E-100 в бою

Танк Е-100 — несостоявшийся проект сверхтяжелого танка третьего Рейха

СОДЕРЖАНИЕ
1
12 мая 2023

Во Второй мировой войне танки были основным средством ведения боевых действий. В их разработку и производство вкладывались гигантские по нынешним временам денежные средства и интеллектуальные ресурсы. Весьма своеобразным, инновационным, но незавершенным проектом является танк Е-100. Это экспериментальный проект сверхтяжелого танка, неуязвимого для большинства противотанковых орудий того времени. Толщина лобовой брони составляла 240 мм, что является рекордным показателем для танков 40-х годов.

Танк E-100

В нынешние времена описание Е-100 выглядит как реклама фантастических танков и компьютерной игры. Между тем, он является очередной разработкой из вполне реальной Е серии. К концу войны опытный образец был готов на 80%.

Обзор Е 100 и планируемые тактико-технические характеристики

Полный вес танка — 140 тонн. Для сравнения, современные танки в самом тяжелом классе редко когда имеют вес более 55 тонн. Чтобы распределить такую нагрузку на грунт, ширину траков гусениц сделали 1 метр. Для транспортировки танка к месту боевых действий предполагалось использовать железнодорожную платформу. Это было единственное средство. Чтобы вписать танк в габариты железнодорожного состава, широкие гусеницы заменялись на узкие транспортные. 1000 мм траки для основных гусениц были заказаны у фирмы Adler. Широкие гусеницы обеспечивали машине хорошую проходимость на любых типах грунта.

Схема E-100

Обзор двигателя и трансмиссии

Серия «Е» (от нем. Entwicklung series — развитие) разрабатывалась с учетом опыта боевого применения танков. Слабыми местами в основном были недостатки брони и вооружения. Двигатели и трансмиссия в боевых условиях показывали себя неплохо. Большой их ресурс не требовался, поэтому вся серия использовала готовые моторы, а разработка новых не велась. Разумеется, брали самые современные и совершенные варианты. На Е-100 установили двигатель Майбах HL-230. Цифра 230 означает объем 23 л. Заводы Карла Майбаха обеспечивали моторами почти всю военную технику, так что в таком выборе мотора ничего странного не было.

Модель HL-230 уже активно использовалась на танках Тигр и Пантера. Нужно отметить, что на Тиграх первой серии ставился Майбах HL-210. Для своей мощности в 650 л.с. он оказался перефорсированным и часто выходил из строя, поэтому был заказ на его усовершенствование. Мотор HL-230 был изготовлен на основе 210-го, но ненадежный алюминиевый блок цилиндров был заменен на стойкий к перегреву чугунный. Моторы Тигров и Пантер часто возгорались, поэтому в танке Е100 была установлена очень мощная система охлаждения с двумя электровентиляторами. Многие экземпляры этих моторов прекрасно сохранились до нашего времени и экспонируются во многих музеях мира.

Элементы танка E-100

Е-100 имеет расчетный вес 140 т. Мотор Maybach HL-230 обеспечивал 650 л.с. мощности. Таким образом, на каждые 1 л.с. приходилось 215 кг, что весьма странно. Это все равно, что на среднюю легковую машину массой 1,5 т поставить моторчик от скутера на 7 л.с. Тем не менее, по инженерным расчетам Е-100 мог развивать скорость 40 км/час или 11 м/сек.

Трансмиссия была заказана у того же производителя, что и двигатель. Немецкий танк Е-100 оснастили блоком OG-401-216В. Это модернизированная трансмиссия с танков Тигр II. Дифференциальный механизм поворота также был взят без изменений.

Вооружение танка Е-100: гаубица 150-170 мм, пулеметы 12 мм

Танк Е-100 планировалось оснастить мощной гаубичной пушкой 150 или даже 170 мм. Поскольку подвижные гаубицы такого калибра в то время уже выпускались десятками тысяч, в вооружении ничего инновационного не было. Пушка комплектовалась стандартной панорамой Герца для прицеливания и амортизаторами. Снаряд калибра 150 мм весом 50 кг заряжался вручную. Автоматические системы заряжания на такой калибр не разработаны. Дополнительное вооружение включало в себя несколько пулеметов, стандартных для танков того времени.

