WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Вертолет Ка-32 – более 30-ти лет на службе

Советская школа вертолетостроения прошла долгий и тернистый путь, на протяжении которого были все — взлеты и падения, ошеломляющий успех и горечь разочарований. Две ведущие мировые авиаконструкторские школы Миля и Камова за годы своего существования создали немало хороших машин. Советские вертолеты семейства «Камов» прекрасно знают во всем мире. Эти машины использовались и продолжают использоваться в российском флоте в качестве основного противолодочного и спасательного средства, применялись вертолеты «Ка» различных модификаций и в аварийно-спасательных работах. Несмотря на солидный возраст, сначала советские, а теперь российские вертолеты, созданные в КБ Камова, продолжают оставаться на службе. Продолжает сегодня славные традиции легендарного КБ машина Ка-32 — вертолет, которого долго ждали в гражданской авиации.

Вертолет Ка-32

Создание нового вертолета: исходная точка

Долгое время основным вертолетным транспортом в системе службы по чрезвычайным ситуациям и в ведомстве других союзных министерств оставались Ка-25 и Ка-27ПС. Эти машины успешно трудились на флоте, на них летали спасатели и пожарники. Обслуживались этими вертолетами геологические партии и санитарная авиация. Однако со временем стало ясно, что технологический ресурс вертолетов Ка-27ПС перестал удовлетворять потребностям гражданского обслуживания.

Ка-32 во льдах

Военный вариант вертолетов семейства Камова не совсем отвечает требованиям, которые предъявляются к машинам, эксплуатируемым в гражданской сфере. Изначально в КБ им. Камова решили создать новый вертолет, который будет эксплуатироваться в сложных арктических условиях. Планировалось оснастить новым летательным аппаратом морские суда и ледоколы, курсирующие в полярных широтах. Технологии, которые применялись в ходе проектирования нового вертолета, позволили существенно раздвинуть рамки эксплуатации машины. К тому же в народном хозяйстве остро ощущалась нехватка многофункциональных вертолетов, способных выполнять огромный спектр операций.

Техническое задание, которое поступило в конструкторское бюро им. Миля из Министерства Гражданской авиации параллельно с заказом от военных моряков, предполагало использование новой машины в следующих целях:

  • использования для поисковых и спасательных операций;
  • эксплуатация для транспортно-грузовых перевозок;
  • осуществление монтажных и крановых работ;
  • вывоз грузов из труднодоступной местности;
  • осуществление патрульной службы.

Вертолет стали разрабатывать еще в конце 60-х годов. Учтя все рекомендации, которые предоставили чиновники Министерства Гражданской Авиации, и замечания полярников, коллектив КБ Миля сумел создать новую машину на базе существующего вертолета Ка-27ПС. Впервые опытную машину показали в декабре 1973 года, после чего на ней был совершен первый экспериментальный полет.

Схема вертолета Ка-32

Машина оказалась достаточно удачной. В преддверии серийного производства было решено пустить машину на испытания в экстремальных условиях. С 1974 года по 1978 года опытная машина совершила более сотни полетов в самых разных условиях, начиная с эксплуатации в высокогорных районах страны и заканчивая полетами за полярным кругом.

Последней точкой в принятии решения о начале серийного выпуска стала эпопея с атомным ледоколом «Сибирь». Караван судов, ведомый атомным ледоколом, оказался в тяжелых условиях. Осуществлять ледовую разведку в тяжелейших условиях полярной ночи пришлось на вертолете Ка-32. Машина показала себя с лучшей стороны.

Ка-32 на ледоколе

После доводки основных узлов и агрегатов, устранения ряда технологических дефектов, в 80 годы было принято решение начать серийный выпуск машины. Первые вертолеты собирались на производственной базе конструкторского бюро. Было выпущено всего десять машин, которые использовались в разных отраслях экономики. Только в 1985 году общее и централизованное производство вертолетов Ка-32 было перенесено в г. Кумертау, Республика Башкирия. С этого момента предприятие является базовым, на котором вместе с вертолетом Ка-32 выпускаются и ремонтируются военные модификации машин семейства Камова. До 2013 года на вертолетостроительном заводе в г. Кумертау было выпущено 160 «тридцать вторых».

В этом же году производство вертолетов этой модели на заводах в России было прекращено. Принято решение о заключении контракта с китайской компанией «Итун» о переносе основного производства в Китайскую Народную Республику.

Особенности конструкции вертолета Ка-32

Вертолет создан по традиционной для всех машин семейства Камова соосной схеме. Приверженность коллектива КБ Камова к данной схеме объясняется фирменным стилем, который отличает все машины с логотипом Ка. Эти машины невозможно спутать ни с одним другим вертолетом.

Помимо психологических и моральных побуждений, которыми руководствуются специалисты КБ, следует признать, что соосные несущие винты имеют ряд преимуществ перед обычной классической схемой. Отсутствие рулевого винта позволяет существенно уменьшить габариты машины и снижает технологическую насыщенность системы управления.

Соосная схема

В вертолетах Камова соосные винты использовали мощность двигателей на полную мощность, тогда как у классических вертолетов до 15-20% мощности двигательной установки уходит на работу рулевого винта. Вертолеты Камова не имеют ограничений в угловой скорости, которая определяет возможность вертикального висения машины. Противоположное вращение несущих винтов обеспечивает вертолету необходимую устойчивость в полете и хорошую маневренность. Это уже сумели по достоинству оценить военные моряки, которые долгие годы эксплуатируют машины Камова на судах военно-морского флота. Вертолеты прекрасно подходят для швартовки на палубе судна, что нельзя сказать о винтокрылых машинах классической схемы.

