Советское наследие

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» — живая легенда Российского ВМФ

СОДЕРЖАНИЕ
1
24 апреля 2018

Российский военно-морской флот продолжает трудный путь превращения в мощный и современный вид вооруженных сил, способный обеспечить решение поставленных целей и задач в духе времени. Работа идет по разным направлениям, каждое из которых подтягивает за собой другие. Разрабатываются проекты новых боевых судов, строятся корабли по утвержденным проектам. Однако немалая доля боевой эффективности российского флота сегодня определяется состоянием кораблей-ветеранов, как осуществляется текущая модернизация боевого ядра флота. Доставшиеся в наследство от ВМФ Советского Союза эти суда еще продолжают оставаться грозными боевыми единицами, способными противостоять агрессивным намерениями условного противника.

Советское наследие

Наследство Советского ВМФ можно оценивать по-разному. Большинство кораблей, несмотря на прочность конструкции, морально устарели и подлежат утилизации. Однако существует ряд судов, которые и сегодня могут достойно нести Андреевский флаг, находясь в боевом составе российских флотов. Одним из таких кораблей, безусловно, является ракетный крейсер Маршал Устинов постройки 1982 года. Спустя 30 лет это корабль продолжает оставаться в строю, составляя вместе с атомным ракетным крейсером «Петр Великий» основное боевое ядро Северного флота.

Крейсер "Маршал Устинов"

Постройка корабля: особенности конструкции

Советские ракетные крейсера (в военной терминологии РКР) строились в ответ на усиление авианосных группировок ВМФ США. К середине 80-х годов американцы уже имели в своем составе 4 авианосные группы во главе с атомными авианосцами класса «Нимиц». Это крупное боевое соединение кораблей могло автономно действовать в любом уголке земного шара, оказывая военное давление на потенциального противника. Советское руководство и Главный Штаб ВМФ соответственно искали способ эффективной нейтрализации подобной угрозы. Выходом из создавшегося положения могла стать постройка и ввод в строй мощных океанских кораблей, вооруженных ударными ракетными комплексами.

Американские авианосные группы

Предполагалось, что каждый из четырех флотов Советского Союза получит по два таких корабля, способные свести на нет обозначившееся превосходство американцев на море. Нельзя сказать, что советское военно-морское руководство было не готово к подобному повороту событий. Новый корабль, обладающий мощным ракетным вооружением и имеющий обычную двигательную установку, находился в разработке. Работы в Северном Проектно-конструкторском бюро велись еще с 1972 года, когда конструкторы получили техническое задание на разработку проекта 1164 «Атлант».

Корабли этого проекта представляли собой «золотую середину», которую предпочло советское военно-морское руководство. Новые ракетные крейсера должны были обладать ударной мощью атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан», однако в постройке и в обслуживании обходиться в несколько раз дешевле. Такой корабль должен был иметь следующие тактико-технические данные:

  • водоизмещение до 10000 тонн;
  • длина корпуса 180-190 метра;
  • мощность газотурбинной установки 110 тыс. л.с.;
  • максимальная скорость хода должна быть не менее 34 узла;
  • ориентировочная численность экипажа 500-550 человек.

Крейсер на стапеле

Такая внушительная платформа могла позволить установить на ней мощный комплекс вооружений. Ракетный крейсер проекта 1164 предполагалось вооружить ударным ракетным комплексом «Базальт», морской версией ЗРК С-300, торпедными аппаратами. В качестве вспомогательных средств вооружения корабль должен был нести артиллерийские установки калибром 100-мм. и зенитные комплексы ОСА. При таком арсенале новый советский крейсер становился смертельно опасным  для военного корабля любого класса. Первый головной корабль проекта 1164 получил название «Слава». Его заложили в октябре 1976 года на стапелях Николаевского кораблестроительного завода. Это предприятие стало родиной всех последующих судов данного проекта.

Первоначально планировалось дать флоту 10 кораблей этого класса, однако в реальности удалось заложить и завершить постройку только четырех:

  • РКР «Слава» — флагман Черноморского флота, сдан в эксплуатацию в 1983 году;
  • ракетный крейсер «Маршал Устинов», переданный Северному флоту в 1986 году;
  • ракетный крейсер «Варяг», вступивший в строй Тихоокеанского флота в 1989 году;
  • четвертый корабль серии РКР «Украина» так и остался стоять недостроенным на стапеле Николаевского завода.

Спуск нового корабля на воду

Сегодня три из перечисленных кораблей находятся в строю, неся Андреевский флаг на Севере, на Дальнем Востоке и на Черном море. Последний корабль «Украина» после развала Советского Союза планировалось достроить и ввести в строй ВМС Украины. Однако в силу экономических и политических причин корабль так и остался стоять у заводской стенки. На сегодняшний день властями Украины принято решение вместо консервации приступить к утилизации недостроенного судна.

