WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

БАИ — родоначальник семейства первых советских легких и средних бронемашин

Пользуясь наработанным опытом работ при создании первого бронеавтомобиля на шасси «Форда-Тимкен», в конструкторском бюро Ижорского завода в 1932 году приступили к изготовлению нового образца бронеавтомобиля, получившего аббревиатуру БАИ, что в расшифровке обозначало «Бронеавтомобиль Ижорский».

Ижорский бронеавтомобиль

Новая машина обладала сварным корпусом, собиравшимся из бронированных листов толщиной 4-8 мм, которые крепились к шасси в десяти местах. Вследствие того, что заднюю часть шасси «Форда-Тимкен» пришлось обрезать на 400 мм, у ижорских умельцев получилось изготовить броневик более компактным относительно предшественника. Общий вес БАИ составлял почти четыре тонны. Крышу корпуса над пулеметчиком и механиком-водителем поставили выше боевого отделения. Такой подход, позволил уменьшить общую высоту бронеавтомобиля, а далее это использовалось всеми советскими средними бронеавтомобилями в 30-х годах.

Чтобы рассадить экипаж, в который входили три человека, корпус БАИ оснастили тремя дверями. Две из них находились по бортам, а одна — в кормовой части. Чтобы вести наблюдение за дорогой, у водителя имелся откидывающийся люк, оснащенный смотровыми щелями во фронтальном листе корпуса и на дне люков боковых дверей. Еще люки, имеющие смотровые щели, устанавливали в двери на корме, а также ими оборудовался задний лист бронированного корпуса.

Прямо над пулеметчиком и механиком-водителем был установлен еще один люк. Он предназначался для вентилирования машины, а также, чтобы следить за воздухом. Командиру бронемашины предписывалось находиться в башне. Его сидение — это брезентовый ремень в виде петли. Он вел наблюдение с использованием откидного бронеколпака, имеющего прорези. Кроме того, было наличие трех смотровых щелей в башенных стенках, которые закрывались с помощью броневых заслонок.

Макет БА-И

На вооружении у БАИ имелась 37-мм пушка Гочкиса и 7,62-мм пулемет, которые были установлены на фронтальном листе цилиндрической башни, а также еще один пулемет на фронтальном листе корпуса. Прицельное приспособление пушки обладало мушкой, прицельной планкой и целиком. В боекомплекте более 30 снарядов, которые находились в брезентовых карманах в башне и более 3 000 патронов, которые находились в спецстеллажах на стенках в боевом отделении. Тут же под полом были ящики с инструментами и запчастями для вооружения.

Броневик оснащался фордовским сорокасильным двигателем. Он имел фордовскую коробку передач и демультипликатор. Добраться к «движку» можно было, только снимая верхние откидные листы и через бортовые люки. Передок корпуса имел жалюзи, чтобы охлаждался радиатор. Раму шасси решили усилить при помощи добавочной поперечины, а передние рессоры при помощи дополнительных листов.

Наличие запасных колес, установленных по бортам, в случае преодоления преград помогало передвижению. Они были как дополнительные опорные катки. Кроме того, чтобы улучшить проходимость в слабых грунтах и снегах у БАИ были вездеходные цепи. Всего лишь в течение 8-10 минут два члена экипажа надевали их на колеса двух задних мостов. Масса каждой гусеницы была 71 кг, в ней было 24 звена-плиц, имеющие длину-ширину 780х310 мм. В дальнейшем эти гусеницы стали именовать как вездеходные цепи Оверолл и ими оборудовались все средние красноармейские бронемашины.

К электрооборудованию бронемашины решили подойти с использованием однопроводной схемы. Бортовая сеть обладала напряжением 6 В. Источником электричества служило присутствие аккумуляторной батареи 3 СТП-80 емкостью 80 А/ч, а также стоваттного генератора.

Бронеавтомобили на параде

Пройдя предварительную заводскую обкатку, бронеавтомобиль решили продемонстрировать представителям военного ведомства. И надо отметить, что он их впечатлил. Далее приняли решение о предоставлении опытного образца бронеавтомобиля на НИБТ полигон, чтобы провести с ним серию испытательных действий. Интересно, что на тот момент бронеавтомобиль прошел почти тысячу км. На испытаниях за всю первую половину августа бронемашина прошла еще 200 км по самым разнообразным местностям, включая и бездорожье.

