Форд

Супергигант авианосец «Джеральд Р. Форд» вошел в строй

СОДЕРЖАНИЕ
0
14 сентября 2017

Много сегодня говорят о бесполезности больших кораблей, строительство которых сравнимо с военным годовым бюджетом развитой страны. Однако, несмотря на это, там где имеются финансовые, технические и экономические возможности, большие корабли строили и продолжают строить сегодня. Соединенные Штаты являются одной из таких стран, где авианосцы продолжают сходить со стапелей с завидной регулярностью. Причем от судна к судну, наглядно увеличиваются размеры кораблей, растет их боевая мощь и соответственно боевые возможности. Американский авианосный флот продолжает прочно удерживать пальму первенства самого крупного и мощного в мире. В любой точке планеты базируются авианосные ударные группы, готовые в любой момент стать действенным инструментом американской военно-политической стратегии.

Авианосец Джеральд Р. Форд

Авианосец Джеральд Р. Форд

В настоящее время администрация США делает ставку на ударные атомные авианосцы, которые представляют собой огромный передвижной военно-оборонительный комплекс. На ограниченном пространстве сосредоточено самое сложное и современное оборудование, высокотехнологичные средства вооружений. Оснащенные силовыми установками на ядерном топливе, такие корабли могут бесконечно долго находиться в море, выполняя самые различные боевые задачи. Последним из спущенных на воду судов этого класса стал новейший многоцелевой авианосец CVN-78 «Джеральд Р. Форд», вошедший в строй в мае 2017 года. Проектирование, строительство и ввод в строй этого гигантского корабля положили начало новому классу военных судов – «супер-авианосцев» класса Gerald R. Ford.

Откуда взялась тяга к гигантомании в американском военно-морском флоте

Сегодня Военно-морской флот США имеет в своем составе только атомные авианосцы. «Последний из могикан» авианесущий корабль CVN-67 «Джон Ф. Кеннеди» с обычной двигательной установкой был выведен из состава флота в 2007 году. С этого момента основная ударная сила американского флота представлена 10 авианосными ударными группами, центральным звеном которых являются 10 атомных авианосцев класса «Нимиц». Новейший 11-й по счету корабль «Джеральд Р. Форд» только вступил в строй. Для последнего американского супер-авианосца авиационная ударная группа еще только формируется. Корабль получит постоянный порт приписки и встанет в один ряд со своими старшими братьями.

Нимиц

Нимиц

За более чем столетнюю историю своего активного существования авианосец, как боевой корабль, претерпел целый ряд кардинальных изменений. Изменились не только тактико-технические характеристики корабля, его размеры, скорость и водоизмещение. Сам корабль стал многофункциональным и универсальным. Если ранее авианосцы имели радиус действия, ограниченный дальностью полета самолетов палубной авиации, то сегодня авианосец располагает практически безграничными техническими средствами и возможностями. Реактивная авиация привела к тому, что потребовалось увеличить не только размеры полетной палубы, но и сами размеры кораблей. Самолеты являются основным оружием авианосца, поэтому чтобы сохранить количественный состав авиационного крыла и сделать корабль по-настоящему мощным и эффективным, потребовалось значительно увеличить его размеры. Соответственно выросло и водоизмещение авианосцев.

К примеру, водоизмещение кораблей класса «Эссекс» составляло 35 тыс. тонн. Более поздние тяжелые авианосцы класса «Мидуэй», принимавшие участие в Корейской войне 1950-1953 гг., имели уже водоизмещение почти в два раза большее – 60 тыс. тонн.

Мидуэй

Мидуэй

Последующие за судами с обычной силовой установкой корабли с ядерным реактором на борту, весили уже более 90 тыс. тонн. Размеры такого гиганта поражали воображение. Для обслуживания судов такого класса, каким являлся первый американский атомный авианосец «Энтерпрайз», специально построили два сухих дока, один в Сан-Диего, а другой в Норфолке, на главной базе военно-морского флота США.

Следующие авианосные корабли класса «Нимиц» стали продолжением концепции гигантомании, которая охватила весь американский флот. Водоизмещение судов превысило отметку 100 тыс. тонн. Корабли могли нести на борту до 90 самолетов и других летательных аппаратов. Если первые авианосцы больше напоминали плавучие гаражи, то последние атомные американские авианосцы стали ударными многоцелевыми комплексами. Не стал исключением и новый авианосец, названный в честь 38-го Президента США Джеральда Р. Форда. Его водоизмещение также составило более 100 тыс. тонн и это без учета авианосного крыла, которое позже начнет базироваться на судне.

Чем дальше, тем больше. Размеры корабля – это 337 метров, больше чем длина трех футбольных полей.

