WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Танк «Шерман» — самый массовый американский танк времён Второй Мировой войны

Танк Шерман
Танк Шерман

Средний танк американского производства «Шерман» прошёл несколько войн 20 века, но всемирную известность он получил во время Второй Мировой войны, став одним из самых массовых средних танков в мире, уступив пальму первенства лишь советским Т-34 и Т-54. Своё название этот танк получил от британцев, которые дали его в честь американского генерала Уильяма Шермана, так как танки модели М4 поставлялись в Британию в больших количествах.

Русским танкистам танк «Шерман» М4А2 тоже был хорошо знаком. По ленд-лизу США поставили советской армии около 4 000 танков м4 «Шерман», оснащённых дизельными двигателями. Попасть служить на американский танк «Шерман» считалось большой удачей, так как его уровень комфорта был на порядок выше любого танка советского производства. Огромное впечатление на советских танкистов производила кофеварка, которая считалась штатным оборудованием и была установлена внутри танка М4А2.

Памятник Шерману
Памятник Шерману

История танка «Шерман», как он появился и почему стал таким популярным

История появления танка «Шерман» началась ещё в 1939 году. Именно тогда американцы решили разработать свой средний танк, так как во всей армии США средних танков было около трёх сотен, а европейские танковые армады производили огромное впечатление на американцев.

Первым американским танком стал М2. Данный танк не участвовал в боях, так как его вооружение и броня оказались слишком слабыми. Поняв, что без мощной пушки толку от среднего танка мало, американские конструкторы разработали средний танк М3 «Ли». Данный так имел неплохое орудие, но его маневренность была сильно ограничена, что было недопустимым для средних танков. Американским конструкторам пришлось срочно разрабатывать новую боевую машину. Переходной моделью между М3 и М4 «Шерман» был прототип, получивший индекс Т6, в конструкции которого использовались узлы от М3 и принципиально новая компоновка.

Шерманы в строю
Шерманы в строю

В 1942 году появился новый средний танк М4 «Шерман». Кроме модификации М4А2 (которая поставлялась в СССР), существовало ещё 7 различных модификаций, среди которых был и знаменитый танк М4А3Е8 «Sherman». Кроме того, на базе М4 было построено множество специальных боевых машин и САУ.

Обзор танка «Шерман»

Танк М4 «Шерман» позаимствовал у среднего танка М3 множество основных узлов:

  • Мощный двигатель;
  • Ходовую часть;
  • Трансмиссию;
  • Вооружение.

Несмотря на это, его внешний вид совершенно не напоминал М3, так как корпус танка «Шерман» получил традиционную компоновку для танков Германии и СССР, а главное получил вращающуюся башню, избавившись от главного недостатка М3 «Ли».

Экипаж танка «Шерман» состоял из 5 человек. Водитель-механик и стрелок-радист находились в передней части танка, остальные трое – в башне. Общий вес среднего танка «Шерман» составлял 30 тонн.

Особенности корпуса среднего танка «Шерман»

Корпус Шермана очень высок
Корпус Шермана очень высок

Хотя компоновка корпуса танка стала традиционной (по сравнению с его предшественником М3 «Ли»), он всё равно выделялся на фоне других средних танков из-за своей высоты. К такому нестандартному конструкторскому решению пришлось прибегнуть из-за особенности двигателя, который был разработан для авиации. Конструкторы не подумали, что высокий танк будет отличной мишенью для врага, кроме того, его устойчивость тоже оставляла желать лучшего.

Корпуса всех модификаций танка «Шерман» были изготовлены из бронеплит, которые сваривались между собой. Качество сварки и подгонки деталей было на высоком уровне. Литьевой метод решили не использовать, так как это значительно усложняло производство, не говоря о повышении себестоимости танка.

Верхняя лобовая броня была изготовлена из 7 частей, качество сварки между которыми было особенно высоким. Нижняя часть лобовой брони сначала соединялась с помощью болтов, но после многочисленных жалоб, её стали делать цельной. Толщина брони лобовой части танка составляла 50 мм, хотя была сильно ослаблена из-за люков для приборов наблюдения, которые были убраны в процессе модернизации. Бортовая броня корпуса была толщиной 38 мм, корма имела такую же толщину.

