Военные действия на полях сражений Второй Мировой войны стали свидетельством того факта, что отныне авиация становится одним из решающих факторов для достижения победы над противником, как в тактическом плане, так и в стратегическом. На сухопутном фронте свидетельством растущей мощи авиации сначала стала «Битва за Англию». Чуть позже авиация продемонстрировала свою силу при бомбардировках союзнической авиацией городов Германии и во время массированных налетов американской авиации на японские острова. На море картина от действия авиации была более еще впечатляющей. Атака в декабре 1941 года Японией американской базы Перл-Харбор, битва у атолла Мидуэй и разгром японского флота в заливе Лейте продемонстрировали всему миру боевые возможности авианосцев и авиации морского базирования. Американские авианосцы оказались наиболее эффективным и действенным инструментом для ведения войны на океанских просторах.
С этого момента авианосец становится ключевой фигурой в разыгрываемой геополитической шахматной партии. Соединенные Штаты Америки стали единственной страной в мире, которая с окончанием Второй Мировой войны обладала подавляющей военно-морской мощью. Послевоенное развитие событий и «холодная война» только упрочили позиции США на арене мировой геополитики. Нынешние сила и могущество Америки держатся на военно-морской силе, где пальма первенства принадлежит авианосцам.
Авианосцы США – инструмент военно-политического влияния
Соединенные Штаты с окончанием Второй Мировой войны стали ведущей мировой державой. Этому способствовали набравшая силу американская экономика и состояние вооруженных сил страны. Никогда прежде США не имели такой мощной армии и военного флота. В отличие от других стран, участвующих в глобальном конфликте, Америка вышла из войны с самыми мощными и современными военно-морскими силами. К линкорам и крейсерам, спущенным на воду в течение войны и считавшимися основными боевыми единицами флота, американцы сумели добавить огромный авианосный флот. Это несмотря на то, что потери американских ВМС во время военных действий на море были достаточно ощутимы. За годы войны с американских верфей сошли 151 авианосец, часть из которых продолжала долгую службу, часть была пущена в скором времени на слом.
Учитывая тот факт, что львиная доля американских авианосных судов, спущенных на воду в годы войны, приходится на эскортные авианосцы, такие темпы строительства военных судов поражают воображение и вызывают восхищение. Если строительство эскортных кораблей было поставлено на поток и здесь главным было количество, то постройка полноценных боевых кораблей требовала куда больше времени, больших технических усилий и ресурсов. Несмотря на это со стапелей было спущено 20 тяжелых авианосцев, которые своим участием положили начало разгрому японского флота. Следует отметить высокий технологический уровень, который удалось сохранить американским судостроителям при постройке новых судов. Это неизбежно отразилось на боевых характеристиках кораблей, которые на долгое время стали хрестоматийными. Американские тяжелые авианосцы типа «Эссекс», вошедшие в строй еще в период военных действий, оказались настолько успешными, что еще длительное время оставались самыми современными и мощными военными кораблями в мире.
Заложенная при строительстве авианосцев военного периода концепция тяжелого авианосца, сохранилась на долгие годы, став примером для последующего развития кораблей этого класса. После войны США продолжали наращивать свою военно-морскую мощь, клепая крупные военные суда быстрее всех в мире. Авианосцы стали основной боевой и ударной силой флота и со временем превратились в эффективный военный инструмент демонстрации американской внешней политики.
После войны на американских верфях строились тяжелые авианосцы с обычной силовой установкой. Размеры судов постоянно увеличивались, совершенствовались системы обеспечения воздушных судов. Это были уже не просто плавучие боевые платформы, перевозившие большое количество боевых самолетов и обеспечивавшие техническое обеспечение авиационной группировки. Теперь это были настоящие плавучие города, обладающие колоссальной огневой мощью и огромными техническим ресурсом. Появление реактивной авиации привело к стремительному увеличению размеров и водоизмещения судов. Вместе с кораблями типа «Эссекс» основу боевой мощи американского флота составляли авианосцы типа «Индепендес», Первыми послевоенными авианосцами в американских ВМС стали корабли типа «Эссекс», «Индепендес», «Мидуэй» и «Сайпан». Проверенные в боях тяжелые авианосцы типа «Эссекс» и «Мидуэй» оказались наиболее удачными. Подтверждением тому служит количество судов этих типов, построенных на американских верфях.
Корабли действительно были очень хорошими. Именно они составили основу авианосного флота ВМС США в послевоенный период. Для тех кораблей, которым было не суждено пройти горнило войны на Тихом океане, в начале 50-х годов представилась хорошая возможность показать себя, участвуя в Корейской войне.
