WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Российский БТР 82А – новинка Российского ВПК

Советская школа строительства бронированной колесной техники имеет давние и славные традиции. Пройден длинный путь от новичка колесного БТР-40 до современной боевой машины поддержки пехоты, бронетранспортера БТР 82А. Новейшие российские БТР являются последним словом в классе легкобронированной военной техники. Эти грозные и стремительные бронированные машины способны решать огромный спектр задач, обладая прекрасной вместимостью, высокой проходимостью и мощным вооружением.

БТР-82А

Место и роль бронетранспортеров в Советской Армии

Сражу же после окончания Второй Мировой войны по всему миру принялись строить колесные и полугусеничные легкобронированные транспортные средства, способные в боевой обстановке защитить пехоту. Настала эпоха бронированных транспортеров — особого класса боевой военной техники, нечто среднего между бронированным автомобилем и танком. В Советском Союзе хорошо знали, в каких условиях приходится воевать пехоте, если она не имеет на поле боя ни надежных средств защиты, ни огневой поддержки. В годы Великой Отечественной войны основные потери советские войск несли в момент разворачивания боевых порядков. Это в одинаковой степени касалось и наступательных операций и при тактическом отходе на новые рубежи.

Американский "Скаут Кар" и советский БТР-40

Имевшиеся в Красной Армии накануне войны бронеавтомобили семейства БА не могли в полной мере стать надежным транспортным средством для пехоты. Конструкция этих бронемашин не подходила для транспортировки бойцов в условиях огневого контакта с противником. Ситуация начала меняться только с появлением на вооружении Красной Армии ленд-лизовских бронетранспортеров. Из-за океана Советский Союз получал полугусеничные М2 и М3, однако самым массовым бронетранспортером Красной Армии с американской пропиской стал колесный М3А1 «Скаут Кар». Американцы за годы войны поставили СССР по ленд-лизу 3340 этих машин.

Сказать, что американские машины были полноценными бронетранспортерами можно с натяжкой, но в тяжелых условиях военного времени появление этих машин сыграло свою существенную роль в повышении боеспособности советских стрелковых подразделений. Помимо реальной военно-технической помощи, поставка заокеанских бронетранспортеров дала в руки советских полезную инженерно-техническую информацию. Первые послевоенные разработки советских инженеров как две капли воды были похожи на американские модели. Сначала в конце 40-х годов появился первый отечественный колесный бронеавтомобиль БТР-40. Далее уже началась разработка бронированных транспортеров на базе собственных разработок.

БТР-60 и БТР-82А

В итоге советским конструкторам удалось к началу 60-х годов создать свой, отличный от западных аналогов образ колесного легкобронированного транспортера. Советская Армия в 60-е годы стала получать на оснащение колесные БТР 60. Далее настал черед более новых и совершенных машин, сконструированных по той же схеме. Вслед за самой массовой машиной Советской Армии БТР 60 появился БТР 70. Логичным завершением линейки модельного ряда стали современные машины БТР 80 и БТР 82А. Первый, принятый на вооружение еще в 1984 году стал основным бронетранспортером сначала Советской, а после российской армии. Второй – это уже концептуально новая боевая машина, рожденная в новом тысячелетии.

Как создавался новейший российский бронетранспортер

Идея о создании для собственных вооруженных сил нового, более эффективного бронированного транспортного средства давно витала в кабинетах Генштаба и Министерства Обороны РФ. Имеющиеся на оснащении частей и подразделений Вооруженных сил РФ в огромном количестве бронетранспортеры БТР-70 и БТР-80 не отвечали новым оперативно-тактическим требованиям. Исходя из опыта применения легкобронированной техники в Афганистане и в ходе Первой чеченской войны, стало ясно – бэтээры советского образца не способны решать возложенные на них задачи. Техника не обладает необходимым запасом живучести. Машины не способны надежно защитить экипаж и перевозимое стрелковое подразделение.