Главной особенностью брони танка «Шерман» было качество и особенности металла, который использовался для её производства. Металл был достаточно вязкий, что хотя и снижало прочность, но прекрасно удерживало осколки, не позволяя им проникать внутрь корпуса танка.

В днище танка имелся аварийный люк, через который экипаж мог быстро покинуть подбитую машину. Люк механика-водителя, который располагался на крыше корпуса танка, был сделан весьма неудачно, так как его крышка откидывалась вверх и могла задавить водителя при повороте орудия танка. После нескольких таких инцидентов конструкторы изменили систему открывания люка, сделав его сдвигаемым в сторону.

Боекомплект также располагался не очень удачно – часть его находилась вдоль бортов, что гарантировало смерть экипажу при попадании снаряда в борт танка. Этот недостаток был устранён в 1944 году, когда боеукладка была перенесена на дно танка.

Башня танка «Шерман»

Башня танка
Башня танка

Башня танка «Шерман» была литой, за счёт чего получилось сделать её цилиндрической формы, что увеличивало шанс рикошета в случае попадания. Лобовая броня башни была толщиной в 76 мм, а «маска», защищающая орудие имела толщину брони в 89 мм. Угол наклона лобовой брони башни был равен 60 градусам. Борта и корма башни получили одинаковую толщину брони, которая составляла 51 мм.

Поворот башни осуществлялся с помощью электрогидравлики или полностью электрического привода (это зависело от конкретной модификации «Шермана»). Поворот башни мог осуществляться и за счёт ручного привода, причём повернуть башню на 360 градусов можно было за 15 секунд. Слева в башне находился заряжающий, справа наводчик и командир за ним.

Вооружение среднего американского танка «Шерман»

Первые модели М4 оснащались 75 миллиметровой пушкой, которыми оснащались танки М3. Позже, на «Шерман» были установлены:

  • Защитная маска орудия, которой не было у танка М3;
  • Мощный спаренный пулемёт;
  • Качественный телескопический прицел для наводчика.

Орудие имело вертикальную стабилизацию, которая осуществлялась с помощью гироскопа. По своей эффективности орудие на танке М4 практически ни чем не отличалось от советской пушки Ф-34, которой оснащались танки Т-34. Орудие танка «Шерман» достаточно эффективно расправлялось с немецкими танками ранних годов выпуска.

С появлением новых моделей немецких танков серий «Тигр» и «Пантера» остро стал вопрос о замене старого орудия на что-то, способное пробить толстую броню новых немецких танков с достаточного расстояния. Таким орудием была выбрана модель М1, калибра 76,2. Данное орудие выпускалось в нескольких вариантах.

Вспомогательным оружием на американском среднем танке «Шерман» служили пулемёты, которых было несколько штук:

  • Пулемёт наводчика был спарен с пушкой и имел калибр 7, 62. Данный пулемёт оснащался электроспуском;
  • Пулемёт стрелка-радиста был такой же модели, как и пулемёт наводчика, только располагался он в шаровой установке. Общий боезапас двух пулемётов составлял 4 750 патронов;
  • Командир танка располагал турельной установкой с мощным зенитным пулемётом калибра 12,7 мм. Данный пулемёт имел боезапас в 300 патронов.

Хотя пулемёты являлись вспомогательным оружием, иногда с их помощью удавалось спасти танк от поражения.

Двигатели и трансмиссия танка «Шерман»

Двигатель Шермана
Двигатель Шермана

Первым двигателем, из-за которого танк и получил такую высоту корпуса, стал Continental R975 C1, развивающего мощность 350 л.с. Кроме этого, «Шерманы» оснащались ещё 4 различными двигателями:

  • М4А2 получил спарку из двух дизельных двигателей GM 6046 мощностью 375 л. с. Так как советские танкисты привыкли к дизельным танкам, пришлось выпустить дизельную модель «Шермана», получившую индекс М4А2;
  • Модификация М4А3 получила самый мощный двигатель в гамме (V8Ford GAA), развивающий 500 сил;
  • М4А4 оснащался длинным двигателем Chrysler A57 multibank, из-за которого корпус танка пришлось немного удлинить;
  • М4А6 был оснащён дизелем Caterpillar RD1820, но эта модель была непопулярной, так как дизельный двигатель был откровенно неудачным.

