Вертолет Ка-27

Вертолет Ка-27 – надежда и опора современного флота РФ

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 декабря 2017

Сегодня невозможно найти в списочном составе любого военно-морского флота крупный военный корабль, который не был бы оснащен вертолетом. Винтокрылые машины являются обязательным техническим средством оснащения военных судов, которое существенно увеличивает их боевые возможности. В России эту нишу сегодня занимает машина Ка 27 — противолодочный вертолет, созданный в 70-е годы XX века и прошедший кардинальную модернизацию. Насколько эта машина отвечает современным требованиям, покажет время. В нынешних условиях в концерне «Вертолеты России» активно ведется работа по созданию нового вертолета морского базирования, который бы пришел на замену ветерану.

Вертолет Ка-27

Предисловие к главной мысли

Стремительное развитие вертолетной техники в послевоенные годы подняло на более высокую ступень техническое оснащение армий. Кардинально изменилась стратегия и тактика проведения разведывательных, транспортных, десантных и поисковых операций. В лице вертолета вооруженные силы получили незаменимое средство доставки, разведки и вооруженной борьбы. Не только армейские чины сумели по достоинству оценить тактико-технические характеристики винтокрылых машин. Флот также был заинтересован в оснащении корабельного состава новым видом техники. Вертолет, в отличие от самолетов, обладал особыми летными качествами и возможностями. Наличие винтокрылой машины на борту военного корабля увеличивало его боевые возможности, придавало устойчивость противолодочной обороне и системе живучести судна.

Первая посадка вертолета на борт

Первые практические опыты по размещению вертолетов на борту военных кораблей оказались успешными. Требовалось только создать винтокрылые машины, специально приспособленные для базирования на борту корабля и для действий на море. Работы в этом направлении начались одновременно в Соединенных Штатах и в СССР. Другие страны, такие как Великобритания, Франция, Япония и Италия, имевшие достаточно крупные военно-морские силы и развитую авиационную отрасль также не остались в стороне.

Авиастроительные фирмы работали над созданием винтокрылой машины, способной удовлетворять флотским требованиям. Военные корабли стали оснащаться взлетно-посадочными вертолетными площадками. В СССР задачу по созданию вертолета для нужд военно-морского флота решало конструкторское бюро, возглавляемое Николаем Ильичом Камовым. Его конкурент на этом поприще Михаил Леонтьевич Миль тоже пробовал свои силы в создании машины для ВМФ, однако его прерогативой так и остались сухопутные машины.

Советские конструкторы

Пробный шар

Исторически сложилось, что военные и гражданские вертолеты морского базирования, создаваемые в СССР, представлены образцами техники, созданной в недрах конструкторского бюро Н.И. Камова. Несмотря на то, что по количеству созданных и запущенных в серию летательных аппаратов фирма Миля серьезно уступает конструкторскому размаху КБ Миля, камовские машины являются уникальными в своем роде. С самых первых опытных образцов Николай Ильич Камов остановил свое внимание на использовании в конструкции машин соосной схемы. В дальнейшем эта схема вращения несущих винтов стала использоваться на всех последующих моделях, став фирменной фишкой ОКБ Камова.

Ка-10

Первой машиной, увидевшей свет, стал Ка-10. Далее последовал вертолет Ка-15. Ни та, ни другая машина не получили признание ввиду низких летных данных и недостаточно проработанной конструкции. Настоящим прорывом в области серийного вертолетостроения стал вертолет Ка-25, который получился на порядок удачнее. Именно эта машина стала первой моделью, которая в 1966 году пришла в военный флот. Противолодочный вариант вертолета Ка-25ПЛ стал самым массовым и получил широкое распространение. Новая техника поступала на оснащение противолодочных кораблей. С постройкой и введением в строй специализированных противолодочных кораблей проекта 1123 типа «Кондор» винтокрылая машина Ка-25ПЛ стал обязательным элементом противолодочной обороны.

Несмотря на серийное производство, советская машина имела ограниченные технические и соответственно боевые возможности. В сравнении с зарубежными аналогами, Ка-25ПЛ проигрывал по многим параметрам. Вертолет имел ограниченный радиус действия и малую грузоподъемность. Не отличалась машина и надежностью, что было весомым аргументом для противников использования этого вертолета на флоте. Военные корабли нуждались в более мощной и совершенной машине, обладающей высокими летно-техническими характеристиками.

