Оценивать, сравнивать и после утверждать то, какой танк сегодня является самым лучшим – занятие неблагодарное и некорректное. Эти бронированные монстры, несмотря на очевидный прогресс в развитии средств ПТО, продолжают оставаться королями на поле боя. Ни в одной армии мира нельзя не встретить бронетанковые части. В эпоху тотального господства авиации и ракетной техники ни одна современная армия не обходится без танков, так как именно эта боевая машина является основным средством вооружения сухопутных войск. Можно добиться превосходства в воздухе, разбомбить ракетным ударом основные объекты инфраструктуры и узлы обороны противника, однако наземная операция была и остается ключевым фактором достижения успеха.
В этом аспекте именно танки и пехота продолжают оставаться решающими инструментами, с помощью которых можно добиться окончательной победы. Ни фронтовая авиация, ни артиллерия не могут самостоятельно обеспечить победу. Вся основная боевая нагрузка, связанная непосредственно с уничтожением противника на суше ложится на плечи бронетанковых и пехотных частей. От того, насколько эффективно взаимодействуют танк и пехота на поле боя, насколько хорошо подготовлены экипажи бронированных машин и каково техническое оснащение танка, зависит конечный результат. Это может быть либо жесточайшее поражение, либо стремительный и ошеломляющий успех.
Так было в годы Второй Мировой войны. Подобным образом использовались танки во время Корейской войны и на фронтах арабо-израильских конфликтов, периодически вспыхивавших на Ближнем Востоке. Во время этих событий танки использовались массово и в больших количествах. Военные конфликты современности – операция «Буря в пустыне», чеченская компания в России и вооруженный конфликт на Юго-Востоке Украины наглядно показали – танки продолжают оставаться важнейшим аргументом на поле боя.
Каков он – современный танк?
Новые танки, которые в настоящее время стоят на вооружении ряда стран – это все те же закованные в броню тяжелые машины, выполненные по традиционной схеме. Конструкция по-прежнему сохранила традиционную для этого вида вооружений компоновку – мощная броня, высокая маневренность и подавляющая огневая мощь. Придумывать что-то новое, чтобы сделать бронированную машину более эффективной и непобедимой на поле боя, не позволяют технологические ограничения. Увеличить толщину брони не позволяют весовые ограничения. Установить на танк дополнительно еще другие виды вооружений – приведет к утяжелению всей конструкции.
По данным военных и экспертов, танки в современном бою живут не более 10-15 минут. Вкладывать огромные средства в создание машины, которая может быть потеряна в начале боя, не рентабельно и нерационально. Исходя из этого, нынешние конструкции стараются совершенствовать основные узлы и элементы машин, повышая огневую мощь танка, улучшая его навигационные характеристики и средства защиты. Итоги военных конфликтов, тактика применения бронетанковых частей, развитие других родов войск и появление совершенных средств вооружения наложили свой отпечаток на конструкцию боевой машины.
Сегодня основной акцент при создании танков делается на усиление бронирования, на улучшение прицельных приспособлений и на оснащение техники новейшими средствами связи. Насколько эта работа успешна, может показать только использование новых машин в боевой обстановке. Все остальное, сравнение тактико-технических характеристик машин, выпускаемых в США, В России, в Германии и в Украине – голая теория. Однако, несмотря на это, на фоне продолжающейся гонки вооружений, принято сравнивать машины, стоящие на вооружении армий разных стран. Для этого регулярно проводятся рейтинги, своеобразный ТОП лучших машин, в которых участвуют танки нового поколения. По результатам таких рейтингов можно сделать анализ развития танкостроительной области в современных условиях, получить реальную картину танковой мощи на сегодняшний день.
Соревнование в борьбе за приз. Чьи танки можно считать лучшими?
С момента первого появления танка на поле боя прошло чуть более 100 лет. Долгое время мировое танкостроение было разделено между тремя основными центрами: советская конструкторская школа, американская и европейская. Долгое время и в Европе, и в США к танкам относились как к средству сопровождения пехоты. Только в Германии и в Советском Союзе бронетанковые части являлись ударными соединениями. Вторая Мировая война внесла свои коррективы не только в политическое устройство мира, но и обозначила двух самых основных игроков мирового танкостроения – СССР и США. В этих странах танковая отрасль развивалась более динамично и последовательно.
В течение последующих 20-30 лет советские и американские конструкторы являлись законодателями мод в танкостроительной отрасли. Итогом такой здоровой конкуренции стало появление в обеих странах лучших в своем классе машин, которые определили на будущее развитие всей отрасли. Советские Т-55, Т-64 и Т-72 стали самыми массовыми машинами в послевоенной истории. Не отставали от них и их американские собратья – танки М24 «Чаффи», М26 «Першинг» и М60, ставшие на долгие годы основными противниками бронетехники советского образца. Со временем к этой когорте машин подтянулись модели, созданные в Англии и в Германии. В 70-х годах англичане имели у себя танк МкV «Чиффтен», а немцы сумели снова удивить мир, выпустив свой первый послевоенный танк «Леопард».
В большинстве своем все машины, так или иначе, были схожи, отличаясь некоторыми элементами конструкции. Советские танки считались более мощными по вооружению и обладали лучшей маневренностью, западные образцы несли мощную броню, отличались лучшими эксплуатационно-техническими показателями. Ярким примером достижений советской танковой школы, является разработка российских конструкторов, создавших новый танк России «Армата». Машина своим появлением должна перевернуть классическое представление о танке, каким мы его привыкли видеть. Основное серийное производство должно развернуться в 2020 году.
