Советские послевоенные танки

Лис пустыни — советский танк Т 55

СОДЕРЖАНИЕ
0
25 ноября 2017

Советский Союз вышел из Второй Мировой войны мощной военной державой. Основной силой СССР являлись его многомиллионная сухопутная армия, вооруженная тысячами танков и артиллерийскими орудиями. Советские танки стояли в центральной Европе, наводя ужас на страны западной демократии. Наладив в тяжелейших условиях страшной войны массовое производство военной техники, Советский Союз сумел создать самые мощные и многочисленные танковые войска. В области танкостроения Советы находились в числе лидеров, имея огромный практический опыт в создании прекрасных образцов боевых бронированных машин. Советский танк Т-34 завоевал пальму первенства лучшего танка Второй Мировой войны, на смену ему пришли не менее удачные боевые машины, сумевшие подтвердить реноме СССР в качестве ведущей танковой державы.

Советские послевоенные танки

Советские бронированные машины послевоенного поколения — это модель Т 54 и ее усовершенствованная версия, танк Т 55. Это были уже принципиально новые модели, воплотившие в себе все самое лучшее, чем располагала советская танкостроительная отрасль. Именно эта машина стала символом советской военной угрозы первого периода холодной войны. Новые советские танки не только на бумаге имели превосходные характеристики, но и доказали свои высокие тактико-технические характеристики на поле боя во время многочисленных вооруженных конфликтов второй половины XX века.

Танк Т-55

Как создавался новый советский танк

После войны основной инженерно-технической базой, занимающейся разработкой танковой техники, снова стало конструкторское бюро машиностроения, работающее на самом крупном танковом заводе страны «Уралвагонзавод». Уральские специалисты успешно освоили производство лучшего танка Второй Мировой войны. Машина Т-34 выпускалась в огромных количествах, став на долгие годы основной боевой машиной не только в Советской Армии, но и десятках армий других стран.

Имея такой огромный опыт в создании бронированной техники, было не сложно создать новую машину, отличающуюся не только улучшенными боевыми характеристиками, но и отвечавшую современным условиям боевых действий. Появление ядерного оружия заставило конструкторов военной техники во всем мире искать пути по созданию эффективных элементов защиты военной техники и ее экипажей от поражающих факторов оружия массового поражения.

Танк Т-55 на ядерном полигоне

Советский послевоенный танк Т-54 и его модификация Т-54Б были неплохими машинами, однако в условиях локального применения ядерного оружия, эти машины могли стать братской могилой для своих экипажей. Требовалась новая техника, способная полноценно действовать на поле боя в условиях применения атомного оружия.

Работы в этом направлении начались в 1957 году на заводе №183. Первоначально разработкой нового танка занимались в инициативном порядке, однако уже в скором времени стало ясно, что новый танк лучше своего предшественника. Серийное производство танка Т-54Б позволяло максимально использовать наработанный на предприятии технологический ресурс и производственную базу. Новый танк получил обозначение объект 155. Первые опытные машины имели башни от танка Т-54Б и были готовы в декабре 1957 года. В течение зимы 1957-58 гг. новые боевые бронированные машины проходили государственные испытания, которые показали правильность выбранного пути и реализацию инженерно-технических решений. В мае 1958 года вышло Постановление Совета Министров СССР о принятии на вооружении Советской Армии нового танка под обозначением Т 55.

Схема Т-55

Машина получилась настолько удачной, что ее производство осуществлялось в течение 21 года. Советский танк выпускался не только в Советском Союзе. Производство бронированной машины осуществлялось в Польше, в Чехословакии и в Румынии. С конвейера всех предприятий сошло более 23 тыс. боевых бронированных машин, которые поступали не только на оснащение армий стран Организации Варшавского Договора, но и массово экспортировались в арабские страны, и в Северную Корею. Созданная почти 60 лет назад, машина Т 55 остается на вооружении некоторых стран и в наши дни, продолжая быть вполне боеспособными и эффективными боевыми единицами.

