Советский Союз являлся едва ли не единственной страной в мире, в которой строительству танков уделялось наибольшее внимание. Начиная с середины 20-х годов XX века, СССР становится мировой кузницей стальных монстров. В стране выпускалось огромное количество бронированных машин различных модификаций в количествах, превышающих объемы производства этого вида вооружения по всем другим вместе взятым странам. Несмотря на то, что технически советские танки не всегда являлись образцом инженерной мысли, советский танк БТ по праву можно назвать одной из самых успешных разработок в мировом танкостроении. Эта машина имела больше всего модификаций и выпускалась в огромных количествах, уступая по числу сошедших с конвейера моделей только легендарному и всемирно известному Т-34.

БТ на колесах
Легкий, быстроходный танк БТ вместе с другой машиной, танком Т-26, составлял основу танкового парка РККА в предвоенные годы. На этой машине советские добровольцы в составе интернациональных бригад сражались в Испании. Эти машины принимали участие в финской компании 1939-40 гг., а также активно использовались в ходе боев с японскими войсками на реке Халкин-Гол летом-осенью 1939 года. К началу Великой Отечественной войны в составе танковых бригад, находящихся в военных округах на западной границе СССР, танки серии БТ и Т-26 составляли 70% танкового парка. Именно этим машинам и пришлось принять на себя первый удар немецких войск, вторгшихся 22 июня 1941 года. Несмотря на то, что количественно советские танковые части превосходили в несколько раз бронированную группировку противника, разгрома избежать не удалось. Сказалось тактическое и стратегическое превосходство немцев, даже учитывая тот факт, что морально устаревшие танки БТ-5 и БТ-7 на голову превосходили немецкие бронированные машины Pz-I и Pz-II, на равных могли сражаться с основным немецким танком Pz-III. Вторая половина 1941 года стала финальной лебединой песней советских легких танков довоенной постройки.

БТ и вермахт
А как все лихо начиналось
Термин «быстроходный танк» появился именно в Советском Союзе, в стране, где была принята военная доктрина ведения военных действий только на территории вероятного противника, быстро и стремительно. Именно бронетанковым соединениям эта доктрина отводила ведущую роль в ходе последующих военных конфликтов. Танк должен был стать теперь не только оружием поддержки пехоты на поле боя, но и превратиться в самостоятельный наступательный инструмент. Соответственно перед бронированными машинами ставились и новые требования, которые отвечали бы поставленным тактическим задачам.
Советский Союз одним из первых внес изменения в концепцию развития бронированных гусеничных машин, создав колесно-гусеничные танки. По замыслу Высшего военного руководства в СССР армия нуждалась в легких быстроходных танках, способных в отличие от традиционных самоходных бронированных машин быстро преодолевать большие расстояния. Для этого планировалось использовать комбинированный вид движителя – колесно-гусеничный, т.е. машина передвигалась по пересеченной местности на гусеничном ходу, а вот для движения по дорогам или в городских условиях, танк мог использовать колесный тип движителя. Именно такой машиной и должен был стать легкий танк БТ, созданный советскими конструкторами в начале 30-х годов.

Танк Кристи
Сама идея колесно-гусеничного танка была взята советскими конструкторами извне. Еще в 20-х года американский конструктор Джон Уолтер Кристи сумел создать бронированную машин, способную одновременно двигаться на гусеницах и на колесах. Для этого опорные катки у транспортного средства делались такого же диаметра, как и автомобильные колеса. Соответственно, задние катки становились ведущими, а передние колеса могли обеспечить необходимый маневр. На гусеничном ходу танк Кристи представлял собой обычную бронированную машину, способную передвигаться по пересеченной местности. Со снятыми гусеницами бронированная техника становилась колесным транспортным средством с двумя задними ведущими колесами. Самое интересное, что во время смены способа передвижения, танк не надо было ни опускать, ни поднимать. Для начала движения в скоростном режиме достаточно было снять гусеницы и уложить их на специальные полки.
На американском танке был установлен авиационный двигатель, который позволял машине при движении на колесах по дороге с твердым покрытием развивать скорость свыше 100 км/ч. Несмотря на инновационное техническое и инженерное решение, американское армейское ведомство отвергло разработку Джона Кристи.

