Крейсер "Киров"

Крейсер «Киров» проекта 1144 – символ советской военно-морской мощи

СОДЕРЖАНИЕ
0
29 ноября 2017

Современный Российский Военно-Морской Флот имеет полное право гордиться фактом наличия в его составе самых крупных в мире надводных ударных кораблей. Советский тяжелый атомный крейсер «Киров» проекта 1144 стал первым кораблем подобного типа, дав старт началу строительства отечественного океанского атомного флота. Последующие за ним три других однотипных корабля положили конец господству американского флота на просторах мирового океана. В этом контексте интересны история создания советских атомных крейсеров, анализ их реальных боевых возможностей и место в истории развития военных флотов.

Крейсер "Киров"

Предпосылки создания советских атомных крейсеров

Военно-морская стратегия, которую проповедовали ведущие морские державы в 60-х годах, четко обозначила значение и место военного флота в современных военно-политических условиях. Соединенные Штаты активно продвигали идею глобального охвата. Это концепция предусматривала полный контроль над океанскими просторами, включая прибрежные акватории и внутренние моря. Соответственно для реализации такой стратегии требовался большие и хорошо вооруженные военные корабли, способные в составе соединений действовать в любой точке планеты. Советский Союз в условиях нарастающей гонки вооружений не мог оставаться в стороне. Военно-политическое руководство страны прилагало огромные усилия для создания океанского военного флота, который сумел бы стать эффективным инструментом сдерживания экспансионистских планов Запада.

Советские корабли проекта 58

Советский Военно-Морской флот к началу 60-х годов XX века представлял собой довольно сложную и громоздкую структуру, которая слабо отвечала требованиям современной морской войны и вызовам общей геополитической обстановки. В техническом плане советский ВМФ значительно отставал от американского флота. Основной ударной силой, не считая подводные лодки, в советском флоте являлись морально устаревшие артиллерийские крейсера. В такой ситуации советское правительство и военное руководство приняло решение о создании для отечественного флота первых ракетных крейсеров. Результатом конструкторских решений стали корабли проекта 58. Это были первые советские ракетные крейсера типа «Грозный», которые по принятой в СССР классификации относились к Большим Противолодочным Кораблям. Планировалось построить 16 таких кораблей, однако впоследствии ограничились постройкой всего 4 судов. На судьбе первых советских ракетных крейсеров отразился стремительный темп гонки морских вооружений, которая заставляла постоянно искать новые технические и технологические решения.

Большой отпечаток на развитие флота накладывала военно-морская концепция развития и строительства советского военно-морского флота. Основная задача, которую решал флот, заключалась в противодействии подводным лодкам вероятного противника. Соответственно, в этом ключе шло строительство флота. Ставка делалась на эсминцы и БПК. Идеи о создании ударных кораблей, способных противостоять авианосным соединениям американского флота, витали в высоких кабинетах Министерства Обороны СССР. Моряки также осознавали необходимость появления в советском ВМФ мощных кораблей дальней морской зоны, равноценных или превосходящих иностранные боевые единицы.

Крейсер проекта 1134

До появления на морских просторах советского атомного крейсера «Киров» проекта 1144 была предпринята попытка решить задачу путем строительства ударных кораблей с обычной энергетической установки. Серия из 4-х БПК проекта 1134, вооруженных противокорабельными ракетами П-35, должна была стать противовесом первым американским атомным крейсерам типа «Лонг Бич», которые стали с 1961 года поступать на вооружение ВМС США. В дальнейшем эти корабли были проклассифицированы в ракетные крейсера. Пока на стапелях советских судостроительных заводах строились корабли типа «Адмирал Зозуля» проекта 1134, велись работы по созданию атомоходов, вооруженных ударным ракетным вооружением. Стремительное развитие технологий, особенно в области строительства компактных атомных реакторов, обеспечили реальную почву для скорейшего создания новых ракетных крейсеров с атомной энергетической установкой.

Соответственно, новый проект получил следующий по номенклатуре шифр 1144.

Проектирование и этапы строительства

Первоначальный вариант предполагал строительство военного корабля, обладающего высокой боевой устойчивостью. Чтобы решить задачу комплексно, рассчитывали строить одновременно два корабля, способных в паре решать одновременно две задачи. Один корабль должен был иметь на вооружении ударные средства вооружения, другое боевое судно решало задачи противовоздушной обороны. Однако ввиду дороговизны проекта, от такой концепции пришлось отказаться. Новые советские ударные корабли должны были стать универсальной боевой платформой, способной самостоятельно решать все тактические и стратегические вопросы. Акцент делался на преимущество противолодочной обороны, поэтому параметры водоизмещения новых атомоходов варьировались в пределах 8-10 тыс. тонн.

