WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Су-29: двухместный самолет для акробатики и не только

Взлет Су-29

Говоря о самолетах ОКБ им. Сухого, мы обычно представляем себе грозные боевые машины, вроде штурмовика Су-25 или истребителя Су-27. Однако специалистами этого конструкторского бюро было создано несколько прекрасных спортивно-пилотажных самолетов, первым из которых стал Су-26.

Его дальнейшим развитием можно назвать двухместный самолет Су-29, который предназначен для тренировки и обучения пилотов, а также участия в различных авиационных шоу и соревнованиях по летному мастерству.

Первый взлет в небо самолета Су-29 состоялся в конце 1991 года, а уже в следующем году началось серийное производство машины.

Самолет Су-29

До настоящего времени изготовлено около 60 самолетов. Они активно эксплуатируются, причем не только в России, но и за ее пределами: в ЮАР, США, Австралии и Великобритании. В конце 90-х годов семь самолетов Су-29 были закуплены военно-воздушными силами Аргентины. Правда, эти Су-29 сильно отличались от базовой модификации самолета. На них была установлена западная авионика, новый фонарь кабины, шасси и винт.

Основным эксплуатантом Су-29 в России является ДОСААФ.

Как создавался самолет Су-29

В 1984 году в ОКБ им. Сухого был создан одноместный спортивно-пилотажный самолет Су-26, который стал первой гражданской машиной этого знаменитого конструкторского бюро. Надо сказать, что в данном случае блин получился совсем не комом: доработанная модификация самолета – Су-26М – стала настоящим прорывом в спортивной авиации. В 1989 году, впервые в истории советской авиации, партия Су-26 была продана в США. На сегодняшний день Су-26 может похвастать наибольшим среди самолетов своего типа количеством наград, завоеванных на самых престижных международных соревнованиях по воздушной акробатике…

Су-29 с пилотом

Учитывая вышесказанное, неудивительно, что в конструкторском бюро Сухого решили не останавливаться на достигнутом. В 1990 году в КБ началась работа над созданием двухместного самолета на базе Су-26. Он получил обозначение Су-29.

Многолетний опыт эксплуатации спортивных машин и участия отечественных спортсменов в различных соревнованиях показал огромную важность регулярных тренировок пилотов, которые, как правило, и является залогом высоких достижений. А для них лучше всего подходят двухместные самолеты с дублированным управлением. Кроме того, подобные машины – это идеальный инструмент для поддержания на должном уровне мастерства гражданских и военных летчиков: отработки взлета и посадки, сложных фигур высшего пилотажа и др.

Проектирование самолета Су-29 заняло всего лишь один год, и уже в 1991 году началась постройка четырех прототипов машины, два из которых предназначались для проведения летных испытаний, а два – для испытаний статических. Первый взлет Су-29 состоялся в конце 1991 года, а уже в следующем году в небо стали подниматься серийные машины. Подобную оперативность объяснить несложно: большинство узлов и агрегатов нового самолета было заимствовано у Су-26 – досконально отработанной машины, уже многие годы находящейся в серийном производстве.

Су-29 над землей

Еще до начала летных испытаний Су-29 был продемонстрирован на авиационной выставке в Париже.

В 1994 году была создана модификация самолета Су-29КС с катапультным креслом СКС-94. Серийный вариант машины получил обозначение Су-29М.

В целом, двухместный самолет Су-29 очень похож на своего «прародителя» – Су-26, однако есть в его конструкции и некоторые изменения. Размещение второй кабины привело к некоторому удлинению фюзеляжа машины и ее общему утяжелению. Также в конструкции машины еще более увеличилось количество композитных материалов.

Первый опыт спортивных состязаний Су-29 получил уже в 1992 году во Франции. Зарубежные специалисты сразу же отметили высокие летно-технические характеристики новой российской машины. После окончания соревнований ОКБ им. Сухого подписало контракт по поставку партии из 12 Су-29 в США.

В 1994 году самолет получил российский летный сертификат, а вскоре была разрешена эксплуатация машины в качестве учебной. В 1996 году Су-29 тестировали ведущие летчики ВВС РФ. Во время этих испытаний был еще раз подтвержден высокий уровень пилотажа Су-29, а также простота и удобство управления самолетом.

В 2001 году серийное производство Су-29 было перенесено в Луховицы.

Особенности конструкции Су-29

Конструкция Су-29 во многом сходна с Су-26. Это низкоплан, выполненный по классической аэродинамической схеме, с неубирающимся шасси и одним поршневым двигателем М-14П. Машина имеет ферменный высокопрочный фюзеляж и обшивку из стеклопластика с сотовым наполнителем.

Су-29КС

У Су-29, по сравнению с Су-26, немного увеличен размер фюзеляжа – на 400 мм – и размах крыла. Также была немного уменьшена статическая устойчивость самолета, что привело к увеличению его маневренности.

Крыло самолета неразъемное, трапециевидное в плане, с двумя лонжеронами и набором нервюр. Обшивка крыла также выполнена из стеклопластика с сотовым наполнителем. Аналогичную конструкцию имеет и хвостовое оперение.

Две кабины самолета имеют тандемное расположение. В передней находится место для инструктора, а в задней – для курсанта. Пилотирование Су-29 может осуществляться и в одиночном варианте с управлением из второй кабины.

Особенностью Су-29 является наличие катапультных кресел в обеих кабинах самолета.

Обычно для пилота спортивного самолета единственным средством спасения является парашют, но если аварийная ситуация происходит на малой высоте, то шансов остаться в живых у него остается немного. Согласно данным статистики, только за последние десять лет в России погибло более 30 пилотов спортивной авиации. Чтобы переломить такую печальную тенденцию, уже на Су-26М3 было установлено – впервые на спортивном самолете – катапультное кресло. В случае с Су-29 конструкторы решили пойти дальше и оснастить подобными системами все серийные машины данного типа.

В 1994 году был создан опытный самолет Су-29КС, который был оснащен системой спасения пилотов СКС-94. Ее нельзя назвать катапультным креслом в привычном понимании этого слова. При возникновении нештатной ситуации заголовник кресла с уложенным парашютом выстреливается вверх и разбивает фонарь кабины. Одновременно с этим срабатывает специальный стреляющий механизм, который выдергивает человека за ремни из самолета.

Модификации самолета Су-29

Су-29 на ВПП

Основные модификации машины:

  • Су-29КС. Вариант самолета, оснащенный катапультным креслом СКС-94;
  • Су-29М. Серийный самолет с катапультным креслом СКС-94;
  • Су-29AR. Модификация, разработанная для военно-воздушных сил Аргентины.

Летно-технические характеристики самолета

Модификация  Су-29
Масса, кг
  пустого самолета  735
  максимальная взлетная  1204
Силовая установка  1 ПД М-14ПТ
Мощность, л. с.  1 х 355
Макс. скорость горизонтального полета, км/ч  450
Дальность практическая, км  1200
Потолок практический, м  4000
Экипаж, чел  1-2
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них