Як-152 – это российский поршневой одномоторный учебно-тренировочный самолет (УТС), предназначенный для ранних стадий обучения пилотов. «Сто пятьдесят второй» — это не просто учебный самолет, а составная часть тренировочного комплекса Як-130, в который еще входит компьютерный класс, процедурный тренажер и средства контроля.
Планируется, что с помощью комплекса Як-130 курсанты летных училищ смогут получить навыки начальной школы пилотирования, освоить навигацию, обучиться групповым полетам и фигурам высшего пилотажа. Самолет дает возможность начинающим пилотам отточить технику управления по приборам, посадку с использованием аэродромных систем, действие во время нештатных ситуаций.
По замыслу разработчиков УТС Як-152 в будущем должен полностью заменить заслуженный Як-52, который несколько десятилетий служил «учебной партой» многим поколениям летчиков. Планируется, что для подготовки пилотов российских ВКС в будущем будут использоваться два самолета: поршневой Як-152 – для получения начальных навыков пилотирования и реактивный Як-130 – для их дальнейшей шлифовки.
Учебно-тренировочный самолет Як-152 создан конструкторами ОКБ им. Яковлева, а серийное производство этой машины будет налажено на мощностях ПАО «Корпорация Иркут». Ее первый полет состоялся в сентябре 2016 года, широкой публике самолет был продемонстрирован на выставке МАКС-2017. В настоящее время проводятся летные испытания учебной машины.
Планируется, что до конца нынешнего года корпорация «Иркут» сможет выпустить пять Як-152, из которых три машины будут переданы ВКС РФ, а еще две – использованы для завершения испытаний. В 2020 году авиастроители планируют изготовить уже десять УТС Як-152.
В 2016 году российское МО выразило желание закупить 150 самолетов этого типа. Эксперты считают, что общая потребность российских военных в подобной машине составляет от 250 до 300 единиц. А ведь есть еще и аэроклубы ДОСААФ, да и просто частные любители авиации, которые могут позволить себе приобрести подобную «игрушку».
К Як-152 уже проявили интерес и за рубежом, пока, правда, речь идет о Ближнем Зарубежье. Между «Иркутом» и обществом ДОСААФ Республики Беларусь подписано рамочное соглашение на поставку этих самолетов. Есть информация, что Як-152 для тренировки своих будущих военных пилотов хочет закупить Казахстан.
В целом же, разработчики машины смотрят в будущее с большим оптимизмом, они считают, что Як-152 будет пользоваться высоким спросом на мировом рынке.
История создания
История учебно-тренировочного Як-152 началась еще двадцать лет назад, примерно в середине последнего десятилетия прошлого века. В это время конструкторы ОКБ им. Яковлева работали над созданием реактивного учебного самолета Як-УТ – будущего Як-130. Появилась идея создать «в пару» к учебно-боевому реактивному самолету более легкий поршневой УТС, на котором можно получать начальные навыки пилотирования и проводить отбор летчиков. Машину довольно быстро можно было создать на базе двухместного поршневого самолета Як-54, производство которого было налажено на Саратовском авиазаводе.
Первоначально новая машина получила обозначение Як-54М, но потом она была переименована в Як-152. По-видимому, создатели самолета таким образом хотели показать ее преемственность с легендарным УТС Як-52 – одним из самых популярных тренировочных самолетов в мире. Однако этот проект так и не дождался своей реализации.
В Советском Союзе существовала эффективная двухуровневая система подготовки будущих пилотов. Она начиналась в многочисленных клубах ДОСААФ, где летчики получали значительный опыт полетов на простейших поршневых самолетах и только потом пересаживались на более сложные и дорогие реактивные. Развал СССР практически полностью уничтожил систему ДОСААФ, поэтому военных летчиков теперь приходилось обучать сразу на реактивных самолетах.
В 2001 году Министерство обороны РФ объявило конкурс на разработку нового поршневого УТС для нужд военных. Кроме ОКБ им. Яковлева, в нем приняло участие и конструкторское бюро имени Сухого со своей машиной Су-49. Военное ведомство хотя и объявило конкурс, но денег на разработку новых машин не выделило, поэтому работы велись за счет внутренних ресурсов авиастроителей.
Изначально конструкторы ОКБ им. Яковлева хотели пойти по самому простому пути – модернизировать проверенный и хорошо известный УТС Як-52. Поставить на него новый комплекс навигационно-пилотажного оборудования, улучшенный фонарь кабины, двигатель М-14Х. Кроме того, модернизированный самолет имел бы увеличенный запас топлива и новую систему эвакуации экипажа.
В 2004 году Як-52М отправился в первый полет, а уже через год машина успешно прошла государственные испытания. Серийное производство УТС планировали наладить на авиаремонтном заводе №308, что в городе Иваново. Разработчики рассчитывали только в России реализовать от двухсот до восьмисот машин. Однако планам этим так и не довелось сбыться – о самолете забыли надолго.