Предшественники БТР-82А

Только последняя советская версия — БТР 80 еще могла считаться вполне современной боевой машиной, однако и ее ресурс был существенно ограничен. В таких условиях было принято решение заняться модернизацией машины. Базой для нового бронетранспортера стал БТР 80, конструкция которого позволяла начать работы в большом объеме по модернизации. Здесь сыграли свою роль богатый конструкторский опыт и слаженная работа инженеров Горьковского автозавода и Арзамасского машиностроительного завода.

Вся техническая документация на БТР-80 была передана в конструкторское бюро в Арзамасе, который был выбран местом для последующей постройки нового бронетранспортера. Несмотря на внешнюю схожесть, которой отличается новая разработка, от своего предшественника БТР 80 новая машина унаследовала только привычную 8-ми колесную схему. Все остальное, начиная с корпуса и моторной базы, заканчивая системой управления и комплексом вооружений — совершенно новые разработки.

БТР-82А на заводе

Несмотря на то, что серийное производство БТР 80 не прерывалось ни на один день, работы по созданию новой бронированной транспортной боевой машины велись интенсивными темпами. Уже в 2009 году были готовы первые два опытных экземпляра — машины с индексами 82 и 82А. На следующий год опытные образцы начинают заводские испытания, которые закончились принятием решения о начале серийного производства. В 2011 году первые серийные машины были получены армейскими частями российской армии. Военные, оценив бронетранспортер в полевых условиях, ознакомившись с его реальными тактико-техническими характеристиками и огромной огневой мощью, незамедлительно поспешили в 2013 году принять новую технику на вооружение.

Интересный факт в истории с бронетранспортером БТР 82А состоит в следующем. Первыми новый БТР приняли на вооружение вооруженные силы Республики Казахстан (2010 год). С 2012 года после запуска основного производственного цикла начались поставки машины в Казахстан в рамках международного заказа. Российские вооруженные силы, включая армию, флот и подразделения Российской гвардии, стали получать новую машину только с 2013 года.

Огромную роль в быстром освоении производства нового БТР сыграл тот факт, что серийное производство базовой машины БТР 80 продолжается. За годы серийного выпуска накоплен огромный практический опыт в области разработки и создания систем жизнеобеспечения и живучести машины. Технические данные от базовой модели использовались при создании корпуса нового БТР.

Схема БТР-82А

Основные технические особенности российского БТР 82А

Новая машина отличается высокими динамическими характеристиками. Конструкторы старались реализовать на практике идею высокомобильного, хорошо защищенного и вооруженного бронированного транспортного средства. Насколько этот им удалось, покажет время. На сегодняшний день технические и огневые параметры новой техники впечатляют. Основные отличительные конструктивные особенности новой машины следующие:

  • усиленный моторный блок и развитая коробка передачи скоростей;
  • совершенная ходовая часть, оснащенная амортизаторами и новыми колесными редукторами;
  • усилено бронирование машины за счет установки кевларовой внутренней обшивки;
  • комплекс вооружений сосредоточен в боевом беспилотном командном модуле;
  • наличие в машине совершенной системы обнаружения и пожаротушения.

Все перечисленные новшества, примененные в новой машине, на деле представляют собой целый ряд новых устройств и механизмов, которые ранее не использовались в военной технике.

Моторный отсек

Особого внимания заслуживает двигательный отсек и ходовая часть бронетранспортера. В отличие от своих предшественников БТР 82А имеет новые колесные редукторы. На прежних машинах использовались редукторы советского образца, страдающие рядом технологических дефектов. Высокая проходимость машины обеспечивается двумя факторами. Основным двигателем является надежный и проверенный дизельный камазовский двигатель КАМАЗ-740.14-300. По сравнению с предыдущей версией – это двигатель имеет мощность 300 л/с.