Главная отличительная особенность конструкции нового советского танка заключалась в наличии у него системы противоатомной защиты. Это позволяло использовать боевую машину в условиях применения ядерного оружия, как стратегического плана, так и тактического варианта. Помимо этого последующая модернизация модели Т 55 до вариантов Т 55АД (1983 год) и Т 55 АМ (1985 год) имела цель увеличить ходовые возможности машины и увеличить живучесть танка. Этому способствовала установка на бронированную машину комплекса активной противотанковой защиты «Дрозд», которая увеличивала защиту танка в условиях активного противодействия систем ПТО на поле боя. К другим качественным улучшениям следует отнести:

  • мощность дизельного двигателя В-55 увеличена на 60 л.с.;
  • танк имел автоматическую дымовую аппаратуру, работающую за счет впрыска топлива в выхлопные коллекторы;
  • увеличенный боекомплект основного орудия с 34 до 43 выстрелов;
  • пуск двигателя осуществлялся при помощи воздушного компрессора;
  • наличие в танке системы пожаротушения «Роса»;
  • планетарный бортовой редуктор.

Серийное производство

Оптика танка также имела механизмы очистки, улучшающие обзорность танка в условиях плохой видимости. На новой модели танка Т 55 отсутствовал зенитный пулемет, который на предыдущей модели танке Т-54 устанавливался на башне. По мнению конструкторов в современных условиях военных действий, когда скорости реактивной авиации значительно выросли, надобность в зенитных средствах отпала. Как оказалось потом, это было ошибочное решение. Появление вертолетов и штурмовой авиации, работающей на допустимых скоростях, создало для новых советских танков настоящую проблему. Когда в середине 60-х годов на поле боя появились ударные вертолеты, лишенные возможности оказывать противодействие воздушному нападению, советские танки стали нести большие потери. Эта ошибка была вскоре исправлена и зенитный пулемет ДШК калибром 12,7 мм быстро вернули на прежнее место.

Отличалась в танке и система заряжания артиллерийского орудия. Механизм подачи был выполнен в полуавтоматическом режиме. Выстрелы подаются к казеннику орудия, после чего заряжающий уже досылает выстрел в канал ствола.

Башня танка Т-55 внутри

По бронированию новинка советского танкопрома не отличалась от своего предшественника. Литая башня имела разную толщину стенок, начиная с 65 мм в кормовой части и заканчивая 200 мм стенкой в лобовой части. За счет применения активной защиты «Дрозд» самое уязвимое место танка борта и кормовая часть получили дополнительную защиту. Вооружение среднего танка Т 55, как и модели Т-54Б было таким же. В башне устанавливалась 100-мм нарезная пушка. Это орудие прекрасно себя зарекомендовало еще в ходе Второй Мировой войны, во время которой советские СУ-100 молотили немецкий танковый зверинец на любых дистанциях.

Ходила советская машина довольно резво. Мощный дизель обеспечивал танку скорость на шоссе 50 км/ч, при движении по пересеченной местности машина развивала ход в 25-30 км/ч.

Серийное производство советского танка Т 55

После принятия новой бронированной боевой машины серийное производство было развернуто сразу на трех танковых заводах. В Харькове выпуском новой техники занимался завод №75, на Урале новую машину строил завод-гигант №183. В качестве вспомогательного производства выпуск танков Т 55 был налажен на Омском заводе опытного машиностроения №174. Из цехов советских заводов за все годы серийного выпуска вышло 20 тыс. машин всех модификаций. Более 3000 тыс. танков в различных модификациях было выпущено в Польше и в Чехословакии. Румыния, не имеющая мощной производственной базы, изготовила в 70-х года 400 танков TR-580 и TR-77, которые были лицензионной копией советской машины.

Румынские танки на базе Т-55

Такое большое количество танков, выпущенных в Советском Союзе, объясняется тем, что советские танковые заводы имели хорошо отлаженный производственный цикл. Сама конструкция машины также была достаточно простой и надежной, что делало ее удобной и практичной в последующей эксплуатации. Египетские танки, потерянные в ходе Войны Судного дня, ремонтировались на египетских заводах и в полевых условия силами арабских специалистов. Из 441 машин, потерянных в ходе боевых действий, большая часть Т 55 была восстановлена. Подкупала неприхотливость машины в боевых условиях. Танковый двигатель прекрасно себя чувствовал в экстремальных условиях, как в жарком и засушливом климате, так и в условиях господства низких температур.

