WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

ЗИЛ-111 – единственный достойный конкурент советской «Чайки»

Советский лимузин ЗИЛ-111

ЗИЛ-111 – это самый мощный и комфортабельный лимузин за всю советскую эпоху. Хотя автомобиль выпускался около восьми лет и очень ограниченным тиражом, творение завода имени Лихачёва навсегда осталось в анналах советского автомобилестроения.

История разработки ЗИЛ-111

ЗИЛ-111

История знаменитого лимузина от завода имени Лихачёва началась в конце 1940-х годов, когда знаменитый ЗИС-110 устарел по сравнению с зарубежными аналогами. В связи с этим в 1948 году была предпринята первая серьёзная модернизация.

Модернизированный автомобиль технически не отличался от базовой модели, но его кузов получил совершенно другую форму, скопированную с американского «Паккарда» 1948 модельного года. Уже тогда новую модель неофициально называли ЗИС-111, но это был только опытный образец.

ЗИС-110 продолжали выпускать вплоть до 1958 года (в 1956 его переименовали в ЗИЛ-110), но работы по созданию совершенно нового лимузина представительского класса были в самом разгаре. Уже в 1956 году конструкторы смогли выставить на всеобщее обозрение прототип ЗИС-111 «Москва», который дебютировал на Всесоюзной Сельскохозяйственной выставке. Несмотря на то, что в разработке использовались передовые достижения американского автомобилестроения, да и кузов нового автомобили напоминал «Кадиллак» и «Бьюик» тех годов, машина не смогла привлечь внимания зрителей.

Машина получилась внешне невзрачной и незапоминающейся, поэтому руководство завода ЗИЛ объявило конкурс на лучшую разработку нового автомобиля. Кроме почти готового к серийному производству лимузина «Москва», который разрабатывал Ростков, достойным внимания стал проект дизайнера с Горьковского автомобильного завода Еремеева. Этот человек работал над созданием ГАЗ-21 и ЗИМ-13, более известного под именем «Чайка».

Естественно, что создавая проект автомобиля ЗИЛ-111, Еремеев отталкивался от уже готовых своих набросков, которые он делал на заводе ГАЗ. Тем не менее, ему удалось разработать машину, которая отличалась от «Чайки» как внешне, так и конструктивно.

Внешнее сходство советских автомобилей с лучшими американскими моделями

ЗИЛ-111 на стоянке

Ещё до начала Великой Отечественной войны советские автомобильные заводы закупали лучшие образцы американского автомобилестроения, стараясь копировать их основные узлы. После войны, когда техника, поступающая по ленд-лизу доказала свою надёжность, этот процесс стал массовым. Начиная с 1950 года, ЗИЛ приобрёл для изучения следующие модели автопрома США:

  • Несколько бьюиков различных годов выпуска;
  • Два линкольна «Космополитен»;
  • Несколько кадиллаков;
  • Паккарды;
  • Плимуты;
  • Крайслеры различных модификаций.

Все эти шикарные образцы тщательно изучались, после чего передавались в НАМИ. В настоящее время в это трудно поверить, но послевоенные советские автомобили создавались с учётом новейших тенденций в мировом автомобилестроении.

Не стоит считать, что советские инженеры-конструкторы слепо копировали американские модели, их пропорции и техническое оснащение могло быть совершенно другим. Но вот что касается дизайна, то в облике ЗИЛ-11 сразу прослеживаются «фамильные» черты семейства лимузинов «Паккард».

Автомобили начали серийно выпускать с 1958 года, но в 1962 году было решено их модернизировать внешне. Новый ЗИЛ-111Г получил обновлённый дизайн передней части, которая являлась практически полной копией новейших автомобилей фирмы «Кадиллак».

Особенности конструкции ЗИЛ-111

Задний бампер ЗИЛ-111

Попытка создания в 1956 году обновлённого ЗИС-110 позорно провалилась. И дело было даже не в том, что база и техническое оснащение автомобиля остались на прежнем уровне. Просто новый кузов оказался совершенно невзрачным, что и предопределило его дальнейшую судьбу. Группа конструкторов завода имени Лихачёва под руководством Островцова приняла решение полностью переделать не только кузов, дизайн которого разработал Еремеев, но и всю техническую часть лимузина.

Новый ЗИЛ-111, который появился в 1958 году, совершенно не походил на модель предыдущего поколения. Для стандартного советского человека дизайн лимузина был чем-то невероятным. Но дипломаты, которым приходилось бывать в США, безошибочно узнавали в нём Паккард «Карибеан». ЗИЛ-111 получил мощный шестилитровый двигатель, работающий в паре с автоматической коробкой передач. Так как лимузин не должен был обладать характеристиками гоночной машины, передач было только три: две передних и одна задняя.

Комплектация автомобиля, который выпускался в конце 1950-х годов, даже сегодня поражает воображение:

  • Стёкла с электроподъёмниками;
  • Штатный кондиционер (начиная с 1959 года);
  • Аудиосистема, представляющая собой радиоприемник, оснащенный функцией автоматической настройки. Особенностью данной системы была возможность управления с заднего сиденья;
  • Гидроусилитель руля.

