WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Вертолет Ка-62: полет, отложенный на четверть века

Вертолет Ка-62

Ка-62 – это российский многоцелевой вертолет, разработанный в ОКБ им. Камова на базе боевого Ка-60. Он стал первой машиной этого конструкторского бюро, выполненной по схеме с одним несущим винтом. Еще одной особенностью Ка-62 является «фенестон» – закрытый рулевой винт.

Несмотря на то, что разработка вертолета Ка-62 началась еще 1990 году, он до сих пор не принят в эксплуатацию. Сейчас этот проект находится на стадии заводских испытаний. Первый полет машины состоялся только в апреле 2016 года – на долгие годы проект был заморожен из-за полного отсутствия финансирования. Планируется, что серийное производство начнется в 2020 году.

Такое затягивание проекта выглядит, мягко говоря, странным, учитывая регулярное участие вертолета Ка-62 в различных авиационных шоу и выставках. Полноразмерный макет машины был впервые продемонстрирован публике еще на авиасалоне МАКС в 1995 году. С тех пор разные официальные лица и чиновники не уставали заявлять о скором начале крупносерийного производства и об огромном интересе к вертолету Ка-62 со стороны иностранных заказчиков. Но воз и ныне там…

Вообще же Ка-62 можно назвать одним из самых «долгоиграющих» проектов отечественной авиации. С момента начала его разработки минуло более четверти века, а если учесть, что он создавался на базе Ка-60 «Касатки» (1984 год), то этот срок превысит три десятилетия. При этом, общая стоимость программы уже перевалила за 3 млрд рублей.

На начало 2018 года были изготовлены три летных образца Ка-62, они задействованы в программе испытаний.

В будущем производство планируют развернуть на мощностях ОАО «Прогресс».

Полет Ка-62

Начальные этапы проекта Ка-62

История Ка-62 началась в далеком 1981 году, когда ОКБ им. Камова было поручено разработать легкий разведывательный вертолет. Он получил название В-60, которое позже трансформировалось в Ка-60.

Как это нередко бывает, требования военных менялись непосредственно в ходе реализации проекта. Уже через три года конструкторам был заказан куда более мощный вертолет, который кроме функций разведки и целеуказания, должен был уметь бороться с бронетехникой противника, подавлять его огневые точки, проводить эвакуационные мероприятия.

Ка-60

В 1989 году был подготовлен макет новой машины. Она имела вместительный фюзеляж, трехопорное шасси и закрытый рулевой винт. В целом, этот вертолет можно назвать вершиной развития советского вертолетостроения: при создании Ка-60 были использованы самые передовые технологии и материалы того времени. Много внимания было уделено удобству и безопасности пассажиров и экипажа вертолета. В 1990 году концепция новой машины была утверждена комиссией Министерства обороны.

А потом пришли 90-е годы, и стране стало не до новых вертолетов. Денег на доработку машины не выделяли совсем. Конструкторы выкручивались как могли. Руководство ОКБ им. Камова в инициативном порядке решило создать гражданскую версию вертолета, которая получила обозначение Ка-62. Данное начинание было поддержано правительством, но денег на него так и не дали.

Макет Ка-62

Предполагалось, что Ка-62 сможет перевозить до 10 пассажиров или же почти 1,5 тонны груза. В целом же, основные конструктивные особенности военного Ка-60 были сохранены. Это касалось и силовой установке, состоящей из двух отечественных двигателей РД-600.

Макет вертолета впервые был представлен на авиавыставке МАКС-95, после чего работы над машиной практически остановились. Правда, заявления чиновников различного уровня относительно возобновления производства вертолета раздавались регулярно. Озвучивались планы поднять Ка-62 в воздух в 2008 году, а производство его наладить на авиазаводе в Улан-Удэ, чтобы уже к 2010 году выйти на стабильный выпуск 30-40 единиц в год. Но не сложилось.

Второе рождение вертолета Ка-62

В 2010 году руководство холдинга «Вертолеты России» все-таки решило довести проект до логического завершения, но при этом внести существенные изменение в конструкцию машины. Однако вскоре выяснилось, что сделать это не так уж и просто: существовавшие при Советском Союзе производственные цепочки распались, многие бывшие предприятия-смежники закрылись или перепрофилировались. Поэтому остро встал вопрос с комплектующими.

Ка-62 на земле

После долгих поисков о закупке двигателей договорились с французской компанией Turbomeca, контракт на поставку агрегатов трансмиссии был заключен с австрийской фирмой Zoerkler. Сборку вертолета решено было наладить на мощностях ОАО «Прогресс» (г. Арсеньев), а в качестве изготовителя компонентов несущего и рулевого винта был выбран ОАО «КумАПП».

Макет обновленного Ка-62 был впервые продемонстрирован на выставке HeliRussia 2012 в 2012 году. Схема и компоновка машины в целом была сохранена – можно сказать, что новый вертолет сохраняет концепцию, заложенную еще в Ка-60. Основные же изменения коснулись моторного отсека, что обусловлено заменой двигателей и трансмиссии. Также вертолет получил новые опоры шасси и пассажирскую кабину большего объема.

Французские двигатели Ardiden 3G имеют модульную конструкцию и весьма продвинутую цифровую систему управления, благодаря чему отличаются низким расходом топлива, надежностью и простотой в обслуживании. Новая силовая установка однозначно улучшила летно-технические характеристики Ка-62.

В 2013 году продолжались доработки вертолета, в 2015 году планировалась сертификация машины, но она была перенесена.

