WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

ГАЗ-67 – настоящий военный джип советского производства

Джип ГАЗ-67

После начала советско-финской войны Красная Армия показала, что её оснащение и вооружение сильно устарели. Требовалось срочно создавать новое вооружение и машины, которые могли бы передвигаться в условиях бездорожья.

История создания полноприводного автомобиля

Работы по созданию полноприводных внедорожников начались на заводе ГАЗ в 1939 году. В 1941 году были собраны первые машины с колёсной базой 4х4. Это были ГАЗ-61 и ГАЗ-64. Но данные модели не обладали нужной простотой конструкции и проходимостью. Для перевозки низшего командного состава армии нужен был простой внедорожник, который был бы недорогим в производстве.

После появления в советской армии американских джипов Виллис и Бантам, конструкторы сразу же начали делать новый автомобиль с учётом конструкции американских джипов. Используя чертежи полноприводной схемы, конструкторам во главе с Грачёвым удалось создать машину, соответствующую следующему техническому заданию:

  • Автомобиль должен быть надёжным;
  • Ремонтопригодным;
  • Дешёвым в производстве;
  • Обладать высокой проходимостью;
  • Иметь широкую колею, чтобы ехать за грузовиками.

К непосредственному созданию ГАЗ-67 приступили в 1943 году. В апреле этого года было изготовлено три опытных ГАЗ-67, колея которых была ещё узкой. В июле появилась первая модель с широкой колеёй, которая и была допущена в серийное производство. До конца 1943 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошло 718 автомобилей.

Появление автомобиля ГАЗ-67Б и его отличия от базовой модели

ГАЗ-67Б

Модернизация, которая прошла в 1944 году серьезно повлияла на технические характеристики ГАЗ-67. Самой серьёзной модернизации подвергся передний мост автомобиля. Он получил следующие усовершенствования:

  • В переднем мосту ГАЗ-67 стояли шариковые подшипники, которые выходили из строя через 7-8 тысяч км пробега. Новые подшипники скольжения типа «Уайт» были значительно надёжнее. После установки новых подшипников в передний мост, жалобы сразу же прекратились. Передний мост получился настолько надёжным, что его практически без изменений устанавливали на следующую модель – ГАЗ-69;
  • Подшипники ступиц передних колёс получили новое, более прочное крепление;
  • Передние рессоры ГАЗ-67 стали крепиться с помощью сквозных болтов;
  • Вместо подушек стоек амортизаторов стали устанавливаться специальные шарниры;
  • Двигатель ГАЗ-67Б получил распределитель Р-15, который соединялся со свечами при помощи высоковольтных проводов.

Рама ГАЗ-67Б осталась без изменений, так как в процессе эксплуатации на неё жалоб не поступало. Ранние выпуски ГАЗ-67Б имели по четыре односторонних амортизатора на оси, у более поздних версий – по два. Тем не менее, передний мост поздних модификации имеет ушко для крепления второго амортизатора.

Внешний вид ГАЗ-67

ГАЗ-67 на тест-драйве

Внешность ГАЗ-67 имеет большое сходство с американскими военными внедорожниками. Его разработкой занимался Комаревский. Это был открытый кузов с тремя сиденьями для четырёх человек. На крыльях были установлены полки, на которых могли разместиться ещё несколько человек. В автомобиле имелись места для стрелкового оружия и места для снарядов калибра до 45 мм.

Для того чтобы максимально удешевить производство, решено было делать кузов без дверей. Для военного автомобиля отсутствие дверей играло немаловажную роль и при экстренной эвакуации из него. В случае опасности можно было мгновенно выпрыгнуть из машины и занять боевую позицию. Если шёл дождь, дверные проёмы можно было закрыть специально предназначенными для этого фартуками из брезента.

Для непогоды был предусмотрен специальный брезентовый тент, который устанавливался только на одной дуге. После модернизации было решено отказаться от такой установки тента и новые модификации получили две дуги. Лобовое стекло стояло строго вертикально. Несмотря на ухудшение аэродинамических характеристик, подобная установка стекла позволяла полностью обезопасить водителя от солнечных бликов. Кроме того, лобовое стекло можно было откинуть вперёд и зафиксировать в этом положении.

Интересная схема была применена для стеклоочистителей лобового стекла. Водительская щётка работала за счёт вакуумного привода, а щётка пассажира работала за счёт механического рычажка. Так как это был военный внедорожник, на него было решено не ставить подфарники и зеркала заднего вида.

Для того чтобы максимально упростить производство ГАЗ-67, было решено делать кузов в одной плоскости. Торцевые части кузовных панелей имели окантовку трубами. Для скрепления кузовных панелей использовалась технология точечной сварки. Дуговая сварка практически не применялась.