БТ-2 первой серии
В СССР, наоборот, к разработке американца отнеслись со всей серьезностью. В ходе поездки представительной группы советских конструкторов и военных в США было приобретено у Джона Кристи две готовые ходовые платформы, получившие названия «Оригинал 1» и «Оригинал -2». В таком виде американская разработка появилась на танковом полигоне в Советском Союзе, где было решено провести первые ходовые испытания. Первые результаты приятно удивили представителей военного ведомства. Колесно-гусеничные машины показали хорошие скоростные данные, как при движении по пересеченной местности на гусеницах, так и во время пробега по шоссе.
Почему танк с таким вариантом движителей стал и интересен советским военным? Ответ кроется в том, что существующие на тот момент гусеничные танки МС-1 не отличались высокой скоростью передвижения. Более новый Т-26 также имел ограниченный ресурс по запасу хода. Для танковых соединений того времени основной болячкой были:
- недостаточный моторесурс;
- слабая гусеничная база;
- малый запас хода.
Слабая материальная база, недостаточно надежная конструкция не позволяли танковым соединениям своим ходом осуществлять переброску с одного района дислокации на другое. Колесно-гусеничный танк мог сразу решить эти проблемы, сделав бронетанковые части высокомобильными военными формированиями. Результатом испытаний опытных образцов стало заключение Испытательного отдела автомобильно-танкового Управления РККА о перспективности дальнейшей разработки быстроходного танка БТ-Кристи с целью усовершенствования отдельных узлов и агрегатов машин.

Оригинал 1
Базовым предприятием для последующей организации выпуска нового танка для нужд РККА стал Харьковский паровозостроительный завод. Уже через год в мае 1931 года было принято решение начать строительство для оснащения РККА быстроходными танками БТ системы Кристи. Новый танк с индексом БТ-2 с установленной харьковскими танкостроителями башней был запущен в серию.
Таким образом, в случае с «бэтэшками» путь от опытного образца до серийной машины был пройден всего за один год. Темпы налаживания серийного производства в Советском Союзе были стремительные. Это касается не только танка БТ, но и его собрата, гусеничного танка Т-26, так же закупленного за рубежом у английской компании «Виккерс».
Серийное строительство. Особенности конструкции советских быстроходных танков
Первые модели легких танков БТ-2, сошедшие с заводского конвейера, уже осенью 1931 года были продемонстрированы Высшему руководству страны и народу во время военного парада 7 ноября 1931 года. Танк имел хорошие скоростные характеристики и мог достаточно быстро прокатиться по ровной дороге. Все остальное, энерговооруженность, броня, огневые средства и средства управления нуждались в доработке. Сказывалась недостаточная квалификация советских инженеров в области современного танкостроения.

БТ-2
Самым слабым местом советской новой машины стала броня. С момента появления самого первого танка БТ-2 и до самых последних модификаций от этой детской болезни советские конструкторы так и не смогли избавиться. Были попытки усилить бронирование машины, однако обычное утолщение броневых листов не давало нужного результата. Существовавшее ограничение по массе бронированной машины и слабый двигатель не позволяли наращивать толщину брони. Одной из основных причин слабости бронирования быстроходных советских танков БТ являлась конструкция и конфигурация корпуса машины. Противопульная броня, которая являлась на тот момент основной для всех бронированных машин, вполне удовлетворяла боевым задачам. Ни одна страна в мире не имела эффективных противотанковых средств борьбы, соответственно надобность установки на боевые машины противоснарядной брони отсутствовала. На новых советских быстроходных танках серии БТ броня составляла всего 10-13 мм. При этом угол наклона броневых листов практически был равен нулю.

