WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Бронированная машина БА 10 – не танк и не бронеавтомобиль

С улучшением состояния в экономике СССР в середине 20-х годов приступил к первому этапу технического оснащения своих вооруженных сил. До этих пор Красная Армия в основном была представлена пехотными стрелковыми частями. Подвижные соединения были немногочисленны и представляли собой конно-механизированные группы, состоящие из кавалерийских частей и отдельных бронедивизионов. В большинстве случаев транспортный и технический парк таких подразделений состоял из трофейных машин, доставшихся в наследство Красной Армии со временем Гражданской войны и иностранной вооруженной интервенции. Первой ласточкой стало изготовление бронемашин отечественного производства на колесной базе первых советских грузовых автомобилей.

Несмотря на то, что собственная автомобильная промышленность находилась в зачаточном состоянии, а опыта в постройке бронированной техники у советских конструкторов не было, первые пробы в этом направлении оказались удачными. Первенцем стал легкий колесный автомобиль БА 27, а вот вершиной советской конструкторской мысли, стал тяжелый пушечный броневик БА 10. Эта военная техника стала по многим аспектам уникальной, положив начало новому классу техники, бронированным боевым машинам.

БА 10

Робкое рождение и твердая поступь

Советский Союз в период индустриализации большое значение уделял восстановлению оборонной промышленности. Танкостроительная отрасль находилась в приоритете, однако темпы строительства танков и технические характеристики машин в недостаточной степени отвечали поставленным целям и задачам перед новым видом войск. Красная Армия в срочном порядке нуждалась в техническом оснащении новыми образцами колесно-гусеничной техники с пушечно-пулеметным вооружением.

Советское высшее военное руководство понимая, что быстро создать боеспособный танк собственными силами достаточно проблематично. Тяжелым бременем для молодой страны стали попытки организовать и наладить производство танков в достаточных количествах. К тому же выпуск танковой техники был связан с большими финансовыми затратами. Выходом из сложившейся ситуации стало решение строить колесные пушечные бронеавтомобили. Идея поставить на шасси автомобиля бронированный корпус, установить стрелковое вооружение не была новинкой. Подобная схема впервые появилась в годы Первой Мировой войны и показала на практике свою жизнеспособность. Первые броневики в массовом порядке стали поступать на вооружение французской и британской армии.

Трофейные броневики Красной Армии

В последствие – этот вид военной техники получил широкое распространение в мире, став грозной боевой единицей. Единственным существенным недостатком первых броневиков являлись слабые ходовые характеристики и недостаточно мощная колесная база. Советские конструкторы не стали копировать иностранные образцы, а решили пойти собственным путем, пытаясь создать свой колесный бронеавтомобиль. В 1927 году высшее руководство РККА получило для ознакомления проект бронеавтомобиля, разработанного на Московском заводе АМО. Итогом тщательного ознакомления с новой разработкой стала постройка бронеавтомобиля БА 27, принятого в 1928 году на вооружение Красной Армии. Машина имела трехколесную формулу, оснащалась модернизированной танковой башней от танка «Русский Рено» с 37-мм орудием.

Советские броневики

Первый советский броневик указал на правильность выбранного пути, дав старт последующей работе в этом направлении. Следом за БА 27 на вооружении Красной Армии появились новые машины, большие и малые, с пулеметным и со смешанным вооружением. Такое оснащение значительно увеличило огневую мощь кавалерийских подразделений. Стрелковые части Красной Армии в виде броневиков получили мощное огневое средство усиления. Советские бронеавтомобили стали одним из самых многочисленных видов бронированной техники в Красной Армии и сумели на определенном этапе компенсировать нехватку гусеничных машин. К тому же технический прогресс не стоял на месте. Недостаточно сильное вооружение советские конструкторы решили усилить путем установки на бронированный корпус танковой башни от танка Т-26, оснащенной 45-мм пушкой.

Увеличить броневую защиту не представлялось возможным ввиду слабости автомобильного шасси. Только в 1934 году, когда на Горьковском автозаводе выпустили трехосный грузовик ГАЗ-ААА, у конструкторов бронеавтомобилей появились новые возможности. Уже на базе нового шасси советские конструкторы создали броневик БА 10, машину, которая вобрала в себя все самое лучшее от предыдущих моделей. Методом проб и ошибок, используя опыт в создании машин БА 3, БА 5 и БА 9 в СССР удалось создать вполне современный, мощный и хорошо защищенный бронеавтомобиль.

БА 10 с башней

Основные особенности советской машины

Шасси ГАЗ-ААА в результате технических переделок изменили, укоротив их общую длину на 600 мм. После внесения изменений в конструкцию шасси бронеавтомобиль имел длину 4665 мм при ширине 2070 мм. В движение броневик массой 5,14 тонн приводил карбюраторный бензиновый двигатель мощностью 50 лошадиных сил. Максимальная скорость машины составляла по дороге с хорошим покрытием 55 км/ч. По пересеченной местности бронированный автомобиль мог двигаться со скоростью 20-25 км/ч.