Все остальные страны-производители стараются скопировать уже существующие модели, взяв от них самое лучшее. Заметных успехов на этом поприще добились все те же англичане и французы. Немцы, как обычно, сумели создать бронированные машины, которые по многим аспектам превосходят все существующие аналоги. Не сидели, сложа руки, израильтяне и японцы.
К середине 80-х годов XX столетия на рынке вооружений четко обрисовались контуры 10-15 стран, которые претендуют в той или в иной мере на право называться танковыми державами. Новая техника в большинстве случаев отвечает веяниям времени и уже не является простыми копиями лучших американских или советских боевых машин. Каждая из стран старается самостоятельно создать новый средний или как сейчас принято называть, основной танк, современный и боеспособный. В этом плане, соревнование, развернувшееся между странами, напоминает гонку военно-морских вооружений, которая охватила мир с появлением дредноутов.
Бывшая советская и американская школа танкостроения продолжают оставаться лучшими
С развалом Советского Союза ситуация на танковом Олимпе в корне не изменилась. Как и прежде лидирующие позиции занимает Россия, США, Германия, Великобритания и Франция. Российская Федерация, как правопреемница СССР, с ее сильнейшими традициями в танкостроении и мощнейшими танковыми заводами на Урале продолжает создавать конкурентноспособную технику.
В России не стали изобретать велосипед, а просто взяли и провели глубокую модернизацию лучшего детища советского танкопрома – танка Т-72. На базе этой машины в середине 90-х годов появился практически новый танк Т-90. Несмотря на внешнее сходство со своим предшественником, новый российский танк являет собой принципиально новый подход в создании бронированной боевой машины. Российские конструкторы сделали ставку на улучшение командного модуля. В Т-90 другая башня, которая оснащена дополнительными системами активной и пассивной защиты. Ставка делалась на то, чтобы башня российской машины была способна выдерживать попадание танковых снарядов всех известных на сегодняшний день зарубежных образцов. В российской армии танк Т-90 «Владимир» был в 1992 году принят на вооружение. На 2017 год в строевых частях сухопутных войск находится 350 танков этой модификации, еще около 200 машин находятся на хранении.
Основные тактико-технические характеристики почти похожи на те, которыми обладал танк Т-72:
- боевая масса 47 тонн;
- основное орудие – гладкоствольная пушка калибром 125 мм;
- двигатель мощностью 1000 л/с;
- скорость хода по шоссе 65 км/ч;
- экипаж машины 3 человека.
Как видно из приведенных параметров, в российской машине сохранилась традиционная и классическая схема. Танк является скоростной бронированной платформой, хорошо вооруженной и защищенной. Наличие современной оптики и электроники обеспечивает машине эффективное применение ночью и в условиях плохой видимости. Машина обошлась российскому военному бюджету в 4 млн. $. Основная масса выпущенных машин ушла на экспорт. Крупнейшими покупатели российской машины стали Индия и Алжир.
Продолжателем советских традиций можно назвать машину, созданную в Украине. В Харькове на танковом заводе им. Малышева, в конструкторском бюро, создавшем в свое время легендарную «тридцатьчетверку», разработали бронированную боевую машину БМ «Оплот» – новый танк Украины. На деле это та же концепция в действии, что и в случае с российской машиной Т-90. Только украинские танкостроители взяли за основу вариант проекта Т-80: машины, которую выпускали харьковчане последние годы существования Советского Союза. В результате внесения в конструкцию серьезных изменений на свет появилась практически новая бронированная машина, быстрая, мощная и хорошо оснащенная, как электроникой, так и вооружением.
Украинская машина получилась универсальной подвижной платформой. На танке стоит мощный 1200 сильный дизельный двигатель. Масса боевой машины составляет 51 тонну. В перерасчете на мощность двигателя в украинской машине самая высокая удельная мощность. Основные ТТХ БМ «Оплот» следующие:
- вооружение 125 мм гладкоствольная пушка;
- броня комбинированного типа, с активной и пассивной защитой;
- скорость хода 70 км/ч по шоссе и 45 км/ч по пересеченной местности;
- запас хода 500 км.
Управление машины осуществляется экипажем, состоявшим из 3-х человек. Стоимость танка БМ «Оплот» составляет 4,8 млн. долларов США. На вооружении ВСУ стоит всего 10 машин, которые были выпущены из первой опытной партии. Основное производство осуществляется под заказ для поставки в Таиланд. Всего по условиям контракта Украина должна поставить 49 боевых машин.
Не стоит тут описывать преимущества немецких танков «Леопард 2», английских машин «Челенджер 2», израильских танков «Меркава» и южнокорейской машины. Эти машины имеют примерно сходные тактико-технические характеристики с российской и украинской разработкой. Во многом эти страны повторили в своих изделиях технические параметры лучшей на сегодняшний день боевой машины. Основной боевой танк, который может на сегодняшний день похвастаться огромный боевым опытом, остается американский танк М1 «Абрамс». Эта машина, созданная еще в середине 70-х годов и поступившая на вооружение армии США в 1981 году, стала самым массовым и продаваемым танком в мире.
Всего за эти годы было выпущено более 10 тыс. машин, из которых только львиная доля приходится на зарубежные поставки. Сегодня танки М1 «Абрамс» и его модификации стоят на вооружении армии Египта и Австралии. Американские танки стоят на оснащении армии Ирака, Кувейта и Марокко. К тому же не стоит сбрасывать со счетов, что американец является машиной, которая неоднократно принимала участие в боевых действиях.