WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Немецкие бронетранспортеры «Ханомаг»: SdKfz 250 и SdKfz 251

БТР "Ханомаг"

Почти 150 лет в Германии существует машиностроительная компания «Ханомаг» (Hannoversche Maschinenbau AG), которая большую часть своей истории занималась выпуском автомобилей, тракторов, паровозов и другой абсолютно мирной продукции. Однако для граждан Советского Союза это немецкое предприятие всегда ассоциировалось с одним видом продукции – бронетранспортерами Hanomag SdKfz 251 и SdKfz 250. Они такие же символы Великой Отечественной войны, как пикировщик Ju 87 или тяжелый танк «Тигр». Немецкий БТР «Ханомаг» можно встретить в большинстве советских фильмов о войне, эти машины стали настоящей «визитной карточкой» немецких сухопутных войск.

Такое представление практически соответствует реальности. «Ханомаги» (или «Ганомаги») действительно массово использовались немецкой армией. Их можно назвать настоящими «рабочими лошадками» вермахта. Использовали их не только для перевозки бойцов или тяжелого вооружения, но и для подвоза боеприпасов, эвакуации раненых, выполнения разведывательных заданий. На базе этих бронетранспортеров было создано большое количество модификаций и различных специальных машин.

Следует признать, что именно немецкая армия первой приняла на вооружение бронетранспортеры и отработала тактику их применения, заставив своих противников заниматься разработкой аналогичных боевых машин. «Ханомаги» активно применялись на протяжении всей войны, они были задействованы на всех фронтах и принимали участие во всех основных боевых операциях. Немцы не только использовали сами эти БТР, но и поставляли (правда, довольно ограничено) их своим союзникам.

SdKfz 251 в Берлине

Немецкие бронетранспортеры «Ханомаги» действительно были прекрасными машинами, надежными и имели прекрасную проходимость. Наиболее полезен Hanomag был в Африке и на Восточном фронте — там, где немецкие войска сталкивались практически с полным отсутствием дорог.

За время производства было выпущено более семи тысяч легких бронетранспортеров SdKfz 250 и свыше пятнадцати тысяч – средних SdKfz 251. Более того, после войны производство среднего БТР SdKfz 251 (в несколько измененном виде) было налажено на чешских заводах Tatra. Оно продолжалось до 1962 года, а на вооружении армии ЧССР эта машина состояла до середины 80-х годов.

Ну и в завершение этой небольшой вводной, можно добавить, что само название «Ханомаг» является абсолютно советским. Немцы так эти бронетранспортеры никогда не называли.

История создания

"Ханомаг" в бою

Использовать автомобильный транспорт для транспортировки войск и их снабжения начали во время Первой мировой войны. В этот же период появился первый бронетранспортер – на базе танка Mk I англичане создали боевую машину, которая не только доставляла солдат на передовую, но и шла вместе с ними в бой.

Немцы выбрали несколько иной путь: они попытались делать бронетранспортеры из тяжелых гусеничных и полугусеничных тягачей, которые для усиления защиты обшивались броней. Можно сказать, что первым предшественником «Ханомагов» был полугусеничный тягач «Крафтпротце», оснащенный броневой защитой. После окончания войны этот «броневик» был передан полиции.

В СССР межвоенные годы для поддержки пехоты на поле боя создавались бронеавтомобили, вооруженные пулеметами и орудиями. Немцы сделали упор на полугусеничных бронетранспортерах. Идея создания подобных машин была особенно заманчива: в условиях фронта обычный грузовик не слишком надежен, так как не имеет броневой защиты и вооружения. А бронетранспортер может и бойцов, и груз на передовую доставить, а в случае необходимости и поддержать их огнем. Кроме того, полугусеничные машины значительно превосходили обычные грузовики по проходимости.

Солдаты с биноклями на "Ханомаге"

После прихода в Германии к власти гитлеровцев работы в области создания бронетехники значительно активизировались. В это время германские военные теоретики занимаются усовершенствованием концепции «Молниеносной войны», дорабатывая ее с учетом результатов бурного развития боевой авиации и танкостроения. Один из самых известных танкистов прошлого столетия Гейнц Гудериан в своем классическом труде «Внимание, танки» писал, что основная задача пехотных подразделений в грядущей войне – это максимально быстрое развитие успеха танковой атаки. То есть, германские стратеги ясно понимали, что без соответствующей пехотной поддержки применение механизированных подразделений эффективным не будет. А значит, пехота в своей мобильности не должна уступать танкам.

В 1934 году в Германии был создан полугусеничный артиллерийский тягач HK 600p, а через два года был запущен его серийный выпуск.

Во второй половине десятилетия немецкая промышленность занялась созданием полугусеничных бронетранспортеров. Разработку будущего SdKfz 251 вела фирма Ганза-Ллойд из Гамбурга. А в 1936 году лицензию на производство этой машины выкупила компания Hanomag из Ганновера.