Ка-62 без винта

В апреле 2016 года Ка-62 совершил свой пробный полет на заводском аэродроме. Полноценно подняться в воздух вертолет смог только 25 мая 2017 года. В настоящее время продолжается этап заводских испытаний машины.

Несколько слов о будущем вертолета

Планируется, что в будущем Ка-62 должен занять нишу между средними вертолетами типа Ми-8 и легкими машинами наподобие Ка-226 и «Ансат». Логика здесь проста и очевидна: Ми-8 с грузоподъемностью около 4 тонн часто перевозит грузы весом около 2 тонн, а это дорого и неэкономично.

Если говорить о гражданском применении нового российского вертолета, то его основными функциями будет перевозка 10-15 пассажиров на расстояние до 700 км, участие в поисковых и спасательных операциях, работа для нефтегазовой отрасли. Ка-62 способен выполнять полеты в любых погодных условиях и при обледенении. Его можно эксплуатировать с аэродромов, грунтовых площадок и нефтяных платформ. Вполне допускается возможность безангарного хранения машины.

Ка-62 на выставке

Ка-62 имеет отличный уровень энерговооруженности, поэтому использовать его можно в самом широком диапазоне высот и температур. Последнее особенно важно, учитывая явную нацеленность Ка-62 на международные рынки. Руководство холдинга «Вертолеты России» особенно и не скрывает, что использование при постройке машины схемы широкой международной кооперации, необходимо в первую очередь для успешного экспортного продвижения Ка-62. Разработчики верят, что в будущем российский вертолет сможет успешно конкурировать с Augusta 189 и Augusta 139 – машинами сходного класса и характеристик.

Однако при этом вертолетостроители рассчитывают, что основными стартовыми заказчиками этой новейшей машины станут российские силовые структуры.

Возможное военное применение Ка-62

А можно ли использовать Ка-62 в качестве военного вертолета? Министерство обороны РФ в этом не сомневается и проявляет к новой машине повышенный интерес. Ка-62 соответствует двум важнейшим требованиям, которые были заявлены военными еще в период создания полностью боевого Ка-60:

  • максимальная скорость выше 300 км/ч;
  • возможность транспортировки самолетом Ил-76.

Правда, военных, скорее всего, не устроит большое количество иностранных комплектующих, использованных в конструкции вертолета. Однако и эта проблема вполне решаема. В настоящее время (осень 2017 года) ведутся переговоры о локализации производства французских двигателей и элементов трансмиссии в России. В крайнем случае – если не договорятся – их можно заменить существующими российскими аналогами.

Описание конструкции и ее особенности

Ка-62 имеет нехарактерную для машин камовского КБ схему с одним несущим винтом. Есть и рулевой винт, расположенный в специальном канале, который находится в киле вертолета. Силовая установка Ка-62 состоит из двух газотурбинных двигателей Turbomeca Ardiden 3G со взлетной мощностью 1776 л. с. каждый. Машина оснащена трехопорным убирающимся шасси.

Салон Ка-62

Особенностью вертолета является широкое использование композитных материалов в его конструкции. Они составляют примерно 50% от его общей массы. В частности из КМ полностью состоит обшивка фюзеляжа. В его передней части расположена кабина пилотов, за ней находится грузопассажирский салон, силовая установка с трансмиссией размещается над ним. Отдельно следует отметить форму фюзеляжа Ка-62 с отличными аэродинамическими характеристиками.

В задней части машины расположена хвостовая балка с рулевым винтом и оперением.

Кабина пилотов имеет значительную площадь остекления, что обеспечивает летчикам хороший обзор.

Большую часть объема фюзеляжа занимает грузопассажирская кабина. Она имеет широкий дверной проем весьма удобный при проведении погрузочно-разгрузочных работ и раздвижную дверь.

На конце хвостовой балки расположен неуправляемый стабилизатор с концевыми шайбами. Рулевой винт размещен в специальном канале, над ним установлен вертикальный киль.

Вертолет имеет трехопорное убирающееся шасси с хвостовой опорой. Все опоры снабжены специальными амортизаторами, которые гасят часть удара при аварийной посадке. На них могут быть установлены баллонеты для посадки на воду.

Несущий винт вертолета имеет четыре лопасти, которые изготовлены из композитных материалов. Есть антиобледенительная система.

Силовая установка Ка-62 расположена за валом несущего винта и закрыта обтекателем, она состоит из двух ГТД Turbomeca Ardiden 3G с индивидуальной цифровой системой управления.

Под полом грузопассажирской кабины находятся четыре мягких топливных бака с общим объемом 1100 литров.

В состав трансмиссии входит двухступенчатый главный редуктор и одноступенчатый хвостовой редуктор. Гидросистема вертолета состоит из двух автономных подсистем, одна из которых отвечает за уборку и выпуск шасси, а другая – обеспечивает функционирование рулевых приводов.

Кабина пилотов Ка-62

Ка-62 оснащен современным навигационно-пилотажным комплексом с открытой архитектурой. В кабине пилотов установлены жидкокристаллические экраны, на которые выводятся данные о работе систем вертолета и полетная информация.

Технические характеристики вертолета Ка-62

Макс. взлетная масса, кг6500
Перегоночная дальность, км1145
Силовая установка 2 Turbomeca Ardiden 3G
Мощность, л. с. 2 × 1776 л. с.
Макс. скорость, км/ч 308
Практический потолок, м 5700
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: 16 пассажиров или 2500 кг груза
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них