WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

БА-3: советский средний пушечный бронеавтомобиль

Бронеавтомобиль БА-3

БА-3 – это пушечный средний бронеавтомобиль, созданный в Советском Союзе в первой половине 30-х годов. По сути, эта машина являлась дальнейшим развитием бронеавтомобиля БАИ, который был принят на вооружение РККА в 1932 году. В конструкции БА-3 было использовано шасси одной из модификаций знаменитого грузовика Ford Model AA с колесной формулой 6×4.

Разработкой бронеавтомобиля БА-3 занимались специалисты конструкторского бюро Ижорского завода.

Бронеавтомобиль БА-3 использовался Красной армией до самого начала войны, а также на ее начальном этапе. Большинство из них были потеряны в летом или осенью 1941 года. Правда, есть данные, что некоторые БА-3 дожили до победного 1945 года, и применялись советскими войсками. После войны последние экземпляры БА-3 были списаны и утилизированы. Серийное производство машины продолжалось до 1936 года.

Восстановленный БА-3

История создания

Бронеавтомобили появились в России еще перед началом Первой мировой войны, а на поле боя эти машины очень быстро доказали свою полезность и эффективность. В результате чего к 1917 году российская армия имела на вооружении несколько сотен бронеавтомобилей как отечественного, так и зарубежного производства. Более того, можно сказать, что на тот момент по количеству и качеству этих машин Россия превосходила все остальные страны-участницы конфликта.

Бронеавтомобили активно использовались в ходе Гражданской войны. Причем применялись они весьма эффективно – маневренный характер боевых действий и отсутствие постоянной линии фронта способствовали этому. К 1920 году Красная армия имела на вооружении около 400 бронеавтомобилей различных типов. Правда, состояние техники оставляло желать лучшего – она была сильно изношена, а для ремонта банально не хватало запасных частей. Поэтому после окончания Гражданской войны часть броневиков пришлось утилизировать или разобрать на запчасти. Производить же новые бронеавтомобили молодая советская республика не могла – в стране отсутствовала автомобильная промышленность.

Только после начала серийного производства первых грузовиков АМО-Ф-15 в стране возобновились работы по созданию бронеавтомобилей. С 1928 по 1946 год в СССР было изготовлено более 16 тыс. бронеавтомобилей различных типов и марок. Они использовались во всех довоенных конфликтах, а также принимали участие в войне с Германией.

БА-3

В конце 1930 года с американской компанией «Тимкен» был подписан контракт на поставку 1 тыс. трехосных грузовых автомобилей, известных как «Форд-Тимкен». Американцы брали обычный грузовик Ford Model AA и устанавливали на него третью ось. Именно на базе этого автомобиля был разработан советский броневик БАИ, который стал родоначальником целого семейства отечественных боевых машин подобного типа.

Средний советский бронеавтомобиль БАИ был создан в 1932 году в КБ Ижорского завода. Эта машина оснащалась 37-мм пушкой Гочкиса и двумя пулеметами калибра 7,62 мм. БАИ так понравился военным, что еще до окончания полигонных испытаний он был принят на вооружение.

Основным оружием БАИ – как и большинства советских легких и средних танков того времени – было 37-мм орудие Гочкиса, которое представляло собой переделанную морскую пушку разработки 1880 года. Понятно, что к началу 30-х годов ее баллистические характеристики были более чем посредственными. Однако это орудие отличалось простотой конструкции, небольшими размерами и массой, что позволяло устанавливать пушку не только на бронемашины и танки, но даже на самолеты.

В начале 30-х годов на базе немецкой противотанковой 37-мм пушки Rheinmetall советскими конструкторами было разработано 45-мм орудие, которое получило обозначение 20К.

1 августа 1932 года УММ РККА заключило с КБ Ижорского завода контракт на создание нового бронеавтомобиля на базе БАИ. Военные хотели получить броневик, оснащенный новым 45-мм орудием. Кроме того, в новой машине планировали устранить недоработки, обнаруженные во время эксплуатации БАИ. Новый бронеавтомобиль получил название БА-3, его можно считать усовершенствованной модификацией БАИ, потому внешне и конструкционно две эти машины практически не отличались.

БА-3 на выставке

В положенные сроки (до ноября 1932 года) задание не было выполнено, бронеавтомобиль БА-3 был готов только к апрелю следующего года, да и то первый прототип был изготовлен из обычной, а не броневой стали. Несмотря на это, машина приняла участие в первомайском параде в Ленинграде.

Корпус бронеавтомобиля БА-3 имел незначительные отличия от своего предшественника БАИ: на 50 мм удлинили его корму, моторное отделение получило боковые окна для выброса горячего воздуха, была изменена конструкция откидных щитков в боковых дверях и укорочены подножки под ними. Кроме того, на задних крыльях машины появились места для укладки вездеходных цепей.

Главным же отличием двух похожих машин было их вооружение. Новая 45-мм пушка 20К не могла вместиться в старую башню, поэтому для ее установки конструкторы взяли башню от серийного легкого танка Т-26, а чтобы уменьшить ее массу, снизили толщину броневых стенок до 9 мм. Это потребовало некоторой переделки корпуса бронеавтомобиля: для установки башни нужен был новый расширенный погон, к которому она крепилась с помощью болтов.

Башня БА-3

После обкатки на заводе и незначительных доработок осенью 1934 года Ижорский завод приступил к началу серийного производства бронеавтомобиля БА-3. Позже были предпринята попытка развернуть выпуск машины и на Выксунском заводе ДРО, но из-за значительной загруженности последнего от этой идеи отказались.