Бронетранспортер был создан на базе трехтонного тягача Sd Kfz 11, его ходовую часть изготавливали на мощностях Hanomag, бронекорпус поставляла фирма Buessing, а сборка машины проводилась на других предприятиях.

SdKfz 251 из уничтоженной колонны

В 1937 году началось изготовление опытной партии, в войска первые Sd Kfz 251 стали поступать перед самой войной – летом 1939 года.

В самом конце 30-х годов немецкое Управление вооружениями разработало техническое задание на создание еще одного полугусеничного бронетранспортера, способного дополнить Sd Kfz 251, который на тот момент уже серийно выпускался. Новый легкий БТР задумывался для транспортировки половины пехотного отделения.

Эта машина создавалась на базе тягача Sd Kfz 10, выпуском которого занималась компания DEMAG, бронекорпус для нового БТР был разработан фирмой Buessing. Работы над будущим Sd Kfz 250 закончились уже в военный период – в середине 1940 года, а в боевые части он начал поступать только в 1941 году.

Производство обоих машин Sd Kfz 251 и Sd Kfz 250 продолжалось до самого окончания войны.

Отреставрированный SdKfz 250

Sd Kfz 251

Этот средний полугусеничный бронетранспортер имел бронекорпус, состоящий из каркаса и броневых плит, крепившихся на него при помощи болтов. Моторное отделение находилось в передней части машины, за ним следовало закрытое отделение управления и открытый десантный отсек. Броня Sd Kfz 251 имела толщину от 6 до 14 мм.

Бронетранспортёр предназначался для транспортировки пехотного отделения (десять человек), а экипаж этой боевой машины состоял из двух человек. Масса Sd. Kfz.251/1 составляла 9,14 тонны.

SdKfz 251 с солдатами

В моторном отделении машины располагался двигатель, элементы управления передними колесами и топливный бак. В отделении управления находились места для водителя и командира, приборы, а также руль, педали и ручка переключения скоростей. В некоторых модификациях бронетранспортера место командира находилось в десантном отсеке.

В боевом отделении вдоль обоих бортов располагались скамьи для военнослужащих, а для снаряжения и ЗИП были предусмотрены ящики в надгусеничных полках. Десантирование из отсека проводилось через двустворчатую дверь в корме машины. Сверху боевое отделение можно было закрыть тентом.

Часть модификаций Sd Kfz 251 была вооружена двумя пулеметами MG-34, позже их заменили на MG-42. Один из пулеметов располагался в передней части машины и прикрывался броневым щитком, а второй – крепился в ее кормовой части на вертлюжной установке.

Hanomag SdKfz 251 оснащался карбюраторным двигателем Maybach HL 42 TURKM. Радиатор охлаждения был установлен в передней части моторного отделения. Топливные баки машины имели общую емкость в 160 литров, что позволяло проехать 300 км по шоссе. Бронетранспортер имел коробку передач планетарного типа.

Наиболее характерной чертой бронетранспортеров «Ханомаг», конечно же, была их ходовая часть, состоящая из колес и гусениц. На самом деле, такая конструкция была весьма удачным техническим решением, потому что была довольно простой, но при этом обеспечивала машине высокую проходимость гусеничного транспорта.

"Ханомаг" с ракетами

Небольшие повороты (до 15 градусов) бронетранспортер преодолевал только с помощью передних колес, а на более крутых – специальный механизм дополнительно подтормаживал одну гусеницу и передавал дополнительную мощность на другую.

Каждая гусеница имела по три ряда опорных катков. Наружный и внутренний ряд состояли из трех катков, а средний – из шести. Направляющим было последнее колесо, ведущим – переднее. Колесная часть ходовой «Ханомага» имела листовую подвеску, гусеничная – торсионную.

Бронетранспортёр SdKfz 251 имел четыре модификации: Ausf. А, В, С и D, также на его основе было разработано более двадцати специальных машин.

Модификации SdKfz 251

SdKfz 250

Легкий полугусеничный бронетранспортер SdKfz 250 очень напоминает своего более тяжелого «собрата» SdKfz 251. Причем настолько, что далеко не все знают о существовании двух «Ханомагов» на вооружении гитлеровской армии. Кроме внешнего сходства, обе эти боевые машины имеют одинаковую компоновку и даже оснащались одним двигателем – Maybach HL 42 TURKM. Однако «двести пятидесятый» был значительно легче, его масса составляла всего 5,8 тонны, вместо 9,14 тонны у SdKfz 251. Меньше были и размеры машины. SdKfz 250 предназначался для перевозки половины пехотного отделения. В состав экипажа бронетранспортера входили механик-водитель и командир.

БТР SdKfz 250

Управление бронетранспортером осуществлялось за счет передних колес, а движение обеспечивали гусеницы. За счет меньшей массы удельная мощность у SdKfz 250 была выше, чем у бронетранспортера SdKfz 251.

Стандартная модификация машины была вооружена двумя пулеметами MG 34, один из которых располагался за броневым щитком над отделением управления, а второй – в ее кормовой части. На базе этого бронетранспортера было создано большое количество модификаций и специальных машин.