WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Британский танк «Челленджер 2» — возвращение Британии в элитный танковый клуб

В каждой стране в той или в иной мере существуют определенные воинские традиции, формирующие ее исторический путь развития и оказывающие влияние на ее место в мировой геополитике. Так в Германии, в России и во Франции на первом месте всегда была сухопутная армия с ее пушками и танками. Великобритания, как и Соединенные Штаты, опиралась больше на военно-морской флот и на военную авиацию. Островной характер территории государства естественным образом отражался на формировании военной доктрины и влиял на развитие определенных видов вооружений. Став родиной танков, Англия к середине XX века утратила свои лидирующие позиции в мировом танкостроении. Только спустя 50 лет, Британия смогла создать конкурентоспособную машину — основной боевой танк «Челленджер 2». До этого дела в английской танкостроительной отрасли обстояли далеко не блестяще.

"Челленджер 2"

Небольшое вступление

Попытки английских конструкторов идти своим путем привели к тому, что английские танки перестали считаться грозной боевой силой на поле боя. Несмотря на довольно длинный модельный ряд, британские машины, созданные в годы Второй Мировой войны, с большой натяжкой могли считаться реальными конкурентами немецких танков PzKpfw VI, известным как танк «Тигр», или машине PzKpfw V — «Пантера». Проигрывали английские танки и машинам союзников, американскому танку М4 «Шерман» и легендарной советской «тридцатьчетверке». Это сегодня англичане могут гордиться своим танком «Челленджер 2», который является если не самой мощной боевой бронированной машиной, то самым современным точно. Ранее ситуация выглядела плачевно. Британские «Кромвели», «Черчилли», «Матильды» и «Валентайны» не могли похвастаться большими сериями и робко плелись в хвосте своих, более современных и технически совершенных бронированных собратьев.

Британские танки ВВМ

Основной недостаток, который долгое время преследовал британскую бронетехнику, дороговизна изделий. Англичане старались делать все основательно и закладывали в конструкцию танка большое число узлов и агрегатов. Производство таких бронированных монстров получалось очень дорогим, не говоря уже о сложностях обслуживания машин в полевых условиях.

Тенденция строить дорогие боевые машины у британцев прослеживается и в наши дни. Их второй «Челленджер» сегодня считается самой дорогой боевой машиной. Стоимость одной единицы составляет почти 8,5 млн. долларов. Для сравнения российский основной танк Т-90 «Владимир» обходится государственной казне в два раза дешевле (4,8 млн. американских долларов).

Сравнение танков

Стремление к созданию более совершенной с технической точки зрения машины, часто приводило к тому, что английские танки получались слишком сложной в обслуживании техникой. К тому же международный рынок вооружений мало интересовали дорогие машины со сложной конструкцией и тяжелые в эксплуатации. Это привело к тому, что британское танкостроение на долгие годы законсервировалось в собственных разработках, теряя нити прогресса в данной отрасли.

Предыстория появления танка «Челленджер II»

Попытки создать хорошую, одновременно мощную, маневренную и боеспособную машину постоянно наталкивались на бюрократические препоны и на недостаток финансирования. Львиную долю ассигнований, выделяемых на вооруженные силы, съедал Королевский флот и Военно-Воздушные Силы. Бронетанковые войска для островного государства не стояли в приоритете. Машины разрабатывались без учета реального боевого опыта, полученного в ходе сражений Второй Мировой войны. Модели получались дорогими в производстве и тяжелыми в обслуживании. Редко когда серийное производство превышало 300-500 машин. Даже появление в 1944 году хорошей машины танка А34 «Комет» не стало прорывом для английского танкостроения.

А34 «Комет»

Подобная ситуация сохранилась и после окончания Второй Мировой войны. Британская армия долгое время имела на вооружении все те же «Кометы» и американские «Першинги». Далее их сменили средний танк «Центурион» и тяжелая машина «Конкэрор». Эти модели стали только эпизодами в английской армии. С конца 50-х годов ситуация стала меняться в лучшую сторону. Сначала основным танком становится машина Мк 5 «Чифтен», который верой и правдой служил британцам более двух десятков лет. Его сменил мощный 60-тонный гигант танк «Челленджер 1», ставший машиной третьего поколения, определивший последующее состояние дел в британском танкостроении.

