БА-3

Советский бронеавтомобиль БА 6 — случайное появление

СОДЕРЖАНИЕ
0
30 ноября 2017

Строительство танков, которое в Советском Союзе к середине 30-х годов приобрело широкий размах, привело к появлению большого количества комплектующих. Это стало одним из факторов, ввиду которого в СССР было налажено серийное строительство пушечных бронеавтомобилей. Советские танки Т-26 и БТ оснащались башнями с 45-мм пушкой, конструкция которых могла быть использована на колесной базе. Первым шагом в этом направлении стал пушечный бронеавтомобиль БА-3. За ним последовал усовершенствованный тип бронемашины того же класса — бронеавтомобиль БА 6, которые имел идентичную конструкцию, однако отличался размерами колесной базы и конфигурацией бронированного корпуса.

Несмотря на довольно малое количество, машины, сошедшие с конвейера, сумели принять участие во всех значимых вооруженных конфликтах, которые вел Советский Союз в 30-е и 40-е годы. Советские пушечные броневики громили японцев на Халкин-Голе. Применялись машины во время финской компании. На этих броневиках советские солдаты воевали с вермахтом в первые месяцы Великой Отечественной войны. Эту машину, несмотря на все ее положительные тактико-технические характеристики, можно назвать случайной. Концепция, под влиянием которой в СССР разрабатывались пушечные броневики, к началу Второй Мировой войны кардинально изменилась. Последующие события на фронте показали, в каком ключе должна развиваться гусеничная и колесная бронированная техника. Время колесных пушечных легкобронированных автомобилей безвозвратно ушло. Наступала эпоха бронетранспортеров.

Как создавался пушечный БА 6?

В середине 30-х годов советское автомобилестроение достигло определенных успехов. На Горьковском автозаводе с 1935 года начался выпуск трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Это был качественный скачок, позволивший существенно расширить возможности по моторизации Красной Армии. Помимо транспортного обеспечения артиллерийских и моторизованных частей новыми и более мощными грузовыми автомобилями, советское военное руководство решило использовать новый грузовик для создания тяжелых бронеавтомобилей.

БА-3

Первый практический опыт с бронемашиной БА-3 показал имеющиеся возможности для дальнейшей работы в этом направлении. Вскоре Ижорский завод, который в те годы являлся основным производителем бронеавтомобилей, наладил выпуск новой машины. Для этого вместо колесной базы ФОРД-АА, использовали шасси нового автомобиля ГАЗ-ААА. Сказать, что появление нового бронеавтомобиля было обоснованным, нельзя. Принципиально конструкция БА 6 ничем не отличалась от конструкции своего предшественника. Все та же колесная формула 6х4, аналогичное бронирование, которое формировались броневыми плитами толщиной 8 мм. Основное вооружение также не изменилось. На машине устанавливалась танковая башня танка Т-26 в несколько видоизмененном виде. Толщина брони башни была значительно меньше — всего 8 мм.

Единственное, в чем было отличие нового детища Ижорских конструкторов от машины БА-3 — колесная база. На новой машине ширина колеи составляла 1940 мм, на 35 мм шире чем у броневика БА 3. Сзади на бронированном корпусе отсутствовала дверь и обзорные люки. Ходовая часть получила и еще одно новшество. Впервые на боевой машине были использованы пуленепробиваемые автомобильные шины, заполненные специальным резиновым составом. Благодаря использованию нового шасси, конструкторам удалось добиться снижения массы машины. Броневик получился на 700 кг легче своего предшественника.

ГАЗ-ААА

Бронированный автомобиль имел отечественный 40 сильный карбюраторный двигатель, обеспечивающий пятитонной машине скорость движения по дороге 40 км/ч.

Место бронеавтомобилей в Красной Армии

Советский Союз активно строил колесные автомобили ввиду того, что основная стратегия Красной Армии заключалась в ведении военных действий на территории европейских государств, там, где преобладает хорошо развитая сеть шоссейных и автомобильных дорог. Если для танков отводилась основная роль ударной силы, то колесные бронеавтомобили вооруженные пушками должны были стать боевым авангардом наступающих войск. Двигаясь по шоссе в составе колонны моторизованных частей, было гораздо быстрее достичь определенного населенного пункта, занять удобные стратегические позиции. Колесный бронированный транспорт в данном случае был очень удобен, даже несмотря на то, что тогдашняя система бронирования была противопульной.

Схема БА-6

На Ижорском заводе, где до этого собирались броневики БА-3, быстро освоили производство нового бронеавтомобиля. С 1936 года по 1938 год с заводских цехов выкатились 386 БА 6. Все машины поступили на оснащение разведывательных подразделений кавалерийских, стрелковых и танковых частей Красной Армии, где и продолжали оставаться на вооружении до 1942 года. В Забайкальском военном округе был сформирован мотобронированный полк. В дальнейшем полк был развернут до бригады, которая включала три батальона. Основной парк бригады был представлен легкими, средними и тяжелыми бронеавтомобилями советской постройки.