Чтобы сгладить очертания передней части машины, было решено использовать кузовные детали от ГАЗ-АА. Интересен и оригинальный руль ГАЗ-67 – он имеет деревянный обод. Передняя решётка автомобиля украшена фирменной эмблемой с надписью «ГАЗ». От модели ГАЗ-АА были взяты следующие детали:

  • Крышка капота;
  • Бензобак;
  • Приборная панель.

Все эти детали были взяты без изменений и являются взаимозаменяемыми. Так как при эксплуатации ГАЗ-64 установка переднего бампера оказалась неудачной, было решено установить его максимально вперёд. Это позволило снять часть напряжения с рамы автомобиля при ударных нагрузках.

Особенности конструкции ГАЗ-67

ГАЗ-67 с дверцами

Несмотря на внешние сходства ГАЗ-67 с его предшественником ГАЗ-64, новая машина получила множество технических отличий:

  • В крышках капота были сделаны специальные щели, которые должны были улучшить аэродинамику автомобиля;
  • Благодаря тому, что для автомобиля был выбран короткий кузов, проходимость по сравнению с тем же ГАЗ-61 была сильно увеличена. Благодаря этому появилась возможность избавиться от промежуточного кардана сзади;
  • На ГАЗ-67 установили усиленную раму. В сочетании с короткой базой это дало огромную жёсткость на скручивание;
  • Лонжероны, которые устанавливались на ГАЗ-67, тоже были усиленными.

Военный внедорожник ГАЗ-67 стал ещё более надёжным и неприхотливым, чем его предшественник, ГАЗ-64.

Тормозная система, двигатель и трансмиссия советского внедорожника

ГАЗ-67 в снегу

Тормозная система на ГАЗ-67 не гидравлическая, а механическая, работает за счёт тросов. Такая же система была применена и в ГАЗ-11, только там присутствовал ещё и раздаточный вал. Так как конструкция военного внедорожника должна была быть максимально простой и дешёвой в производстве, от вала было решено отказаться.

В настоящее время практически на всех сохранившихся в рабочем состоянии ГАЗ-67 стоят гидравлические тормоза. Это связано с тем, что в 1960-х годах старые машины с механической тормозной системой перестали допускать к участию в дорожном движении. Именно по этой причине купить оригинальные тормозные барабаны очень сложно.

Двигатель на ГАЗ-67 стоял четырёхцилиндровый, развивающий 54 л.с. Для того чтобы увеличить характеристики мотора, было решено использовать карбюратор К-21. Так как в условиях фронтового бездорожья двигателю предстояло испытывать огромные нагрузки, было решено установить на машину большой радиатор, который прекрасно охлаждал его.

При выборе трансмиссии для ГАЗ-67 перебрали несколько вариантов, пока не остановились на коробке передач от грузового автомобиля ГАЗ-ММ. Этот агрегат прекрасно зарекомендовал себя в процессе эксплуатации, установленный на лёгкую легковую машину он обладал огромным запасом мощности.

Достоинства и недостатки ГАЗ-67

ГАЗ-67

Для своего времени автомобиль ГАЗ-67 был настоящим прорывом в области автомобилестроения, поэтому у него множество плюсов по сравнению с предыдущими советскими разработками:

  • Толстый и качественный металл кузова и рамы. Именно по этой причине даже сейчас можно встретить автомобили ГАЗ-67 в отличном состоянии, если за ним следили;
  • Мощный двигатель для своего времени;
  • Высокий дорожный просвет;
  • Высокая проходимость;
  • Система полного привода;
  • Отсутствие дверей можно считать как плюсом, так и минусом, но для военной машины это скорее плюс;
  • Наличие тента из брезента;
  • Наличие стеклоочистителей;
  • Появление гидроамортизаторов на поздних моделях.

Кроме несомненных плюсов, ГАЗ-67 имеет и несколько минусов, хотя большинство из них связаны с возрастом машины:

  • Нет гидравлических усилителей тормозов и рулевого управления. При небольшой массе и габаритах автомобиля это не является большой проблемой. В те годы даже грузовики не имели подобных систем;
  • Нет регулировок рулевой колонки и сидений;
  • Отсутствуют ремни безопасности;
  • Нет багажника;
  • Салон автомобили не имеет даже намёка на комфортные условия;
  • Теснота внутри салона;
  • Отсутствие отопителя салона делает зимнюю эксплуатацию автомобиля проблемной даже с тентом.

А вот внедорожные качества данного автомобиля даже сейчас вызывают удивление у профессиональных «джиперов».

В целом, ГАЗ-67 был одной из самых удачных разработок Горьковского автомобильного завода. Благодаря ему удалось сконструировать ГАЗ-69, который на долгие годы стал эталоном советского полноприводного внедорожника. В настоящее время купить ГАЗ-67 практически невозможно. За сохранившиеся экземпляры просят огромные деньги. Даже если удастся дёшево приобрести такую машину в плохом состоянии, привести её в нормальный вид будет нелегко.