Длительное висение вертолета с соосными винтами позволяет с высокой точностью осуществлять доставку грузов на внешней подвеске. Это качество незаменимо при выполнении монтажно-строительных работ, при выполнении поисково-спасательных операций и во время эвакуации раненных из труднодоступной местности. Несмотря на сложность двигательной установки, конструкция отличается надежностью и достаточно высокой ремонтопригодностью.

Соосная схема несущих винтов, небольшие и компактные габариты позволяют использовать такие машины в трудных погодных условиях, в любое время суток. Машина, которая способна зависать в воздухе, очень удобна для взлета — посадки на ограниченном пространстве. К тому же Ка-32 вобрал в себя многие особенности конструкции военных машин. Для удобства хранения машины в ангаре на ней установлены складывающиеся несущие винты, уменьшающие объем винтокрылой машины в 5 раз. От военной версии «тридцать второй» получил систему живучести. Благодаря установке баллонетов вертолет при аварийной посадке на воду сохранял некоторое время плавучесть. На Ка-32 имелось дублирование основных систем управления и энергообеспечения.

Салон Ка-32, санитарный вариант

Корпус фюзеляжа имеет схему полумонок. Планер машины имеет компактную конфигурацию, которая заканчивается двумя хвостовыми стабилизаторами. Передняя часть фюзеляжа занята двухместной кабиной пилотов. Вся остальная часть фюзеляжа занята пассажирско-грузовым отсеком, в котором вдоль бортов установлены посадочные кресла для 18 пассажиров. Можно говорить, что перевозка пассажиров на борту Ка-32 далека от комфортных условий пассажирского лайнера, однако вертолет создавался совсем для других целей. Длительные перелеты при конструировании машины не предусматривались, поэтому комфортность была отдана в жертву технической оснащенности машины. На борту воздушного судна могла разместиться команда спасателей со всем необходимым оборудованием или команда медиков со своим санитарно-медицинским скарбом. Внутреннее пространство салона винтокрылой машины имеет объем, достаточный для перевозки груза или грузов, общей массой до 5 тонн.

На внешней подвеске вертолет может переносить до 6 тонн груза. Причем подъемных механизм внешней подвески оснащен весовым устройством. Т.е. другими словами, машина может поднимать в воздух вес равный своему собственному взлетному весу.

Все эти уникальные качества не были бы таковыми, не имея вертолет таких двигателей. Два турбовальных двигателя ТВ3-117 суммарной мощностью 4400 л/с. обладают громадной подъемной силой. Вертолет способен летать со скоростью 200-230 км/ч на дальность до 800 км. Практический потолок достигает 5000 метров.

Двигатель ТВ3-117

Посадку машина осуществляет на четыре стойки неубирающегося шасси, две носовых и две основных.

На борту вертолета установлен совершенный навигационно-пилотажный комплекс, который состоит из автопилота, радиовысотомера, измерителя сноса. В состав комплекса входит устройство автоматического контроля полета, благодаря которому осуществляется стабилизация машины в полете, выполняется автоматический заход на посадку. Обзорная радиолокационная станция обеспечивает машине видимость в плохих погодных условиях, в ночное время суток. На первых модификациях большая часть бортовой электроники была аналоговая. На более поздние машины стали устанавливаться новые цифровые навигационно-пилотажные комплексы.

Технологические детали и достоинства проекта

Вертолет, который эксплуатируется уже более 35 лет, сумел сохранить свои основные преимущества и достоинства, которые делают его ценной и полезной машиной. К наиболее значимым достоинствам машины специалисты относят:

  • возможность совершать аварийную посадку на воду;
  • возможность взлета и посадки с небольших площадок с нестабильной поверхностью;
  • длительное и стабильное зависание над одной точкой;
  • осуществление полета и посадки с одним работающим двигателем;
  • неприхотливость в обслуживании.

Ка-32 спасатель

Все эти свойства и качества стали возможными благодаря тому, что технологический ресурс машины имеет огромный запас. Вертолет Ка-32 создан на базе военной версии машины, которая прошла самую длительную и скрупулезную обкатку в боевых условиях. Все это, вместе с замечательной конструкцией летательного аппарата, делает «тридцать второй» Камов полезной и нужной машиной в наше время. Особенно машину ценят газовики и нефтяники, геологи и спасатели, работающие в тяжелых климатических условиях.

В заключение

Когда во всем мире стремительными темпами идет совершенство авионики и бортового оборудования летательных аппаратов, Ка-32 продолжает летать, имея на борту довольно устаревший бортовой комплекс оборудования. Некоторые отдельные бортовые системы и узлы модернизированы в соответствии с новыми требованиями, однако в основной своей массе — вертолет представляет собой классическую винтокрылую машину XX века.

Ка-32 на свалке

Производство машины прекратили ввиду отсутствия совершенных двигателей. Задел по двигателям ТВЗ-117 подошел к концу. К тому же в нынешних условиях машина не отвечает требованиям экологической безопасности. Требуется существенная модернизация машины, если в ней будут заинтересованы основные эксплуатанты вертолета Ка-32.