WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

ЗИЛ-114 – первый советский лимузин, сделанный по проекту советских дизайнеров

Советский лимузин ЗИЛ-114 выпускался с 1967 года. До 1978 года Завод имени Лихачёва успел выпустить 113 экземпляров. Лимузин отличался оригинальным дизайном, который уже не копировал изделия американского автопрома. Кроме ЗИЛ-114, на заводе в 1971 году был создан седан ЗИЛ-117, который разрабатывался в качестве автомобиля сопровождения, и по своему дизайну копировал правительственный лимузин.

История создания автомобиля ЗИЛ-114

Лимузин ЗИЛ-114

Лимузины завода имени Лихачёва, ещё с того времени, как он назывался ЗИС, всегда поражали советских людей своей изысканностью и роскошью. Первые опытные образцы были созданы в 1966 году, в количестве трёх экземпляров. Уже первые модели отличались наличием нового карбюраторного двигателя, который имел алюминиевый блок цилиндров.

ЗИЛ-114 был высокотехнологичным автомобилем для своего времени, и отличался применением новейших разработок в сфере автомобилестроения:

  • Все колёса получили дисковые тормоза;
  • Рулевая колонка стала регулируемой по высоте;
  • Передняя подвеска была бесшкворневой на торсионных стержнях;
  • Все стёкла в машине были оснащены электроподъёмниками;
  • Водительское место от пассажирского отсека отделили стеклянной перегородкой, которая тоже была снабжена электроприводом;
  • Стёкла на лимузин устанавливались атермальные. Летом они не пропускали жару, а зимой не запотевали.

Особенностью лимузина было максимальное акцентирование на комфорте пассажиров. Водителю оставалось очень мало места, поэтому рулевая колонка откидывалась для более удобной посадки. Отсек для пассажиров имел следующие опции:

  • Микроклимат;
  • Задний диван, имеющий два сиденья, регулируется в нескольких положения, причём регулировки отдельные для каждого из мест;
  • Практически 100% звукоизоляция.

Технические характеристики ЗИЛ-114 имели следующие параметры:

  • Тип кузова – семиместный лимузин;
  • Длина – 6 305 мм;
  • Ширина – 2 068 мм;
  • Высота – 1 540 мм;
  • Двигатель ЗИЛ-114 шестилитровый, мощностью в 300 л.с;
  • Коробка передач двухступенчатая автоматическая;
  • Максимальная скорость – 190 км/ч.

Данные технические параметры сделали из ЗИЛ-114 настоящую автолегенду СССР, которая была доступна только для нескольких десятков избранных.

Технические особенности советского лимузина

Фары ЗИЛ-114

Лимузин имеет мощную раму. Это было сделано для повышения уровня безопасности. Рама имеет высокую жёсткость на скручивание и весьма устойчива даже к сильным ударам. Подвеска для автомобиля тех годов была выполнена безукоризненно. Даже при резком старте и торможении машина не «приседает» и не «клюёт» носом. Во время скоростного прохождения поворотов ЗИЛ-114 практически не кренился. Передняя подвеска машины на продольных торсионных стержнях. Задняя – зависимая, на обычных рессорах. Тормозная система имеет каскадную систему усилителей. За счёт установки дисковых тормозов на все колёса, машина тормозила даже по сегодняшним меркам отлично.

За все годы производства, кроме стандартных лимузинов, было выпущено ещё несколько машин с огромным люком над пассажирским рядом сидений. Это давало возможность партийным руководителям приветствовать людей, не выходя из машины. Кроме того, один из лимузинов ЗИЛ-114 стал «донором» для производства пикапа для киносъёмок.

Особенности двигателя ЗИЛ-114

ЗИЛ-114 на выставке

Разработка двигателя для нового правительственного лимузина была начата ещё в 1962 году. Новый мотор был революционной конструкции: впервые на Заводе имени Лихачёва использовали блок цилиндров из алюминиевого сплава. Этим данный двигатель и отличался от всех своих предшественников. Новый мотор для правительственного лимузина должен был значительно превосходить все предыдущие разработки, поэтому инженеры ЗИЛ оборудовали его четырёхкамерным карбюратором и транзисторной системой зажигания. В результате этого семилитровый мотор развивал 300 л.с, что на 30% и более превышало мощность двигателя его предшественника.