В результате эксплуатации, анализируя и оценивая технические возможности советской морской авиации, в высоких кабинетах Генштаба ВМФ СССР было принято решение о создании нового вертолета. К тому времени в Советском Союзе развернулась компания по строительству авианесущих кораблей, которые должны будут иметь мощное авиационное вооружение. Новый вертолет должен был стать основным противолодочным средством тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.

Ка-25

Техническая задача не родилась на пустом месте. В конструкторском бюро Камова уже тогда велись работы по созданию нового вертолета. Оценив все преимущества нового проекта, было решено начать разработку новой машины, которая чуть позже получила экспериментальное обозначение Ка-252. Постановление Совета Министров весной 1972 положило начало работам в этом направлении. Рассматривался вариант кардинальной модификации существующих машин.

Проект противолодочного вертолета Ка 27 – рождение и постройка машины

После заседания Государственной комиссии основным акцентом в работе над проектом стала двигательная установка будущей машины. Ставка была сделана на газотурбинные двигатели, которые в отличие от поршневых аналогов имели большую мощность и высокий эксплуатационный ресурс. Благодаря установке новых двигателей увеличивалась грузоподъемность машины, увеличился ее радиус действия. При таких характеристиках вертолет становился не только поисковой машиной и целеуказателем, но и мог выполнять ударные функции.

Первая опытная машина под обозначением Ка-252 поднялась в воздух в августе 1973 года. В военно-технической номенклатуре советской авиационной техники, вертолет получил обозначение Ка-27. На Западе сразу же новому советскому вертолету присвоили шифр «Helix», буквально «Спираль». Следует отметить, что окончание работ по созданию нового вертолета для нужд ВМФ СССР осуществлял С.В. Михеев. Николай Ильич Камов умер в ноябре 1973 года, не дожив до того момента, когда его детище пошло в серию.

Несмотря на то, что новый вертолет получился на порядок лучше своего предшественника, еще долгие три года велись работы над усовершенствованием конструкции машины. Создавались сразу две версии вертолета:

  • поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС (изделие 500);
  • противолодочная винтокрылая машина Ка-27ПЛ (изделие 501).

Модификации Ка-27

Только в 1977 году было решено начать серийное производство машины на Кумертауском авиационном производственном предприятии, расположенном в башкирском городе Кумертау. Первые серийные машины, сошедшие с конвейера, получил тяжелый авианесущий крейсер «Минск». На этом корабле отряд, состоящий из пяти вертолетов Ка-27ПЛ, осуществлял опытную эксплуатацию. В дополнение к ним на Северном флоте был сформирован вертолетный полк, где новые машины проходили облет и обкатку перед поступлением на корабли. Тот факт, что официально серийное производство началось в 1977 году, на флот новый вертолет стал массово поступать только весной 1981 года. Снова три года были потрачены на увязку всех процедурных и технических моментов, связанных с технологичностью производства вертолета и доработки основных узлов и агрегатов винтокрылой машины.

Особенности конструкции

Новый вертолет стал логическим продолжением и развитием машины Ка-25. Традиционная соосная двухвинтовая схема приводилась в движение двумя газотурбинными двигателями ТВЗ-117КМ, которые размещались в передней части фюзеляжа. Мощность каждого двигателя составляла 2200 л/с, что было в два раза больше, чем давали старые ГТД-3Ф. Пуск двигателей осуществлялся посредством работы автономного турбокомпрессора АИ-9. Запас авиационного керосина составлял 4,7 тонны, что существенно увеличило дальность полета вертолета. Энерговооруженность нового вертолета выросла в 1,7 раза по сравнению с аналогичными параметрами машины Ка-25.

Двигатель ТВЗ-117

Два трехлопастных несущих винта имели складывающиеся лопасти — новшество, позволяющее компактно размещать летательные аппараты на палубе авианесущих кораблей и в ангаре. Для изготовления лопастей стали использовать стеклопластик. Сам фюзеляж машины выполнен по балочно-стрингерной схеме и является цельнометаллическим. Обшивка изготовлена из легких дюралюминиевых листов, устанавливаемых на металлический каркас.