БТ-2 БТ-5
Танк БТ-2 стал первым, пробным звеном в последующей линейке советских быстроходных танков. Машина выпускалась всего два года, с 1931 по 1933 год. Было выпущено более 600 экземпляров. На танке была установлена 37 мм пушка и один пулемет калибром 7,62 мм. Танк, как и его американский прототип, оснащался авиационным двигателем мощностью 400 л.с.
На заметку: Несмотря на то, что серийное производство танков БТ-2 было прекращено в 1933 году, некоторые машины продолжали стоять на вооружении сначала РККА, а потом и Советской Армии вплоть до 1944 года. Основная масса первых советских «бэтэшек» была потеряна в ходе Советско-финской войны и в первых боях на советско-германском фронте. Оставшиеся машины в незначительном количестве продолжали до 1944 года находиться на оснащении танковых бригад Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов.
Далее последовали этапы модернизации машины, итогом которых стало появление более новой модели танка с индексом БТ-5. Сказать, что машина была серьезно модернизирована, нельзя. Единственным существенным изменением стала установка более экономичного и выносливого танкового двигателя. В сравнении со своим предшественником танком БТ-2 новая машина получила и новое вооружение. Главный калибр был представлен 45-мм пушкой. По своим огневым характеристикам советский танк явно превосходил все существующие на тот момент зарубежные аналоги. Ни у немцев, ни у англичан, ни у французов не было машины с таким вооружением. Новая модификация также выпускалась недолго – с 1933 по 1934 год. Всего было выпущено 1884 машины. Однако этим машинам пришлось впервые пройти испытания реальными боевыми действиями. Именно в Испании советские быстроходные танки БТ-5 прошли боевое крещение.

Бт-5 в Испании
Советские танки, вооруженные 45 мм пушкой и способные стремительно передвигаться из города в город, позволяли республиканским войскам быстро и эффективно наносить удары по мятежным войскам. Усиленное бронирование, которое было опробовано на этой пятой модификации, только временно решало проблему. На этой модели советские конструкторы и военные опробовали все возможные варианты технического усовершенствования машины, начиная со средств управления и заканчивая вариантами защитного и огневого усиления.
Легкий танк БТ-7 – лебединая песня советских быстроходных танков
Участие в военных действиях танков БТ-5 показало недостаточную броневую защиту советских быстроходных танков. Противник умудрялся выводить танки республиканцев из строя огнем обычной артиллерии и ручными гранатами. Имея превосходство в скорости, советские «бэтэшки» нередко отрывались от собственной пехоты, утрачивая элемент прикрытия. Противопульная броня не спасала советских танкистов от воздушных атак. Немало советских танков было сожжено немецкими летчиками, которые на своих Ю-87 штурмовали позиции республиканцев.
Появившаяся следующая модификация быстроходного танка БТ-7 стала попыткой советских конструкторов сделать более современную боевую машину, обладающую не только высокими скоростными характеристиками и огневой мощностью, но и лучшей защищенностью.

БТ-7
Броня была увеличена в лобовой части до 22 мм. Основные части корпуса и башни теперь имели 15 мм броню. Увеличилась мощность двигателя. Все это привело к тому, что в отличие от своего предшественника, новый танк имел массу уже почти 15 тонн. Делая обзор танка БТ-7 можно сказать, что эта модификация стала заключительным этапом на пути совершенствования бронетанковой техники с колесно-гусеничным движителем. Боевая эксплуатация показала ошибочность теории. Передвигаться танкам на колесах приходилось очень редко, а скорость для бронированной машины не является в современных боевых условиях превосходством над противником.

БТ-7 разбитый
С танками БТ-7 Красная Армия вступила Великую Отечественную войну. Итог первых сражений был неутешительным. В первых боях был потерян практически весь танковый парк советских фронтов. Далее лишь на некоторых участках советско-германского фронта, где не имелось плотной вражеской системы ПТО, использовались БТ. Немало советских быстроходных танков последних модификаций дожили до последних дней Второй Мировой войны, участвуя в разгроме Квантунской группировки японских войск в августе 1945 года.