Боевые корабли этих типов продолжали строиться в послевоенные годы, составляя основу боевой мощи американских ВМС. Некоторые американские корабли по праву можно назвать долгожителями, прослужившими почти пол столетия. Последние авианосцы типа «Эссекс» и «Мидуэй» были выведены из состава ВМФ США только в начале 90-х годов. Отдельные суда военной постройки были переданы Франции и Испании, странам союзникам США по блоку НАТО или стали музейными экспонатами.
Тяжелые многоцелевые авианосцы — козырная карта Соединенных Штатов
По стоимости строительства и расходов на содержание авианосцы сравнялись с военными бюджетами целых стран. Несмотря на огромные затраты, связанные со строительством судов этого класса и их содержание, правительство США продолжало строить новые авианосцы, наращивая свою военно-морскую мощь.
Следующим этапом в развитии авианосца стали корабли типа «Форрестол». Это были уже огромные корабли. Водоизмещение стремительно выросло, достигнув отметки в 80 тыс. тонн. Длиной полетной палубы корабль превосходил авианосцы типа «Мидуэй» на целых 20 метров. Причина такого быстрого роста размеров и водоизмещения новых кораблей стало стремительное развитие авиации. Поступившие на вооружение армии и флота США истребители «Фантом» обладали огромной скоростью, могли нести большую бомбовую нагрузку. Соответственно для таких машин требовалась полетная палуба большей длины, увеличилась площадь ангаров. Экипаж такого монстра составлял уже свыше 4 тыс. человек.
Всего было построено 4 корабля этого типа, головной корабль CVN-59 «Форрестол», CVN-60 «Саратога», CVN-61 «Рейнджер» и CVN-62 «Индепендес». Этим кораблям выпала судьба принять участие в военных действиях в Юго-Восточной Азии. С американских авианосцев взлетали для бомбардировки вьетнамских городов самолеты «Скайхок» и «Фантом». Американский флот сосредоточил в Тонкинском заливе крупные военно-морские силы, среди которых одновременно в разные периоды присутствовало 3-4 авианосца.
Следует отметить, что во время Вьетнамской войны выявились слабые стороны современных авианосцев. В процессе боевых действий, существенно возросла интенсивность полетов. Самолеты находились прямо на палубе в полном боевом оснащении, что неизбежно приводило к возникновению чрезвычайных происшествий. Корабль, на палубе которого одновременно находилось столько боевой техники и вооружений, представлял собой пороховой погреб. Аварии и частые пожары стали постоянными спутниками авианосцев ВМС США.
Для справки: Примечателен пожар, вспыхнувший на палубе авианосца CVN-59 «Форрестол» 25 июля 1967 года. Причиной возгорания, в результате которого пожар на палубе бушевал полдня, стал случайный самопроизвольный пуск авиационной ракеты «Zippo». Инцидент стал самым громким в истории военно-морского флота США в послевоенный период. Флот потерял 131 человека, а 161 человек получило ранения различной степени тяжести. Помимо людских жертв флот недосчитался 21 самолета. Сам корабль получил тяжелейшие повреждения корпуса и надстроек. На сенатских слушаниях поднимался вопрос о списании корабля из состава флота ввиду большого технического ущерба. Общий ущерб от пожара составил 72 млн. долларов в ценах 1967 года.
Катастрофа с авианосцем «Форрестол» наглядно показала, насколько такие огромные боевые суда являются беззащитными и беспомощными. Для того, чтобы вывести огромный корабль из строя достаточно одного ракетного удара и пороховая бочка сама взлетит на воздух. Американский флот понес значительные потери в небоевых условиях. Требовались кардинальные меры по усилению живучести боевых судов этого класса. Результатом анализа катастрофы в Южно-Китайском море стали не только усиление средств контроля взлета и посадки самолетов на палубу авианосцев, но и совершенство средств противопожарной безопасности на кораблях. Следующие корабли, заложенные и спущенные на воду в середине 60-х годов, оказались на порядок успешнее и безопаснее.
Авианосцы типа «Китти Хоук» представляли собой последний вариант развития тяжелого ударного авианосца с обычной силовой установкой. Благодаря внедрению в конструкцию кораблей новых технологий суда получили огромный технический ресурс, обеспечивший им долгую и успешную боевую службу. Корабли этого типа являлись в 80-х годах основными авианосными силами ВМФ США.
Именно эти корабли участвовали в налетах американской авиации на Ирак в ходе Первой войны в Персидском заливе в 1991 году, оказывая поддержку американским частям и войскам союзников. Последним боевым применением боевых судов типа «Китти Хоук» стала бомбардировка сербских позиций во время военной операции сил НАТО в Боснии и Герцеговине в 1992-1995 гг.