Бронемашина выделялась своими хорошими динамическими качествами. Она продемонстрировала максимальную скорость по трассе до 60 км/ч, а с включенным демультипликатором с использованием пониженных передач бронемашина разгонялась до 75 км/ч. Удовлетворила военных и результативная стрельба, не подвели и качества проходимости. В своих выводах от представители НИБТ полигона написали, что эксплуатируя машину в нашей обстановке, ее можно считать пригодной и принять как боевую. При этом дали совет о прекращении доступа горячих воздушных потоков от двигателя к механику-водителю.

Изначально предполагалось изготавливать бронемашины на Ижорском предприятии, однако из-за немалой загруженности завода другой работой от этого отказались.

В том же 1932 году советским правительством было принято решение о производстве на Выксунском заводе, который занимался дробильно-размольным оборудованием бронеавтомобилей. Сначала рассчитывали, что уже к концу года предприятие даст войскам 320, а за весь последующий год до 2 500 машин самых разнообразных модификаций, но по причине дефицита оснащения, производственной площади и работников, а также задержек с поставкой чертежей, на Выксе так и не смогли даже начать изготовление бронемашин.

БА-И в строю

Когда приступили к составлению планов на следующий год, то вместо 2 500 броневиков решили выпускать только 400. Однако и эта численность бронемашин оказалась для завода ДРО непосильной. В частности, в сентябре 1933 года представители УММ РККА докладывали наркомату обороны об исполнении Выксой годового плана по выпуску бронеавтомобилей: «сдали 28, а о других 272 не может быть и речи, но возможно 150-200 единиц и будет изготовлено».

Тем не менее, к концу года завод выпустил всего лишь 90 броневиков. Еще 19 машин были собраны в начале 1934 года, затем их решили больше не производить.

В 1933 году инженером Важинским по заказу УММ РККА были разработаны чертежи с задним рулевым управлением для броневиков, однако от этого решили отказаться. Позднее в том же году одну бронемашину решили вооружить 37-мм динамореактивным (безоткатным) противотанковым ружьем. В связи с этим сзади башни была прорезана квадратная дыра, закрытая с помощью бронелиста, а спереди был приварен коробчатый кожух.

После испытаний в Кунцево была выявлена ненадежность крепления ствола в башне, неудачная система заряжания, небольшой угол возвышения, а также отсутствие возможности стрелять назад. Вследствие этого вооружение броневиков противотанковыми ружьями прекратилось.

Схема БА-И

В 1934 году на другом предприятии одну бронемашину решили переоборудовать для передвижения по железной дороге. Для этого к броневику добавили домкрат, на котором он мог возвышаться, а также железнодорожные бандажи, которые крепились над колесами первого и последнего мостов.

Через год на одном из образцов броневика решили установить радиостанцию с антенной. В течение 1938-1940 годов на всех оставшихся броневиках установили шасси ГАЗ-ААА. Их потом в документации порой именовали БАИ-М (модернизированные).

В 1938 году на Брянской бронеремонтной базе удалось переставить бронированный корпус БАИ с шасси Форда-Тимкен на ГАЗовский. Произвели установку бронекорпусов на серийных ГАЗовских шасси образца 1937 года с рамами, укороченными сзади на 300 мм. Передние оси укрепили с помощью двух накладок, а рессоры усиливали 13 листами. Пневматические шины колес заменили пулестойкими. Электрооснащение и щитки водителей ставили на стандартных ГАЗовских корпусах. К основному 44-литровому баку добавлялся 18литровый (у БАИ — 38-литровый). Обоим броневикам добавили самый разнообразный инструментарий и ЗИП.

Новые бронеавтомобили БАИ-М обладали улучшенными динамическими качествами. Хотя БАИ-М был более тяжелым, чем БАИ на 820 кг, скорость у обоих броневиков оставалась прежней, зато запас хода возрос более чем в два раза. БАИ-М проходили испытательные дистанции более 3 000 км всю зиму и начало весны 1938-1939 годов.

Схема БА-И 1933-34 годов

В числе первых модернизированных бронеавтомобилей БАИ-М начали поступать в армейские части и подразделения уже осенью 1939 года. К началу лета 1940 года процесс модернизации всего парка бронеавтомобилей был полностью завершен. Невзирая на большой перечень всех проведенных мероприятий по модернизированию, большая часть бронеавтомобилей была направлена в район Дальнего Востока, где уже в 1945 году вступили войну с Японией, тогда как на западных фронтах БАИ-М можно было встретить редко, причем в любом военном округе они ничем особо героическим не запомнились.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них