Помощь российским авиастроителям пришла с неожиданной стороны: в 2006 году наработками ОКБ им. Яковлева заинтересовались китайцы. Им нужен был поршневой УТС, поэтому вскоре между конструкторским бюро и китайской стороной был заключен контракт. Результатом совместной работы стало создание УТС L-7. Его производство было налажено китайской компанией Hongdu. В 2010 году этот учебный самолет был впервые продемонстрирован публике на авиасалоне в Чжухае.
Российское оборонное ведомство вспомнило о яковлевском поршневом самолете сравнительно недавно – в 2014 году. На государственном сайте закупок появилось объявление о начале конкурса, а затем между Министерством обороны и ОКБ им. Яковлева был подписан контракт на создание учебно-тренировочного комплекса. Сумма его составила 300 млн рублей. Конструкторским работам было присвоено наименование «Птичка ВВС». В сентябре того же года состоялось заседание макетной комиссии, а уже в октябре в СМИ появилась информация, что техническая документация на самолет готова. Первый полет новой машины планировался на 2015 год, в том же году должны были завершиться предварительные испытания самолета. Однако эти сроки выдержаны не были: первый полет Як-152 состоялся только через год.
В начале 2017 года замдиректора службы по военно-техническому сотрудничеству К. Бирюлин заявил, что испытания «сто пятьдесят второго» завершатся летом текущего года. Минобороны со своей стороны подтвердило готовность приобрести 150 новых самолетов подобного типа. Однако в то же время еще в сентябре в ЦАГИ продолжались прочностные испытания Як-152.
Описание конструкции
Что же представляет собой самолет Як-152? Каковы особенности его конструкции и основные характеристики?
Як-152 – это одномоторный двухместный моноплан, который выполнен по классической схеме с низкорасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Машина имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Самолет оснащен современным дизельным двигателем RED A03T V12 с двенадцатью цилиндрами.
В конструкции машины использованы композитные материалы.
Самолет имеет цельнометаллический фюзеляж типа полумонокок с усилением в виде четырех лонжеронов. Крыло самолета снабжено выдвижными закрылками. Оно крепится к фюзеляжу в четырёх точках, расположенных на задней стенке и лонжероне.
Разработчики заявляют, что срок эксплуатации Як-152 будет составлять не менее тридцати лет. Эксперты считают, что ресурс машины составляет не менее 10 тыс. часов или 30 тыс. посадок. Максимальная скорость самолета – 500 км/ч, его потолок – 4 тыс. метров, а дальность полета – 1,5 тыс. км.
Як-152 отличается небольшой длиной разбега и пробега, что в сочетании с колесами шасси низкого давления обеспечивает его надежную эксплуатацию даже грунтовых аэродромах. Шасси самолета убирается и выпускается с помощью электрических приводов, а торможение производится за счет гидравлической системы.
Силовая установка машины состоит из дизельного 12-цилиндрового двигателя RED A03T V12 с мощностью 500 л. с. Самолет оснащен трёхлопастным винтом МTV-9 с изменяемым шагом.
Экипаж самолета состоит из двух летчиков: курсанта и инструктора. Они размещаются в двухместной кабине по схеме «тандем». Комплекс бортового оборудования, который установлен в кабине Як-152, позволяет обучающимся получить необходимые им навыки работы с современным пилотажно-навигационным оборудованием и прицельным, а познакомиться со средствами радиосвязи.
Впереди находится место курсанта, сзади него размещается инструктор. Управление самолетом может осуществляться из любой кабины как из второй, так и из первой. Кабины не являются герметичными, но они оборудованы системами обогрева и вентиляции.
Вся необходимая полетная информация выводится на два ЖК-индикатора, управление самолетом осуществляется с помощью центральной ручки. В случае возникновения нештатной ситуации летчики могут покинуть машину, воспользовавшись системой катапультирования СКС-94М. Она обеспечивает спасение экипажа на всех диапазонах скоростей машины, от 70 до 400 км/ч.
Огромным плюсом Як-152 является возможность его безангарного хранения. Этим он выгодно отличается от многих других машин подобного класса. Если к этому добавить еще и нетребовательность УТС к качеству аэродромов, возможность летать в любую погоду, днем или ночью, а также прекрасные летно-технические характеристики, то можно разделить оптимизм его создателей относительно хороших перспектив Як-152 на мировом рынке.
Также следует признать, что использование для обучения будущих летчиков двух самолетов – поршневого Як-152 и реактивного Як-130 – это весьма хорошая идея, которая сможет облегчить процесс подготовки и значительно удешевить его. Обе машины имеют унифицированное цифровое поле кабины, поэтому освоить более сложный Як-130 после занятий на «сто пятьдесят втором» будет гораздо легче.