Конструкторы основательно поработали и над тормозной системой автомобиля. Теперь водителю не нужно было прилагать массу усилий при нажатии на педаль. Вакуумный усилитель делал нажатие на педаль тормоза лёгким и непринуждённым.

ЗИЛ-111 получился очень комфортабельным, но его цена и особенности конструкции не делали его простым в производстве. Автомобиль выпускался на протяжении четырёх лет.

Различные модификации лимузина ЗИЛ-111

Модификация ЗИЛ-111

ЗИЛ-111 в его первоначальном виде выпускался вплоть до 1962 года. Начиная с этого года, на протяжении последующих четырёх лет, выпускалась модификация ЗИЛ-111Г. Этот автомобиль был создан благодаря стремительно развивающемуся североамериканскому автопрому. В начале 1960-х годов в США вошли в моду машины с обилием хромированных деталей и массивными решётками воздухозаборников.

Обновлённый ЗИЛ получил следующие изменения:

  • Новую форму ветрового стекла;
  • Задние фонари круглой формы;
  • Молдинги новой формы;
  • Более мощный и тяговитый двигатель.

На базе обновлённого лимузина также выпускали кабриолеты. Они получили индекс ЗИЛ-111Д. Первый кабриолет был создан через полгода после дебюта обновлённой модели. Эта машина через несколько месяцев была подарена Фиделю Кастро, который приезжал в Москву с дружеским визитом. Сам Никита Сергеевич Хрущёв вручал ключи от автомобиля кубинскому лидеру.

Через некоторое время собрали ещё несколько открытых ЗИЛ-111Д, четыре из них предназначались для торжественных военных парадов. Широкой публике данные автомобили удалось увидеть только в 1967 году, когда праздновали 50-летие революции. До этого в них просто не было нужды, так как в строю находились предыдущие модификации кабриолетов, которые использовались несколько раз в год и были в идеальном состоянии.

По официальным данным, за всё время производства ЗИЛ-111 было собрано около 115 штук автомобилей. Сколько из них сохранилось в настоящее время – неизвестно. Очень редко они появляются в продаже, но цена может доходить до 100 000 долларов.

«Чайка» или ЗИЛ-111 – что лучше?

ГАЗ-13 "Чайка" и ЗИЛ-111

Многих любителей ретро-автомобилей часто волнует вопрос, какой из этих знаменитых лимузинов эпохи Советского Союза лучше, и какой пользуется большей популярностью. Что касается распространённости, то ГАЗ-13 «Чайка» был выпущен в количестве 3 179 экземпляров, что превышало общее количество ЗИЛ-111 более чем в 30 раз. А вот для того чтобы определить, какая машина лучше, нужно их сравнить. Вот основные отличия этих двух представительских автомобилей:

  • Первое, на что обращается внимание, – это молдинги автомобилей. У «Чайки» они значительно рельефнее и выражены более ярко. Молдинги ЗИЛ-111 придают силуэту автомобиля стремительность;
  • Перед у ЗИЛ-111, особенно у моделей 111Г и 111Д, выглядит более массивно;
  • Длина ЗИЛ-111 составляет более 6 метров, а «Чайка» короче на полметра;
  • Весь облик лимузина завода имени Лихачёва намекает на агрессивность;
  • Задние фонари у двух автомобилей имеют одинаковую форму, но дизайн ГАЗ-13 более современный;
  • Двигатель ЗИЛ тяжелее. Его объём больше на пол-литра, хотя мощность всего на 5 л.с превышает мощность двигателя ГАЗ;
  • Вес «Чайки» значительно меньше, так как её двигатель и КПП легче. Да и сам автомобиль меньше, изящнее и спокойнее;
  • До первой «сотни» ЗИЛ разгоняется на 3 секунды медленнее, чем ГАЗ;
  • По расходу топлива «Чайка» опять лидирует — 23 литра против 30 у ЗИЛ-111.

По отделке салона обе машины находятся примерно на одинаковом уровне. Так как дизайн был скопирован с американских представительских автомобилей, качество материалов находится на высшем уровне. Даже сейчас, если за ними хорошо ухаживали, они выглядят вполне достойно.

Что касается обслуживания, ремонта и эксплуатации, то «Чайка» конструктивно намного проще, поэтому её ремонт и обслуживание значительно проще, чем у лимузина от завода Лихачёва. Вообще, ЗИЛ — это парадный автомобиль военных, весь его облик наполнен силой, массивностью и агрессивностью. «Чайка» более сглаженный автомобиль, который подходил для гражданских чиновников и партийных деятелей.

Отреставрированный ЗИЛ-111

ЗИЛ-111 представляет собой лимузин премиум-класса, который навсегда останется в истории российского автомобилестроения. Их до сих пор можно иногда увидеть на военных парадах некоторых стран СНГ.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них