Подбитые броневики на Халкин-Голе

В начале 1937 года Советский Союз направил до 80 машин в помощь республиканским войскам, сражавшимся в Испании с мятежниками. Эти машины вошли в состав Первой Республиканской бронетанковой бригады, где вместе с советскими танками Т-27 и БТ бронеавтомобили участвовали в кровопролитных боях за Мадрид. Отсутствие у мятежников организованной противотанковой обороны позволяло успешно применять колесные бронемашины на отдельных участках фронта. Однако через два года летом 1939 года, когда вспыхнул вооруженный конфликт на реке Халкин-Гол, ситуация кардинально изменилась. Мотобригадам, оснащенным и укомплектованным полностью колесной бронетехникой, пришлось участвовать в боях с японскими войсками на реке Халкин-Гол. Боевое применение показало ошибочность идеи массового использования бронеавтомобилей в ходе прямого боевого столкновения с оборонительными порядками противника.

Из 200 машин, имеющихся в распоряжении 1-й армейской группы на момент начала активных боевых действий, в ходе последующих боев было потеряно до четверти машин всех типов. Из этого количества потерянных БА 6 было 44 машины.

Японские войска, вооруженные артиллерией легко поражали советские бронеавтомобили с расстояния в 500-1000 метров. Даже неуклюжие японские танки тип 95 «Ха-Го» и тип 89 «Оцу», вооруженные 37-мм и 57-мм пушками могли успешно бороться с советскими бронеавтомобилями, имеющими противопульное бронирование. Потери, понесенные в столкновении с японцами, горький опыт неудачного применения бронеавтомобилей не были учтены советским командованием. В дальнейшем, уже в столкновениях с пехотными и моторизованными частями вермахта летом-осенью 1941 года советские бронечасти, оснащенные колесными пушечными бронеавтомобилями БА-3, БА-6 и БА-10 были разгромлены. На этот период приходится основная часть потерь парка советских броневиков.

Советские БА-6, подбитые гитлеровцами

Конструкция бронеавтомобиля БА 6

Несмотря на то, что в основе конструкции нового бронеавтомобиля использовалось более прочное и надежное шасси автомобиля ГАЗ-ААА, броневик Ижорского завода не обладал высокими ходовыми качествами. Малый клиренс не обеспечивал хорошей проходимости машине в условиях бездорожья. Ведущие сдвоенные задние колеса часто забивались грязью и начинали пробуксовывать. В результате машина брюхом садилась в колею и становилась обездвиженной. Этот недостаток особенно ярко проявился в ходе зимней войны 1939-40 гг., где глубокий снежный покров становился непреодолимой преградой для колесных бронеавтомобилей наступающих частей Красной Армии.

Другим существенным недостатком конструкции советской бронированной машины являлось слабое бронирование. Толщина листов 8 мм предохраняла экипаж машины от винтовочных выстрелов. Попадание в машину пулеметных пуль крупных калибров, не говоря уже о попадании пушечных снарядов, ставило крест на броневике, как на боевой единице и несло угрозу жизни экипажа. В качестве средства ведения разведки, средние бронеавтомобили имели ограниченные возможности. Для использования во фронтальной атаке или в качестве средства усиления обороны, машина явно была не подготовлена.

Башня БА-6

Единственным плюсом, который мог в какой-то мере нивелировать имеющиеся недостатки конструкции машины, являлось вооружение бронеавтомобиля БА 6. Основным вооружением бронированной машины стала 45-мм пушка 20К, которая устанавливалась в башне. Вместе с ней в башне стоял курсовой 7,62 –мм пулемет ДТ. Экипаж бронеавтомобиля мог вести круговой обстрел, вращая башню собственными усилиями. Боекомплект орудия насчитывал 60 выстрелов. Большая часть снарядов хранилась в корпусе боевой машины. Прицельные приспособления, установленные на броневик, были представлены телескопическим прицелом и панорамным прицелом перископного типа.

Второй курсовой пулемет устанавливался рядом с местом водителя. По огневой мощи советские средние бронеавтомобили не имели равных среди бронированной колесной техники армий других стран. Пушечные бронеавтомобили в английской и в американской армии стали проявляться только во второй половине 1942 года, когда военные действия пришлось уже вести в континентальной Европе.

БА-6 на рельсах

Для придания мобильности пехотным и кавалерийским частям конструкторами Ижорского завода была разработана железнодорожная версия машины БА-6ЖД. На бронеавтомобиле вместо резиновых колес устанавливались скаты специальной конструкции, позволяющие машине передвигаться подобно мотодрезине непосредственно по рельсам. Бронированная машина передвигалась по рельсам со скоростью 55 км/ч, что делало ее удобным средство разведки, действуя в паре с бронепоездами.

Одна из модификаций машины БА-6М имела более мощный 50-ти сильный двигатель и бензобаки большей емкости. Соответственно запас хода увеличился с 200 до 250 км.

В заключение

Появление в составе армейских частей Красной Армии средних бронеавтомобилей не принесло реальной пользы в тактическом плане. Машина, которая внешне выглядела внушительно и грозно, на деле оказалась неприспособленной к современным требованиям, предъявляемым к бронированной технике. В отсутствие сильного и умелого противника машина могла использоваться достаточно долго. Переданные Монгольской народной армии советские бронемашины еще долгие годы продолжали оставаться на вооружении, составляя основную часть бронетанковых подразделений.

БА-6 на службе в Монголии

В Советском Союзе последний раз довольно крупное количество колесных пушечных бронеавтомобилей было замечено в ходе Харьковской операции летом 1942 года, закончившейся поражение Красной Армии. Советские бронеавтомобили, доставшиеся финнам в качестве трофеев за время двух войн, продолжали оставаться на вооружении финской армии до 1956 года.

Комментировать
0
    Это интересно