Продольная устойчивость вертолета во время полета обеспечивалась наличием хвостового оперения, состоящим из двух килей. В целом такая схема фюзеляжа и движителя способствовала необходимой устойчивости машины во время полета, что было немаловажным при сильном боковом ветре и волнении на море. Допустимые метеорологические и гидрологические параметры следующие:

  • боковой ветер до 20 м/с;
  • боковая качка 8°, продольно-килевая 2°.

Винтокрыл оборудован четырьмя опорами неубирающихся шасси, которые благодаря наличию гидросистемы могут приподнимать фюзеляж машины для удобного доступа к грузовому отсеку.

Передняя часть фюзеляжа представляет собой кабину пилотов, где пилот и штурман находятся рядом друг с другом. Прямо под днищем кабины располагается основная радиолокационная рабочая станция. Снаружи ее прикрывает полупрозрачный обтекатель. В средней части фюзеляжа располагается грузовой отсек. Под днищем располагается отсек для основного противолодочного вооружения. В кормовой части фюзеляжа располагается отсек для гидроакустической станции — основного рабочего инструмента противолодочного вертолета. В поисково-спасательной версии это оснащение отсутствует. Вертолет имеет на вооружении грузовую лебедку, позволяющую осуществлять подъем и опускание грузов, выполнять эвакуацию людей из труднодоступных мест.

Для придания дополнительной плавучести корпус вертолета имеет по бортам специальное надувное оборудование. При аварийной посадке на воду, воздушные баллонеты в течение 4-5 секунд наполняются воздухом.

В распоряжении пилотов имеет достаточно современное навигационное оборудование, позволяющее совершать полеты ночью и в условиях плохой, ограниченной видимости. Автопилот в сочетании с навигационным оборудованием обеспечивает точное прибытие в точку сброса необходимого гидролокационного или спасательного оборудования. Машина способна длительное время висеть в воздухе на заданной высоте, что дает более точную картину гидролокационного горизонта при работе с гидроакустической станцией.

Вертолет с поисковой станцией

Для выполнения основной своей функции — обнаружение и уничтожение подводных лодок противника, Ка-27 имеет следующее оборудование и средства вооружения:

  • прицельно-поисковая система «Осьминог»;
  • противолодочная торпеда АТ-1МВ;
  • глубинные авиабомбы калибром 50-250 кг;
  • имеются технические условия для наружной подвески противолодочных ракет АПР-2Э.

Система «Осьминог» является сердцем машины, так как с ее помощью вертолет может выполнять свои основные боевые функции. Благодаря совершенному радио и гидроакустическому оборудованию, наличию информационно-вычислительного комплекса подводные лодки противника могут быть обнаружены на обширной площади, до 1500 кв. миль.

Подводя итоги

За годы серийного производства было выпущено незначительное количество машин КА-27. Основная масса серийных машин представлена противолодочным вариантом Ка-27ПЛ. На порядок меньше было выпущено поисково-спасательных вертолетов этой модели. Вертолет поставлялся за рубеж. Эту машину хорошо знают в Египте и в Сирии. Советскими вертолетами оснащены ВМС Вьетнама, Китая и Индии.

Вертолет в Китае

Некоторое количество машин в настоящее время находится на оснащении ВМС Украины.

Для Российского Военно-Морского флота противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ являются на данный момент основной машиной. Они используются в составе авиационной группировки тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Кузнецов». До поступления на флот новых машин, планируется провести полную модернизацию имеющихся в составе флота боевых вертолетов Ка-27. Ориентировочно количество машин, подлежащих модернизации, составляет 45-50 единиц. Новшества и переделки в основном коснутся гидроакустического оборудования вертолетов. На машинах будет установлены новые дальнобойные системы поиска и обнаружения подводных лодок всех типов, что значительно увеличит боевую пригодность вертолетов этого типа.

Предполагается, что на смену стареньким Ка-27ПЛ в скором времени начнут поступать их современные собратья, вертолеты Ка-50 и Ка-52.

Комментировать
0
    Это интересно