E-100 в бою

Особенности конструкции танка Е 100

Ходовая часть имеет шахматное расположение катков. На первый взгляд это решение выглядит абсурдным, так как очень затрудняет ремонт ходовой в полевых условиях. На самом же деле шахматное расположение вызвано огромным весом машины. При одной и той же длине гусеницы число катков в таком положении будет на 50% больше, чем при классическом однорядном. Такой конструктивный прием значительно продлевал срок службы резинового покрытия катков.

Довольно необычно для того времени выглядит применение защитных экранов для гусениц. Позднее это решение перейдет во все современные танки. Защитные экраны были не простыми щитками от грязи, а мощными броневыми плитами толщиной 65 мм. В сборке защитные экраны ставятся в последнюю очередь, поэтому на опытном образце, прерванном на 85% готовности, они установлены не были.

Корпус и остальные детали танка были перевезены англичанами для дальнейших исследований. Башня на танк так и не была установлена. Вместо нее был поставлен массо-габаритный макет. Башня имела столь огромные размеры, что в ней размещалось три места экипажа: командир, наводчик и заряжающий. Большая высота обеспечивала отличный обзор, но делала машину заметной. Впоследствии вся конструкция танка была порезана на металлолом, но предварительно были сделаны фотографии, модели, чертежи, было снято как можно больше конструктивных параметров.

Модель E-100

Вопреки распространенным мифам сверхтяжелые танки серии Е100 не планировались в массовое производство. Старт их разработкам был дан в мае 1942. Конструкторско-исследовательскую группу возглавил Э. Книпкамп, занимавший на тот момент должность главного конструктора отдела испытаний танкового вооружения. Старт проекта был личной инициативой Книпкампа. Работы по конструированию он доверил различным фирмам, не связанным с производством танков для фронта. Естественно, работы продвигались весьма медленно.

Обзор серии «Е» – это 10 моделей танков. Самый легкий из них весил 10 тонн, самый тяжелый — 180. Разработка проекта Е-100 началась в июне 1943 г. Окончание работ было в день капитуляции. Любопытно, что в конце 1944 года Гитлер издал указ, запрещающий все дальнейшие работы по всем проектам сверхтяжелых танков, но для Е-100 было сделано исключение. С чем было связанно такое решение именно в отношении Е-100 — неизвестно.

E-100 на марше

Основной упор в серии «Е» делался на инновационные решения конструкционных узлов, а не на массовое производство. Сверхтяжелый, неуязвимый для привычных противотанковых орудий танк даже в одном экземпляре мог провести прорыв фронта. Все дело в грамотном боевом применении и сопровождении танка пехотой.

Комментировать
1
  • Василий

    “Сверхтяжелый, неуязвимый для привычных противотанковых орудий танк даже в одном экземпляре мог провести прорыв фронта.”
    Того участка фронта, над которым не действовала авиация противника.
    Я такого участка не припоминаю.
    Далее.
    140 тонн. На чем его перевозить ? Своим ходом ? Ресурс, видимо, бесконечный.
    “Для сравнения, современные танки в самом тяжелом классе редко когда имеют вес более 55 тонн.”
    Абрамс М1А2СЕП3.-63 тонны.
    Леопард 2А7-62 тонны.
    Челленджер 2-62 тонны.
    Остальные танки-несерьезные.
    ” Танк планировалось оснастить гаубичной пушкой 150 или даже 170 мм.”
    У Германии вообще не было пушек-гаубиц.
    “Планируемое к установке орудие менялось вместе с вариантами башен. В самом начале это было 12.8 см KwK 44 L/55 и спаренное 7.5 см KwK 37 L/24. После этого инженеры решили установить 15 см KwK 44 L/38, ради которого и была спроектирована вторая башня. Позже оказалось, что это орудие с незначительными недоработками ставится и в первую из башен. А в вариант фирмы Адлер должно было устанавливаться всё то же 15 см KwK 44 L/38 или огромное и сверхмощное 17,3 см KwK 44.”
    “подвижные гаубицы такого калибра в то время уже выпускались десятками тысяч,”
    Какие десятки тысяч ? Хорошо, если сотнями выпускали.
    Автор ! Учите матчасть !

Комментарии для сайта Cackle