Эскиз проекта 1134

Проектантом выступило Ленинградское Северное проектно-конструкторское бюро. В ходе разработки проекта постоянно менялась концепция нового корабля. Проблему представлял комплекс вооружений, которым должен был обладать новый крейсер. Появление на вооружении кораблей вероятного противника противокорабельных ракетных комплексов только подстегнуло работы в этом направлении. В результате длительных споров и прений было решено вооружить советские атомные крейсера противокорабельными ракетами, совместив одновременно и противолодочные и ударные функции.

Такое решение неизбежно привело к значительному увеличению размеров корабля и к росту водоизмещения. Первоначально запланированные 8-10 тыс. тонн были явно маловаты для судна такого класса, учитывая увеличенные требования к технической и к боевой оснащенности судов. В конечном итоге утвержденный в 1972 году проект атомного противолодочного крейсера, был уже далек от тех требований, с учетом которых начиналась работа.

По задумке создателей новый корабль должен нести на борту все современные средства корабельных вооружений, быть оборудован техническими средствами, обеспечивающими решение широкого спектра боевых задач. Закладка головного судна, которое получило название «Киров», состоялась 26 марта 1973 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Строился корабль как противолодочный атомный крейсер. Только в 1977 году советские атомоходы перевели в класс тяжелых атомных ракетных крейсеров.

Спуск "Кирова" на воду

Следует отметить, что строительство корабля шло крайне медленно. Сказывалось отсутствие опыта строительства таких крупных боевых судов, оснащенных ядерной энергетической установкой. В качестве вспомогательного двигателя на корабле устанавливалась резервные дизельные двигатели, которые должны были обеспечить движение огромному кораблю в аварийных ситуациях. Спуск головного корабля состоялся в 1977 году. Последующие два года тяжелый ракетный крейсер достраивался на плаву, и только в 1980 году корабль стал полноценной боевой единицей Советского Военно-Морского Флота. Местом базирования ТАРК стала гавань Североморска.

Следующие корабли проекта 1144 строились и вводились в строй в следующем порядке:

  • ТАРК «Фрунзе», начало строительства 1978 год, спуск на воду 31 октября 1984 года;
  • ТАРК «Калинин» заложили в мае 1983 года, спущен на воду в декабре 1988 года;
  • ТАРК «Куйбышев», «Юрий Андропов» заложен в 1986 году, спущен на воду в апреле 1998 года под названием «Петр Великий».

"Петр Великий" на стапеле

Последний, пятый ТАРК «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» так и остался на бумаге. Заказ на строительство корабля получен в 1988 году, однако в 1990 году принято решение отказаться от постройки атомного крейсера.

В дальнейшем после развала Советского Союза эти корабли стали основным ядром нового возрождающегося Военно-Морского флота Российской Федерации. ТАРК «Киров» был переименован в «Адмирал Ушаков». Крейсера «Фрунзе» и «Калинин» получили новые названия в честь двух других прославленных русских адмиралов Лазарева и Нахимова.

Особенности конструкции тяжелых атомных крейсеров проекта 1144

Оценивая проект можно смело говорить о том, что в Советском Союзе сумели создать боевые корабли, которые не имеют аналогов в современных иностранных флотах. Тяжелые атомные ракетные крейсера по своим размерам и водоизмещению можно сравнивать с линейными кораблями. При длине корпуса в 250 метров корабль имел полное водоизмещение свыше 25 тыс. тонн. Такими размерами могли похвастаться только американские авианосцы. Атомные ракетные крейсера ВМФ США типа «Лонг Бич» и «Вирджиния» были не только меньше по размерам, но и уступали советскому монстру водоизмещением, 17500 и 11300 тонн соответственно.

Конкуренты советских ТАРК

Советский атомный крейсер «Киров» имел энергетическую установку, состоящую из двух паровых турбин мощностью 70 тыс. л/с каждая. При отказе реактора, пар для турбин поступает от дизельных парогенераторов. В обычном варианте эксплуатации крейсер мог развивать скорость до 30 узлов. При работе вспомогательной двигательной установки скорость хода составляла 14 узлов.

Автономность плавания составляла 60 суток при неограниченной дальности хода. На корабле были созданы соответствующие условия для размещения экипажа в условиях дальних и длительных походов. Всего на судне имелось 1600 помещений различного назначения. Обитаемое и жилое пространство было представлено 170 каютами и кубриками различной вместительности. Для офицерского и мичманского состава имелись одноместные и двухместные каюты. Матросы и старшины располагались в 30 кубриках по 8-30 человек.

Кают-компания "Кирова"

Комфорт на судне обеспечивался душевыми комнатами. В распоряжении экипажа крейсера были две бани и сауны с бассейном. На корабле впервые в истории советского флота имелся отдельный санитарно-медицинский блок, в состав которого входили поликлиническое отделение, аптека, физиотерапевтический кабинет, операционная и стационарное отделение – лазарет. Офицерский состав мог собираться в двух просторных и уютных кают-компаниях, оборудованными средствами связи, кондиционерами и бытовой видеоаппаратурой. На судне так же имелась собственная телевизионная студия. Кабельная сеть корабля позволяла экипажу просматривать кинофильмы и другие кино-видеоматериалы, не покидая своих кубриков и кают.