Для своего времени советский танк был современной боевой машиной. Такая тенденция сохранялась и в 70-е годы, однако появление за рубежом новых танков третьего поколения, американских «Абрамс М1», немецких «Леопард 2», французских «Леклерк» и британских «Челленджер 2» заставили советских конструкторов пойти на существенную модернизацию Т 55, которая пришлась на 80-е годы XX века. В результате ряда технических решений удалось повысить защиту машины от прямых попаданий противотанковых ракет и кумулятивных снарядов за счет установки встроенной динамической защиты. Постоянно увеличивалась мощность двигательной установки. На смену устаревшему дизельному двигателю В-55 пришел двигатель В-46-5М, обладающий мощностью 690 л/с.

Модернизация Т-55

Все перечисленные меры только на некоторое время позволили увеличить технологический ресурс танка-долгожителя. К тому же пушка Д-10ТГ2 уже не отвечала современным требованиям. Ее снаряды не могли справиться с броней бронированием иностранных машин, которая у некоторых моделей доходила до 500 мм. На смену советским танкам Т 55, даже прошедшим модернизацию, стали поступать новые бронированные боевые машины. С 1980 года основными танками в Советской Армии становятся машины третьего поколения Т-80, модернизированные танки Т-64БВ и Т-72Б.

Несмотря на это, «55» продолжал оставаться на вооружении Советской Армии. На долю этих машин выпала основная нагрузка во время боевых действий, которые вел ограниченный контингент советских войск в ДРА. Продолжала машина использоваться в вооруженных силах Войска Польского, в Народной Национальной Армии ГДР и Чехословакии. В 2017 году, спустя 61 год с момента запуска в серию, машину окончательно сняли в вооружения. Большая часть машин передана на консервацию и на долговременное хранение.

Т-55 в Сайгоне

Если в СССР боевая служба танка т 55 подошла к концу, то в некоторых странах третьего мира, в Африке и в Азии советская машина продолжает оставаться в боевом строю. Возможность усовершенствования и проведение модернизации малыми силами, надежность основных узлов и агрегатов существенно продлевают эксплуатационный ресурс машины.

Боевое применение

Советский танк, выпускаемый в больших количествах, можно смело назвать самой экспортируемой машиной. В различных модификациях машина поставлялась в Египет и в Сирию. Машина стояла на вооружении воюющих армий Пакистана и Индии. Большое количество танков получила Ливия и Ирак. Можно смело говорить, что Т 55 стал танком пустыни. Основные военные действия, в которых принимали участия советские машины, проходили в условиях пустыни и полупустыни.

Танки Т-55 в Сирии

Арабо-израильские войны стали самым крупным испытательным полигоном для советской техники. Первый боевой опыт пришелся на 1967 год, когда вспыхнула очередная Шестидневная война между коалицией арабских государств и Израилем. Наиболее массовое участие советских танков Т 55 отмечено в 1973 году во время войны Судного дня, когда египетские и сирийские войска сумели нанести израильской армии ряд чувствительных поражений. С обеих сторон в ходе военных действий принимало участие до 2000 танков Т 55, стоящих на вооружении танковых дивизий Египта, Сирии и Израиля.

Индо-пакистанский конфликт 1971 года также не обошелся без участия советских машин. В армиях обоих государствах имелись и Т 54 и Т 55. По окончанию военных действий Индия закупила у Советского Союза до 1000 машин. Пакистан тоже не остался в стороне, подписав контракт на поставку более крупной партии, около 2000 машин.

Уничтоженные иракские танки

Одним из самых крупных и продолжительных военных конфликтов, в котором принимал участие советский танк Т 55, стала Ирано-иракская война 1980-1988 года. Машина составляла основу танкового парка Иракской армии. Участвовала эта машина и в последующей Первой войне в заливе. Здесь уже старенькой машине пришлось противостоять новейшим танкам «Абрамс М1» и британским танкам «Челленджер 2». Результаты боевых столкновений иракских танковых дивизий с коалиционными войсками явно не в пользу первых. Советские машины уже не могли конкурировать на равных с новыми американскими и британскими танками.

Эпоха активного боевого участия советского танка Т 55 подошла к логическому завершению.

Комментировать
0
    Это интересно