"Чифтен" и "Челленджер 1"

Хочется отметить следующий факт: британское танкостроение представляло долгое время монополию одной танкостроительной фирмы. Компания «Виккерс Дефенс Системс» являлась основным поставщиком бронированных боевых машин вооруженных сил Ее Величества. Находясь в таком привилегированном положении, фирма «Виккерс» не очень озадачивалась совершенствованием и модернизацией своих боевых машин. Все шло плавно и размерено. Никаких новаторских идей и новшеств. До середины 70-х годов на казенных заводах в Лидсе выпускались танки «Чифтен», который более-менее удовлетворяли потребности британской сухопутной армии. Однако с началом 80-х в мире наметилась тенденция перехода армий на более совершенные образцы боевой бронированной техники.

В конструкторском бюро компании ВАE Sistems, реорганизованной «Виккерс Дефенс Системс», решили в свете новаций в области танкостроения сделать новый танк, более тяжелый, современный и мощный. Появившаяся в начале 80-х годов тяжелая бронированная машина ОБТ «Челленджер» стала основным боевым танком британской армии. Именно на нем английские солдаты принимали участие в Первой войне в Персидском заливе, освобождая Кувейт от иракских войск. Несмотря на то, что эта машина стала основным танком британской армии, ее характеристики, и другие технические параметры уже мало удовлетворяли современным условиям ведения боя. Британия снова могла оказаться в рядах отстающих.

Американцы уже успели наклепать достаточно много танков М1А2 «Абрамс». Немцы продолжили свою звериную серию, дав бундесверу новый «Леопард 2», не отставали от основных конкурентов и французы. Их ОБТ «Леклерк» можно было назвать белым лебедем среди боевых машин своего класса. В такой ситуации британский Генеральный Штаб заявил о новых требованиях, которым должна отвечать новая бронированная боевая машина. В данном контексте следует отметить, что фирма ВАЕ Системс не сидела, сложа руки, и была готова к такому повороту дел. В инициативном порядке компания сумела на базе основного боевого танка «Челленджер» создать принципиально новую машину. В 1987 году на чертежах уже красовался танк «Challenger 2», который и был представлен высокому военному руководству.

Это не второй танк с таким названием, стоящий на вооружении британской армии. Первый танк «Челленджер» А30 был создан в качестве одной из версий тяжелого танка «Кромвель». Вторым стала первая модификация основного боевого танка «Челленджер». Так что новая боевая машина может считаться последующим развитием главной версии основного боевого танка английской армии.

Еще на стадии проекта конструкция нового танка претерпела довольно значительные изменения. От своего предшественника новый танк кардинально отличался. Узлов и деталей, применявшихся в конструкции предшественника, в новой машине было всего 5-10%. Основной упор сделан на совершенство органов управления ОБТ, повышение эффективности средств защиты и улучшение условий комфортности. Технические характеристики, заявленные разработчиками, были высокими и удовлетворяли требованиям военного руководства. В порядке частной инициативы был заключен подряд на строительство опытной партии из 9 машин, которые должны были пройти масштабные испытания. Для порядка, вероятно из чувства собственного удовлетворения, Британский Генштаб объявил конкурс на основной боевой танк для британской армии. В испытаниях принимали участие американцы со своим М1А2 «Абрамс», француза на своем «Леклерке» и немцы, прикатившее на танке «Леопард II».

Конкуренты "Челленджера"

В ходе испытаний выяснилось, что новая британская машина не только не уступает своим прямым конкурентам, но и превосходит их по многим боевым параметрам. Так, например, бронированная защита танка «Челленджер 2» успешнее справлялась с попаданием кумулятивных ракет и снарядов. Ходовая часть и органы управления вооружением на английском танке имели более удобную конфигурацию и показали лучшую адаптацию к боевым условиям. Во время испытаний обстрелу из разных видов ПТО подверглись башни нового танка. Для этих целей на заводе Лидс было выпущено специально две башни нового типа.