Экипаж советского атомохода составлял 744 матросов, мичманов и офицеров. Такая численность экипажа обусловлена огромным количеством технического оборудования, установленного на корабле. Особого внимания заслуживает система и средства вооружений советских атомных ракетных крейсеров Проект 1144. Главное оружие, которым обладали новые корабли – это противокорабельные ракетные комплексы «Гранит». Ракеты П-700, каждая весом до 7 тонн, могла нести боевую часть массой 500-750 кг в обычном варианте или ядерную боеголовку мощностью 500Кт.

"Гранит"

Боевые ракеты располагались в подпалубном пространстве в специальных пусковых установках. Старт осуществлялся в наклонном положении под углом 60°, после чего ракета ложилась на заданный курс. Особенность системы «Гранит», которая стала логическим продолжением более ранней системы «Базальт», заключалась в увеличенной скорости полета, доходящей на отдельных режимах до отметки 2,5 Мах. К тому же ракеты П-700 были оснащены устройством многовариантного определения целей и приборами, противодействующими создаваемым помехам. Ракета могла летать на разных высотах, включая сверхмалые высоты над уровнем воды. Дальность полета варьировалась в диапазоне от 145 км до 700 км, в зависимости от выбранной цели и оснащения боевой части.

Вооруженные таким мощным наступательным оружием советские атомные крейсера за рубежом прозвали «убийцами авианосцев». Противокорабельная ракета П -700 «Гранит» могла поразить любой современный корабль. Для уничтожения таких целей, как авианосец требовалось попадание 3-4 ракет. На ТАРК «Киров» имелось 20 таких ракет, поэтому любое соединение кораблей, оказавшееся в зоне действия советского корабля, могло стать реальной целью.

"Форт"

Обладая огромной ударной мощью, советские атомоходы имели и другие средства вооружения. Как обычно, на корабле имелась усиленная система ПВО, в основе которой лежали два ЗРК «Форт С300Ф». Все двенадцать пусковых установок ЗРК могли обеспечить круговую противовоздушную оборону на всех дистанциях. Помимо основного зенитно-ракетного вооружения на корабле стояли ЗРК ближнего действия «Оса-МА». Серьезным дополнением к огневой мощи крейсера были два артиллерийских 100-мм. артустановки АК-100.

Ближние подступы к судну прикрывали автоматические скорострельные установки АК630М калибром 30-мм. На корабле было установлено 4 объединенных артиллерийских комплекса по две башни в каждом.

АК630М

Не обошли внимание конструкторы корабля и противолодочную функцию. Для борьбы с подводными лодками крейсер имел совершенные гидролокационные станции и приборы управления огнем. На крейсерах имелась вертолетная площадка и ангар для размещения 3-х противолодочных вертолетов Ка-25 и Ка -27ПЛ. Главным инструментов для борьбы с подводными лодками противника являлись гидроакустичесий комплекс «Полином» и торпедно-ракетный противолодочный комплекс «Метель», позже замененный на «Водопад».

Исходя из перечисленного, можно сделать вывод, что советские ТАРК типа «Киров» несли практически всю номенклатуру современных морских средств вооружения. По своей технической оснащенности и энерговооруженности советские корабли являются лучшими в мире.

В заключение

Боевая эксплуатация советских атомных крейсеров пришлась на период разрядки. Вместе с тем, крейсер «Киров» неоднократно выходил в море, демонстрируя свое присутствие в самых горячих точках планеты. Северный флот, в состав которого входил ТАРК «Киров» считался самым мощным и боеспособным флотским соединением в СССР.

"Киров" у стенки

С наступлением в СССР периода серьезных политических преобразований и тяжелой экономической ситуации самые крупные боевые корабли флота вынуждены были в конце 90-х годов большую часть времени простаивать в местах постоянного базирования. Тяжелый атомный крейсер «Киров», оказавшийся на момент распада советского государства в базе, так и остался стоять на приколе. С 1990 года корабль так и не вышел больше в море. Почти четверть века корабль продолжал молча ржаветь у стенки. Средств на модернизацию корабля не было. Российский флот в 90-е годы переживал тяжелые время. Первенцу серии кораблей проекта 1144 было суждено уйти со сцены. Службу в составе флота продолжили его меньшие братья, ТАРК «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов». Самый современный, спущенный на воду тяжелый атомный крейсер «Петр Великий» находится на боевом посту, оставаясь самым мощным и боеспособным кораблем Российского Военно-Морского флота.

Комментировать
0
    Это интересно