В 1932 года на базе американского грузового автомобиля Ford-AA был создан отечественный трехосный грузовик ГАЗ-ААА, который мало чем отличался от оригинала. В 1935 году конструкторы КБ Ижорского завода получили задание «приспособить корпус бронеавтомобиля БА-3 к шасси грузовика ГАЗ-ААА». Оно было несколько легче, имело меньшую базу и состояло полностью из отечественных комплектующих. Новый бронеавтомобиль получил наименование БА-6 и практически ничем не отличался от БА-3.

В конце 1934 года бронеавтомобили БА-3 начали поступать на вооружение строевых частей, в основном эта техника включалась в состав разведывательных батальонов механизированных бригад, где они постепенно заменяли более старые БАИ и БА-27. В течение 1935-1936 гг. большое количество этих машин было передано механизированным подразделениям, входящим в состав кавалерийских дивизий. Также БА-3 стояли на вооружении разведывательных батальонов обычных стрелковых дивизий.

Впервые в боевых условиях бронеавтомобиль был применен во время Гражданской войны в Испании. Из 60 броневиков, которые Советский Союз отправил республиканскому правительству этой страны, было и 3 БА-3. Впервые они были использованы в ходе обороны Мадрида, а в 1937 году все бронемашины были потеряны. Вооружение БА-3 было довольно эффективно против вражеских легких танков и танкеток, но защита их оставляла желать лучшего: ее пробивали даже крупнокалиберные пулеметы.

Куда лучше показали себя эти машины во время конфликтов с японцами на Дальнем Востоке. При умелом использовании БА-3 (как и другие виды бронеавтомобилей) показывали высокую эффективность в бою. В ходе боев на Халхин-Голе РККА потеряла 8 бронеавтомобилей БА-3.

БА-3 на подъеме

Во время оккупации восточных областей Польши БА-3 не использовали, зато они активно применялись во время Зимней войны с финнами. Однако тяжелые условия Карелии с практически полным отсутствием дорог плохо подходили для использования бронеавтомобилей, поэтому большое их количество было потеряно или просто брошено.

Достаточно много БА-3 находилось в западных округах на момент начала Великой Отечественной войны. Всего же на 1 июня 1941 года в РККА эксплуатировалось 143 БА-3. Почти все они были потеряны в первые месяцы войны.

Около десятка трофейных броневиков было принято на вооружение вермахтом. Они использовались в разведке, а также в качестве учебных и агитационных машин. Один бронеавтомобиль БА-3 восстановили финны, и использовали его вплоть до 1954 года.

До наших дней сохранился всего один экземпляр бронемашины, желающие могут увидеть его в подмосковной Кубинке.

Описание конструкции

Бронеавтомобиль БА-3 выполнен по классической для этого типа бронетехники компоновочной схеме. В передней части машины находилось моторное отделение, за ним шел отсек управления, а в кормовой части БА-3 размещалось боевое отделение. Передние колеса были управляющими, а задние – ведущими.

Машина имела клепано-сварной броневой корпус, состоящий из 9-мм броневых листов. Причем последние имели рациональные углы наклона, что значительно повышало защищенность бронеавтомобиля. Корпус крепился к шасси с помощью десяти кронштейнов, которые через резиновые прокладки соединялись с шасси болтами.

Схема БА-3

Для посадки и высадки экипажа в средней и задней части корпуса имелись двери. Экипаж состоял из трех человек.

Слева в отделении управления находилось место водителя, рядом с ним располагался стрелок, который обслуживал 7,62-мм пулемет ДТ, установленный в лобовом листе корпуса. Водитель наблюдал за обстановкой через лобовое окно, а во время боя – через смотровую щель в бронекрышке, которой оно закрывалось.

В крыше боевого отделения была установлена башня кругового вращения танка Т-26 с 45-мм пушкой 20К и спаренным с ней пулеметом ДТ. Для облегчения массы машины броневая защита башни была несколько уменьшена. Боекомплект орудия составлял 60 выстрелов, часть снарядов (40 штук) находилась в башне, другая – в стеллажах вдоль корпуса боевого отделения. Прицельные приспособления орудия состояли из телескопического прицела ТОП и перископического панорамного прицела ПТ-1.

В моторном отделении БА-3 находился рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения с четырьмя цилиндрами «Форд-АА», который имел мощность 40 л. с. Это позволяло машине развивать на шоссе скорость в 70 км/ч, а на сухой проселочной – 35 км/ч.

На одной заправке бронеавтомобиль мог проехать 248 км по шоссе или 143 км по проселочной дороге.

Брошенный БА-3

В состав трансмиссии входили: однодисковое сцепление сухого трения, карданная передача, коробка передач, демультипликатор, главная передача и механические тормоза.

Бронеавтомобиль имел колесную формулу 6×4, подвеску на листовых рессорах и пневматические колеса большого диаметра. К нижней средней части корпуса крепились запасные колеса, которые не позволяли машине «сесть на брюхо» и облегчали ей преодоление различных рвов, окопов и других аналогичных препятствий. Увеличить проходимость БА-3 можно было с помощью вездеходных гусениц типа «оверолл», которые одевались на задние колеса. Задние крылья автомобиля использовались в качестве полок, на них укладывались гусеницы, ящики с запасными частями или другие грузы.

Захваченный БА-3