Форд

Форд

Этапы строительства супер-авианосца

Огромные размеры корабля объясняются желанием разместить на нем как можно больше самолетов пятого и шестого поколения и других летательных аппаратов, как пилотируемых, так и беспилотных. Срабатывают и другие факторы, которые обусловили создание таких больших по размеру и по водоизмещению судов. Крупный корабль, несмотря на его высокую стоимость, имеет хороший жизненный цикл. Послевоенные авианосцы служили по 20-30 лет, не говоря уже о том, что новые суда, оснащенные атомными двигательными установками, служат еще дольше. Заложенные в конструкцию технические возможности позволяют постоянно совершенствовать корабли в соответствии с веяниями времени. Исходя из этого, формировался и технический ресурс современных авианосцев класса «Джеральд Р. Форд», который рассчитан на 50 лет.

Головной корабль нового типа был заложен осенью 2009 года. Планировалось, что первый корабль этого класса заменит вышедший на пенсию последний атомный авианосец класса «Энтерпрайз». Без учета стоимости самолетов и технического оснащения авиакрыла сумма контракта на постройку новейшего авианосца перевалила все ранее существующие пороги. По оценкам экспертов военного бюджета Пентагона, налогоплательщики заплатили за строительство корабля CVN-78 почти 13 млрд. долларов.

На верфи

На верфи

Только проектная часть по созданию нового корабля обошлась американской казне в колоссальную сумму. Первоначально отведенная компании «Northrop Grumman Shipbuilding» сумма на проектирование и строительство супер-авианосца в 5,1 млрд. долларов, была пересмотрена и увеличена в два раза.

Темпы строительства нельзя назвать быстрым. На август 2011 года, спустя два года после закладки судна готовность по корпусу составляла всего 50%. По другим механизмам и агрегатам корабль был готов на 25-35%. Только к концу в 2012 года судостроителям верфи в Ньюпорте удалось выйти на расчетные темпы строительство головного авианосца. Весной 2013 года корабль получил последние важные компоненты, оборудование и машины. Оставалось только завершить работу с установкой рабочих валов, довести до завершения корпусные работы. На корабле активно велась прокладка основных линий коммуникаций и инженерных сетей. Много времени занял монтаж и калибровка радиолокационного оборудования, устанавливаемого на боевой корабль.

Три года корабль доводили до ума. Существует версия, что судостроители специально не торопились с окончанием работ. На новом корабле должн был устанавливаться новый атомный реактор и вспомогательные агрегаты силовой установки. К тому же, подходили к завершению летные испытания истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35С, которые будут составлять основу авиакрыла.

Ф-35

Ф-35

После окончания доработок и исправлений летом 2017 года корабль вышел впервые на ходовые испытания. Торжественная церемония передачи флоту головного корабля, нового многоцелевого авианосца «Джеральд Р. Форд» состоялась 22 июля 2017 года. Кораблю был присвоен порядковый номер CVN-78.

Боевые возможности грозного новичка

Несмотря на то, что такой корабль обладает огромной боевой мощью и представляет собой совершеннейший и сложнейший механизм, действовать в одиночку ему не придется. В настоящее время идет формирование состава авиационной ударной группы, которая обеспечит боевую устойчивость всего соединения и обеспечит выполнение поставленных задач. Вместе с авианосцем, как правило, в авианосную ударную группу (АУГ) входят:

  • одна, две атомные подводные многоцелевые подводные лодки;
  • два крейсера класса УРО;
  • три, четыре эсминца класса УРО.

Помимо боевого ядра группа имеет свои корабли снабжения и боевого обеспечения. Этот принцип формирования боевых частей АУГ планируется сохранить и для новейшего супер-авианосца CVN-78.

АУГ

АУГ

Сам авианосец — гигант может похвастаться следующими параметрами:

  • ядерная силовая установка, состоящая из 3 реакторов, мощностью до 300 тыс. л/с.;
  • скорость хода около 30 узлов;
  • автономность плавания составляет 100 суток при неограниченной дальности хода;
  • экипаж судна, включая пилотов авиакрыла, технический палубный персонал, подразделение морской пехоты и членов аварийных команд насчитывает приблизительно 4660 человек.

На корабле должно с комфортом разместиться до 90 летательных аппаратов. Основная ударная сила будет представлена уже проверенными и испытанными палубными модификациями самолетов F/A-18E/F Super Hornet и новыми бомбардировщиками F-35C. На палубе и в ангарах внутри корабля будут размещаться также самолеты радиолокационной разведки, вертолеты SH-60 и целый ряд новых беспилотных летательных аппаратов.

Карта-схема

Карта-схема

В качестве оборонительного вооружения на гиганте будут установлены зенитно-ракетные комплексы «Си Спарроу», класса корабль-воздух, задача которых будет поражение воздушных целей на расстоянии до 50 км.

Несмотря на огромную стоимость головного корабля, уже сегодня планируется закладка двух других однотипных авианосцев нового поколения CVN-79 «Джон Ф. Кеннеди» и CVN-80«Энтерпрайз». Новые суда следует ожидать не ранее 2025 года, когда ресурс первых, имеющихся на вооружении, авианосцев класса «Нимиц», будет исчерпан.

Комментировать
0
    Это интересно