Для того, чтобы прогреть двигатель и зарядить аккумулятор, танк «Шерман» был оснащён дополнительным двигателем небольшого объёма.

Трансмиссия танка располагалась в передней части корпуса, что служило дополнительной защитой для экипажа в случае лобового попадания в корпус танка.

Коробка передач на среднем танке «Шерман» была пятиступенчатая, а система поворотов осуществлялась путём применения двух раздельных тормозов гусениц, которые управлялись рычагами, оснащенными сервоприводами.

За все годы выпуска танка М4 трансмиссия не подвергалась значительным изменениям, так как её конструкция показала себя эффективной и надёжной. Единственными изменениями стали замена управления стояночным тормозом с ручного на ножное и установка литой защиты трансмиссии.

Ходовая часть танка «Шерман»

Подвеска танка М4 была практически полностью скопирована с танка М3, получив только незначительные изменения конструкции. На каждой стороне танка находились три опорные тележки, с прикреплёнными к ним двумя катками и установленными вертикально буферными пружинами. Данный тип подвески называется «Vertical Volute Spring Suspension», что можно перевести одним словом «вертикальная».

В 1945 году данная подвеска подверглась глубокой модернизации, в результате которой получила двойные катки и горизонтальные пружины, оснащённые амортизаторами с гидравлической системой. Новая подвеска называлась «Horisontal Volute Spring Suspension», или горизонтальная. Подвеска нового типа дала танку улучшенную проходимость и повышенную ремонтопригодность. В результате того, что плавность хода танка увеличилась, для пехоты появилась возможность вести огонь, не слезая с брони танка.

Участие танка «Шерман» в различных боевых конфликтах 20 века

Шерман - фотоснимок с поля боя
Шерман — фотоснимок с поля боя

Танки М4, различных модификаций, участвовали не только во Второй Мировой войне. Они активно участвовали в Корейской войне и различных израильских и пакистанских военных конфликтах.

Первое боевое «крещение» танки «Шерман» прошли в 1942 году, в составе армии Британии, куда они попали в качестве военной помощи. Первый бой состоялся 23 октября под Эль-Аламейном. Американские танки М4 столкнулись с немецкими PzKpfw III и PzKpfw IV. В этом бою танки «Шерман» показали, что могут на равных конкурировать с немецкими средними танками, так как обладают сбалансированными характеристиками защиты, вооружения и маневренности.

В ноябре этого же года танки М4А2 стали поступать в армию СССР, где был принят на вооружение в качестве среднего танка, эквивалентного по эффективности Т-34 (хотя его защита была слабее).

Сами американцы впервые применили «Шерманы» в 1942 году в Тунисе. Хотя само сражение, которое произошло 6 декабря, привело к огромным потерям бронетехники со стороны американцев, танки М4 показали себя весьма эффективно.

6 июня 1944 года американские средние танки «Шерман» столкнулись с новыми немецкими танками серий «Тигр» и «Пантера». Это столкновение показало, что «Шерманы» не способны пробить мощную броню новых немецких танков на значительном расстоянии, после чего их стали оснащать более мощным оружием калибра 76 мм.

В ходе Корейской войны «Шерманам» с 76 мм орудием пришлось столкнуться с советскими танками Т-34-85. Данное столкновение показало, что модернизированные американские танки, с новым орудием, вполне могут противостоять советскому среднему танку Т-34-85, превосходя их по обзору и комфорту для экипажа.

В ходе Корейского конфликта
В ходе Корейского конфликта

Танки серии М4 «Шерман» называют одними из лучших средних танков времён Второй мировой войны. Их мобильность и надёжность позволяли применять эти танки в любых военных операциях. Единственными серьёзными недостатками М4 были высокий расход топлива и низкие показатели маскировки.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них