В дополнение к мощному двигателю, способному обеспечить высокую скорость и маневренность 15 тонной машине, ходовая часть нового БТР имеет трансмиссию на каждый ведущий мост. В основе конструкции трансмиссии лежит тот же принцип, что и в современных легковых внедорожниках. Раздаточная коробка имеет увеличенный ресурс, который обеспечивает продолжительный марш без капитального ремонта.

В отличие от ходовой и моторной группы, общая компоновка новой машины сохранила основные черты БТР 80. Экипаж машины и органы управления сосредоточены в носовой части бронетранспортера. Средняя часть бронированного корпуса представляет собой транспортный отсек — салон, в котором с комфортом могут разместиться 7 стрелков в полной боевой экипировке. Управлять боевой машиной традиционно будет экипаж, состоящий из 3- человек: командир наводчик и механик-водитель.

Важным элементом внутреннего оснащения бронетранспортера является наличие кевларовой защиты. Общая схема бронирования осталась прежней — противопульной, однако с помощью кевларовой обшивки внутренней поверхности личный состав и экипаж защищены от поражения осколками. Тем более что дополнительная внутренняя обшивка усиливает тепло- и шумоизоляцию. Этот аспект очень важен при использовании бронетехники в регионах с кардинально противоположными климатическими условиями.

Транспортный отсек БТР-82А

Моторное отделение и трансмиссионный блок располагаются по традиции в корме.

Боевые и огневые возможности машины

По данным экспертов, выпущенные модификации машины 82 и 82А существенно отличаются по боевым возможностям от иностранных аналогов. В российской разработке установлены системы фильтрации воздуха, благодаря которой и экипаж и подразделение стрелков защищены от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и других средств массового поражения.

БТР-82 в пулеметном и в пушечном варианте

Новая машина имеет усиленную противоминную защиту, которая за счет применения специальных поглощающих ковриков снижает вероятность поражения личного состава при подрыве машины на противопехотных минах осколочного действия. Противодействие фугасным зарядам традиционно в машинах этого класса достаточно слабое. Корпус бронетранспортера оборудован боковыми входными дверями, состоящими из двух створок. Такая конструкция позволяет осуществлять посадку-высадку боевого подразделения во время движения машины. В дополнение к двери на верхней части бронетранспортера имеются два десантных люка. Напротив каждого сидения в транспортном отсеке имеются люки, обеспечивающие бойцам транспортируемого подразделения возможности вести огонь из стрелкового оружия.

Вооружение, которым оснащен БТР 82А — это отдельная тема, заслуживающая пристального изучения. Вкратце можно сказать, что огневая мощь нового российского БТР выросла на порядок и могущественней, чем у зарубежных аналогов. Модификации, которые сегодня выпускаются одновременно, оснащаются традиционным стрелковым оружием — крупнокалиберным пулеметом Владимирова (КПВТ) и спаренным с ним 7,62 мм пулеметом ПКТМ или имеют артиллерийское вооружение.

Боевой модуль

На модификацию БРТ 82А и БТР 82А1 устанавливается скорострельная 30-мм пушка. Ее снаряды способны поражать легкобронированные, низколетящие воздушные цели и живую силу на расстоянии до 2-4 км. Основное отличие от машины БТР 80 заключается в том, что на бронетранспортере нет башни в том виде, в котором мы привыкли ее видеть на бронированной технике. Комплекс вооружений размещается в дистанционно управляемом блоке. Управление огневыми средствами осуществляется изнутри основного корпуса. Вся информация об окружающей обстановке и целеуказание поступает на монитор, который является основным рабочим инструментом наводчика и командира машины.

По своим огневым характеристикам и другим ТТХ российский бронетранспортер выгодно отличается от зарубежных машин. Привлекает и его коммерческая стоимость. В планах завода и Рособоронэкспорта продажа новой техники за рубеж. Сегодня интерес к новой российской разработке проявляют в Индонезии и в Таиланде, в Пакистане и во Вьетнаме.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них