкции

Ту-204 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это свободнонесущий низкоплан с двумя турбовентиляторными двигателями, которые установлены в пилонах под крылом. Самолет имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Механизация крыла Ту-204 состоит из предкрылков и двухщелевых закрылков.

Ту-204 авиакомпании Red Wings

В конструкции самолета широко использованы композитные материалы, их доля составляет 18%.

Ту-204 стал первым отечественным самолетом подобного класса с электродистанционной системой управления (ЭДСУ).

Самолет оснащен комплексной информационной системой сигнализации, которая выводит на экраны в кабине пилотов информацию о работе всех самолетных систем, предупреждает об отказах и неполадках, и дает рекомендации по их устранению. Также на них выводятся данные, необходимые для пилотирования самолета. Причем информация может выдаваться как в британской, так и в метрической системе единиц. В состав пилотажно-навигационного комплекса входит бортовая инерциальная навигационная система, средства измерения высотно-скоростных параметров и углов атаки, системы посадки, предупреждения критических режимов и столкновений в воздухе, а также метеорадиолокационная станция.

Кабина пилотов Ту-204

Топливная система самолета состоит из нескольких кессон-баков, два из которых являются расходными. Общая масса топлива составляет 35710 кг. Интересной особенностью конструкции Ту-204 является наличие системы перекачки топлива в хвостовой бак во время полета. Это позволяет сместить центр масс машины и улучшить ее аэродинамические характеристики.

Силовая установка самолета состоит из двух двигателей ПС-90А, максимальная тяга которых составляет 16 тыс. кгс.

Двигатель Ту-204

Модификации

С момента начала серийного производства было создано большое количество модификаций самолета:

  •  Ту-204. Базовая модификация. Взлетная масса машины составляет 94,6 т;
  • Ту-204-100. Самолет со взлётной массой в 103 т. Может вмещать до 210 пассажиров. Дальность полета — 4600 км;
  • Ту-204-200. Модификация с дополнительными топливными баками, что обеспечивает большую дальность полёта;
  • Ту-204-100Е. Самолёт с двигателями ПС-90А, максимальной взлётной массой 105 тонн и англоязычной кабиной экипажа;
  • Ту-204-100В. Версия Ту-204-100Е с русскоязычной кабиной экипажа;
  • Ту-204-100В-04. Модификация Ту-204-100В, на которую установлены двигатели, соответствующие требованиям ИКАО относительно шумности;
  • Ту-204-120. Модификация базовой модели с двигателями Rolls-Royce RB211-535E4 и иностранной авионикой;
  • Ту-204-300. Самолет с укороченным по сравнению с базовой моделью фюзеляжем и увеличенной дальностью полета. Может вместить до 162 пассажиров. Максимальная взлётная масса Ту-204-300 – 107,5 т;
  • Ту-204-300А. Модификация с максимальной дальностью до 9600 км и салоном повышенной комфортности. В нем есть душевая кабина, спутниковая связь, регулируемое освещение. Самолет вмещает до 26 пассажиров, предназначен для административных перевозок;
  • Ту-214. Модификация со взлетной массой, увеличенной до 110,75 т. На ее базе разработано несколько специальных версий, предназначенных для высшего руководства страны: Ту-214ПУ (пункт управления), Ту-214СУС (самолёт-узел связи), Ту-214СР (самолёт-ретранслятор). Также существует самолёт-разведчик Ту-214Р и Ту-214ОН, предназначенный для выполнения наблюдательных полетов;
  • Ту-204СМ — обновлённый вариант Ту-204.
Комментировать
0
    Это интересно
    Ил-112В Боевые самолеты
    2 комментария
    Ту-154 Пассажирские самолеты
    1 комментарий
    Самолет Ил-114 Пассажирские самолеты
    1 комментарий