Результатом испытаний стало принятие танка на вооружение британской армии. Выпуском новых машин занялись танковые заводы в Ньюкасле и в Лидсе. По мере поступления новых танков в войска, ими рассчитывали заменить все имеющиеся на вооружении танки предыдущей серии.

Основные конструктивные отличия очередного «Челленджера»

Башня "Челленджера"

Главной изюминкой в конструкции новой машины считается башня. Еще при проектировании конструкторы старались учесть опыт создания подобных изделий у своих прямых конкурентов, используя готовую производственную базу, доставшуюся от выпуска предыдущих моделей. В отличие от своего предшественника новый танк имел башню совершенно иной формы. Ее конфигурация значительно уменьшала поле радиолокационной заметности, внутренний объем позволял разместить новые средства связи и управления огнем. Внутреннее пространство башни позволяло свободно в ней разместиться трем членам экипажа, наводчика, заряжающего и командира танка. Весь экипаж танка состоял из 4-х человек. Машина получила практически новое электронное оборудование. Акцент электронной начинки составлял новый интерфейс — единый стандарт НАТО, применяемый не только в бронетанковой технике. Такое оснащение делает каждую боевую машину взаимосвязанной с другими боевыми единицами, участвующими в проведении войсковой операции.

"Челленджер" в пустыне

Корпус новой машине достался от предшественника. Сохранилась примерно и масса танка – 62 тонны. Практически 60% веса машины приходилось на противоснарядную броню комбинированного типа. Такая большая масса требовала установки на боевую машину мощного двигателя. Танк получил 1200 сильный дизельный двигатель CV12, с турбиной, нагнетающей воздух. Однако даже такая мощная двигательная установка не позволяла основному боевому танку английской армии двигаться со скоростью, превышающей 50 км/ч.

Благодаря новым прицельным приспособлениям, время от захвата цели до выстрела не превышает 8 секунд. В среднем за минуту подготовленный экипаж мог в течение одной минуты поразить до десятка целей. Башня была рассчитана на установку нового 120 мм нарезного орудия, которое обладало высокой пробивной мощностью и лучшим баллистическими характеристиками.

Пушка имела хромированный канал ствола, что значительно увеличивало эксплуатационный ресурс орудия.

Башня внутри

Отличные баллистические качества танковой пушки L30 были успешно продемонстрированы во время Второй войны в Персидском заливе. Британским бронетанковым войскам в районе иракского города Басра противостояли танковые подразделения иракской Республиканской гвардии. Английские «Челленджеры» могли долгое время обходиться без регламентных работ, участвуя в столкновениях с бронетехникой противника, поражая на больших дистанциях другие наземные объекты.

Конструктивно орудие имело некоторые отличия. Цапфы имели больший диаметр, поэтому ствол во время стрельбы не подвергался сильным колебаниям. Это способствовало повышению качества стрельбы. Существенно увеличился процент попаданий по целям. Боекомплект орудия составлял 50 выстрелов. Следует отметить, что в британской машине отсутствует автомат заряжания. В отличие от российских и украинских машин, где функции наводчика канули в лету, в новом английском танке ярко отразился британский консерватизм. Надежность во главу угла.

В заключение

Начало полноценной эксплуатации ОБТ «Челленджер 2» начинается с 1995 года. Всего было выпущено около 400 машин этого типа. Несмотря на то, что производство танков сегодня прекращено, второй «Челленджер» сумел пройти боевое крещение в ходе Второй войны в Персидском заливе. В 2008 году началась масштабная модернизация машин, состоящих на вооружении британской армии. Изменения коснулись вооружения, электронного оснащения и двигательной установки. Предполагается, что модернизированные машины продолжат оставаться на вооружении до 2035 года.

"Челленджер" в Ираке

В данный момент британский танк вполне удовлетворяет стоящим перед бронетанковыми войсками требованиям. Несмотря на свои недостатки(танк считается самым дорогим в производстве), английский основной танк «Челленджер 2» получился современной, мощной и практичной машиной.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них