Самым интересным моментом в истории разработки нового мотора является тот факт, что его разрабатывали исключительно для использования в лимузинах для правительства Советского Союза. Его никогда не планировали использовать для установки на военную или сельскохозяйственную технику. Новый мотор предполагалось использовать в связке с автоматической коробкой передач, которая устанавливалась на ЗИЛ-111. Несмотря на высокую надёжность данного агрегата, он совершенно не предназначался для работы с более мощным мотором, поэтому автоматическая коробка всё время дорабатывалась и модернизировалась.

В 1966 году начались работы по проектированию новой автоматической коробки передач, которая предназначалась исключительно для работы в связке с двигателем ЗИЛ-114. Данные работы продолжались в течение 9 лет, поэтому только с 1975 года машины начали комплектоваться новым агрегатом.

История появления фирменной эмблемы «ЗИЛ»

Эмблема ЗИЛ

Мало кто знает, что фирменная эмблема Завода имени Лихачёва появилась только благодаря лимузину ЗИЛ-114. До этого все эмблемы автомобилей ЗИС-ЗИЛ были различными, а на бланках завода имелись только изображения медалей, которые присваивались заводу в разные годы. Эмблему «ЗИЛ», которая стала официальной на долгие годы, создал талантливый конструктор-кузовщик И. Сухоруков. Он придумал её для лимузина ЗИЛ-114.

Скорее всего, она так бы и осталась только на ЗИЛ-114, но заместителю начальника экспериментального цеха завода Матерову она очень понравилась. Он приложил все усилия, чтобы данную эмблему выбрали в качестве официального логотипа завода. Для этого он подговорил рабочих изготовить небольшую партию нагрудных значков с эмблемой, и позвал директора завода Бородина на своеобразную презентацию. Директору эмблема понравилась, и он подписал приказ о присвоении её официального статуса.

Утверждение эмблемы произошло 15 января 1972 года. Именно эта дата считается днём рождения официального логотипа Завода имени Лихачёва.

Модификации ЗИЛ-114 и история появления медицинского варианта

Модификация ЗИЛ-114

За все годы производства советских лимузинов ЗИЛ-114 было выпущено несколько модификаций данного автомобиля:

  • ЗИЛ-114Е – лимузин оборудованный средствами специальной связи и оснащённый экранированной системой зажигания;
  • ЗИЛ-114К – автомобиль с бронированным кузовом;
  • ЗИЛ-117 – седан сопровождения, сделанный на укороченной базе ЗИЛ-114;
  • ЗИЛ-114ЕА – медицинская модификация правительственного лимузина. Постоянно включалась в кортеж Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева, начиная с 1974 года.

Что касается медицинского варианта лимузина, то история его появления очень интересная. В 1972 году Леонид Ильич Брежнев перенёс свой первый инсульт. В результате этого происшествия было принято решение включить в кортеж медицинский транспорт, оснащённый всем необходимым оборудованием для оказания первой медицинской помощи. Главным требованием по созданию медицинского автомобиля было то, чтобы он органично вписывался в кортеж правительства.

В результате медицинский автомобиль был создан на базе ЗИЛ-114. Эта машина должна была обеспечить оказание первой помощи и доставку генерального секретаря в больницу с максимальным комфортом. Так как состояние здоровья Брежнева тщательно скрывалось, врачам из медицинского автомобиля было запрещено носить белые халаты.

Одновременно с медицинским автомобилем на базе ЗИЛ-114, был дан государственный заказ на создание автомобилей скорой помощи на базе автомобиля «Чайка». Они предназначались для оказания первой помощи и транспортировки высших партийных чинов в госпитали и больницы. Медицинский ЗИЛ-114 был собран в единственном экземпляре, а «Чайки» для чиновников были собраны в количестве 15 экземпляров.

Для инженеров Завода имени Лихачёва создание универсала на базе правительственного лимузина оказалось нелёгкой задачей. Основная проблема была в том, что в машину должна была поместиться специальная медицинская техника. Хотя конструкция рамы лимузина позволяла сделать на её базе универсал с минимальными переделками, из-за установки медицинского оборудования нарушалась развесовка автомобиля.

Инженерам пришлось переделывать всю компоновку кузова. Внутри салона поместили носилки, а по бокам находились сиденья для трёх врачей и специальные ящики для медицинского оборудования и специализированных инструментов.

ЗИЛ-114 оказался первым советским лимузином, который показал всему миру, что инженеры-конструкторы Завода имени Лихачёва способны не только копировать американские автомобили, но и разрабатывать свои модели с нуля.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них