Атомная энергия в эпоху господства авианосцев
Важно отметить тот факт, что в разные периоды, в эпоху политических кризисов и во время экономического спада Америка продолжала строить крупные боевые суда. Этот процесс подстегивала гонка вооружений, где ВМС США соревновались с военно-морских флотом СССР, роль мирового полицейского, которую после Второй Мировой войны выполняли Соединенные Штаты. Военно-морское командование и Комитет Начальников Штабов стремился постоянно поддерживать военно-морское присутствие во всех горячих точках планеты США на постоянном уровне. Для этого требовалось иметь не только многочисленный боеспособный флот, состоящий из надводных кораблей и подводных лодок, но и специально подготовленные ударные соединения.
Вместе с постройкой и вводом в строй атомных подводных лодок, военно-морское командование предприняло попытку создать надводный корабль с атомной энергетической установкой. Результатом такого решения стал спуск на воду в 1961 году первого атомного авианосцы «Энтерпрайз». Корабль был построен в единственном экземпляре. Сказалась его большая стоимость и отсутствие у высшего военного руководства четкого представления о том, каким должен быть многоцелевой ударный авианосец с ядерным реактором на борту. Этот корабль стал испытательным полигоном, на котором отрабатывались технические приемы управления, обслуживания и обеспечения надводных кораблей такого класса.
Спуск на воду последнего авианосца CVN-62 «Джон Ф. Кеннеди» типа «Китти Хоук» в 1968 году совпал по времени с закладкой второго тяжелого авианосца класса «Нимиц». Новый корабль должен был стать головным кораблем целой серии авианосных судов нового поколения и нового класса. Это были корабли совершенно иного типа. К этому времени изменилась, как сама концепция постройки судов этого типа, так и подходы в системе управления и организации авианосных соединений на флоте.
Новый авианосец имел ядерную энергетическую установку. Водоизмещение корабля составляло уже почти 100 тыс. тонн. Длина полетной палубы составляла 317 метров. Для того времени (1975 год) это был самый крупный боевой корабль, спущенный на воду. Планировалась постройка еще 10 однотипных судов в течение последующих 30 лет. Предполагалось, что первые пять судов должны качественно улучшить и увеличить количественно авианосную группировку ВМС США. Последующие суда будут вводиться в строй по мере износа авианосцев ВМС США более ранней постройки. К 2000 году американский флот должен был стать полностью атомным.
Следом за головным кораблем, авианосцем класса «Nimitz» под номером CVN-68, в строй вошли следующие суда:
- CVN-69 «Дуайт Эйзенхауэр» введён в эксплуатацию 18 октября 1977 года;
- CVN-70 «Карл Винсон» введён в строй 13 мая 1982 года;
- CVN-71 «Теодор Рузвельт» вступил в состав флота 25 октября 1986 года;
- CVN-72 «Авраам Линкольн» вошел в состав флота 11 ноября 1989 года;
- CVN-73 «Джорж Вашингтон» зачислен в состав флота 4 июля 1992 года;
- CVN-74 «Джон К. Стеннис» введён в состав флота 9 декабря 1995 года;
- CVN-75 «Гарри Трумэн» вступил в строй 25 июля 1998 года;
- CVN-76 «Рональд Рейган» вошел в состав флота 12 июля 2003 года;
- CVN-77 «Джордж Буш” введён в состав флота 12 июля 2003 года.
Авианосец «Джорж Буш» является последним кораблем класса «Nimitz», который введен в строй. Следующим этапом в программе кораблестроения ВМС США стал новейший авианосец «Джеральд Р. Форд», которые введен в строй в июле 2017 года.
В 1992 году боевая структура авианосных соединений была преобразована. Существующие авианосные боевые группы, подобие тех соединений, с которыми американский флот воевал на Тихом океане во время Второй Мировой войны, были преобразованы в авианосные ударные группы. Основным ударным элементом такой группы становился американский авианосец, способный нести 60-80 самолетов различных классов. Помимо авианосной компоненты в состав группы входили корабли других классов. По штату в АУГ входят 1-2 ракетных крейсера, 3-5 эсминца, фрегаты и 1-2 атомные подводные лодки.
На сегодняшний день в составе ВМФ США имеется 10 авианосных ударных групп, которые базируются в разных частях света. Последняя 11-я АУГ находится только в стадии формирования. Где будет нести службу новый авианосец до сих пор неизвестно, однако вероятно это будет район Индийского океана или Дальний Восток.