Первоначально машина оснащалась танковой 45-мм пушкой образца 1932 года, которая была установлена в башне вместе со спаренным 7,62 мм пулеметом ДТ. Рядом с местом водителя находилось место пулеметчика, управляющего еще одним курсовым пулеметом типа ДТ. В таком виде Ижорский завод, основное место производства бронеавтомобилей в Советском Союзе, выпустил в 1937 году первый прототип. Машина понравилась военным, особенно той части армейского руководства, которое отвечало за формирование кавалерийских частей. Танкисты поначалу были скептически настроены в отношении новой колесной бронированной техники, считая ее недостаточно мощной и сильной для выполнения боевых задач.

На марше

Экипаж броневика состоял из 4-х человек и во многом повторял схему танкового экипажа: водитель, наводчик, пулеметчик и командир машины. По огневой мощи броневик не уступал советским танкам Т-26 и БТ, однако имея при этом значительно меньший вес и более простую конструкцию.

Уже на следующий год из цехов Ижорского завода вышло 489 новеньких БА 10, составивших основу боевой мощи вновь создаваемых конно-механизированных групп.

На новую машину возлагались следующие тактические и боевые задачи:

  • ведение разведки в полосе фронта;
  • огневая поддержка кавалерийским частям для придания им устойчивости в тактическом плане;
  • поддержка огнем стрелковых частей в полосе наступления и обороны;
  • обеспечение огневого прикрытия армейских частей на марше;
  • обеспечение командно-штабных функций.

В таком ключе бронеавтомобиль использовался в ходе боевых действий на Халкин-Голе, во время финской компании 1939-40 гг. В первые месяцы военных действий Великой Отечественной войны советские бронеавтомобили часто использовались вместе с танковыми частями, что привело к большим потерям в материальной части.

На Халкин-Голе

Серийно машина выпускалась в течение последующих трех лет. За эти годы было выпущено 3414 броневиков, которые успели принять участие практически во всех военных конфликтах довоенной поры. Несмотря на значительные боевые и небоевые потери, советские пушечные броневики продолжали стоять на вооружении Красной Армии до 1943 года.

Конструктивные особенности

Конструкция машины имеет ряд особенностей, на которые хочется обратить внимание. Корпус машины изготавливался из сваренных и клепаных броневых листов. В процессе создания броневого корпуса конструкторы постарались расположить броню под оптимальным углом. Посадка в машину осуществлялась через боковые двери, расположенные в центральной части бронированного корпуса. Характеристика, которая была озвучена экипажами броневиков, свидетельствовала о том, что машина была просторной и удобной для экипажа.

Следует отметить, что в отличие от ранних моделей БА 10 был бронеавтомобилем с полным бронированием. Толщина броневых листов на бортах составляла 8-9 мм. Лобовая и башенная броня была увеличена до 10 мм. Не обошли внимание создатели бронированной машины и днище. В этой части корпус имел толщину брони 4-6 мм. Нельзя сказать, что такая толщина брони спасала машину во время подрыва на фугасе, однако экипаж получал дополнительные шансы уцелеть в данной ситуации.

Машина, расстрелянная на полигоне

Бензобаки также имели дополнительную бронированную защиту. Качественным скачком в конструкции бронеавтомобиля стала установка лобового окна со стороны водителя, защищенного бронекрышкой. Аналогичными по конструкции смотровыми окнами были оснащены боковые двери со стороны пулеметчика. В отличие от танков, машина имела автомобильные органы управления и лучшую обзорность.

Боевой опыт

Советский бронеавтомобиль имел тактико-технические характеристики, во многом сходные с тактическими характеристиками современных советских танков. Имея пушку калибром 45 –мм, экипаж машины мог противостоять бронированной технике противника, включая танки и самоходки. В процессе эксплуатации выяснилось недостаточная проходимость колесной машины, недостаточным был и запас хода. Следствием модернизации конструкции стало появление новой модификации БА 10М. В этой модели можно уже увидеть гусеницы, которые при необходимости могли быть установлены на задние ведущие колеса.

Увеличился запас хода за счет установки дополнительных топливных баков, который у новой машины составлял уже 300-400 км.

БА 10 разбитые

Во время военного конфликта с японскими войсками на реке Халкин-Гол и во время Зимней войны советский бронеавтомобиль справлялся с возложенными на него задачами. Во время ожесточенных боев с немецкими войсками советская колесная бронетехника, даже вооруженная 45-мм пушкой, не могла соперничать с противником на поле боя. В дальнейшем, оставшиеся в армейских частях бронеавтомобили БА 10 использовались для поддержки кавалерийских частей и для командно-штабной работы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них