Основные преимущества крейсера «Маршал Устинов»

Второй корабль серии проекта 1164 заложили в 1978 году. Первоначально судно носило название «Адмирал флота Лобов». Строительство велось долгие четыре года и имело трудности с подбором вооружений. Наконец в 1982 году в торжественной обстановке корпус корабля коснулся водной глади Южного Буга. В течение последующих лет осуществлялась установка на корабле основных узлов и агрегатов. Корабль получил современное по тем временам радионавигационное оборудование, автоматизированные комплексы управления огнем. Силовая установка, сконструированная на Николаевском заводе «Заря», была на то время одной из лучших в мире как с точки зрения практичности, так и с точки зрения экономичности. В 1986 году накануне передачи корабля представителям флота, судну присвоили новое название, данное в честь Министра обороны СССР маршала Устинова.

Ракеты "Базальт", стрельба

Последующим местом службы ракетного крейсера стал Северный флот, где СССР пытался создать в те годы мощную ударную группировку надводных кораблей. Постоянная угроза северному флангу со стороны флотов стран НАТО вынуждала советское военно-морское командование держать на Севере мощные и боеспособные корабли. Однако до тех пор, пока корабль добрался до своего постоянного порта приписки, крейсеру пришлось нести в течение года службу в Средиземном море, входя в состав 5-й оперативной средиземноморской эскадры ВМФ СССР.

Крейсер представлял собой мощный и современный корабль, способный на равных противостоять соединениям 6-го флота США, господствующего в средиземноморской акватории. Советский корабль располагал не только большим запасом хода, превышающим 7000 миль, но и обладал высокими скоростными качествами. Основным козырем советского крейсера «Маршал Устинов» являлось его вооружение. Советские противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» могли нести со сверхзвуковой скоростью боевой заряд массой 500 кг на расстояние до трехсот морских миль. Таких грозных игрушек на борту корабля было 16 штук, расположенных с двух бортов в удобных и компактных контейнерах. Попадания двух ракет П-500 в крупный корабль класса авианосца могли оказаться фатальным.

Ракета "Базальт"

Появление в составе советского оперативного соединения на Средиземном море корабля с таким вооружением, мгновенно лишало американцев преимущества. Их авианосцы и корабли охранены оказались совершенно безоружными перед фактом наличия такой огромной огневой мощи.

Не забыли советские кораблестроители о собственном оборонительном вооружении. На крейсера класса «Слава» устанавливались ЗРК С-300 «Форт», способные полностью контролировать все воздушное пространство в радиусе 5-75 км в диапазоне высот 25-25000 метров. Имея на борту 64 пусковые установки ЗРК, советский крейсер обеспечивал воздушное прикрытие всему соединению кораблей. Ближние подступы к кораблю контролировали ЗРК «Оса» и автоматы АК-630. С таким объемом вооружений советские крейсера класса «Слава» проекта 1164 считались самыми сильными надводными кораблями на море, имеющими обычную силовую установку.

Модернизация крейсера

Крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 «Атлант» на боевой службе

Пройдя в составе Средиземноморской эскадры обкатку всех своих основных узлов, крейсер направился на свою постоянную базу в Североморск. До 1996 года, когда холодные воды Баренцева моря приняли ТАРКР «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов» был флагманом Северного флота ВМФ СССР. Корабль к тому времени успел нанести дружеские визиты в США и в Канаду, посетив главную базу американского флота — порт Норфолк. После развала Советского Союза, корабль под тем же именем вошел в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации.

Визит крейсера в США

За годы боевой службы с 1986 по 1994 год корабль прошел около 200 тыс. миль. Конструкция корабля, его основные узлы, агрегаты и основные системы наглядно продемонстрировали совершенство конструкторской мысли советских инженеров. Единственным элементом корабля, который нуждался в ремонте, являлась энергетическая установка. В 1994 году корабль становится на плановый ремонт у стенки Петербургского завода «Северная верфь». Впоследствии корабль неоднократно подвергался модернизации, каждая из которых имела свои цели и задачи. Последняя модернизация, проведенная на северодвинском морском заводе «Звездочка» проходила в 2011-2016 годах. Корабль получил новое и современное навигационное оборудование. Изменился на крейсер и состав вооружения. Вместо грозных ПКР «Базальт» крейсер получил более мощные противокорабельные ракеты П-1000 «Вулкан».

Модернизация на "Звездочке"

Модернизация показала, что при грамотном техническом подходе срок службы кораблей проекта 1164 может быть продлен еще на 10-15 лет. Конструкция корабля позволяет осуществлять замену устаревших систем энергообеспечения, менять электронное оборудование на новое. Основные узлы системы управления кораблем сегодня полностью обновлены и отвечают поставленным целям.

В заключение

Для ракетного крейсера проекта 1164 «Маршал Устинов» судьба уготовила длинную и почетную службу. После последней модернизации крейсер снова несет боевую службу в составе 43-й дивизии ракетных кораблей. Вместе с ТАКР «Адмирал Флота Кузнецов» и ТАРКР «Петр Великий» крейсер проекта 1164 продолжает оставаться ударным ядром Северного флота. Последние новости о техническом состоянии корабля, возраст которого на сегодняшний день составляет 36 лет, свидетельствуют о том, что все основные системы корабля и конструкция находятся в удовлетворительном состоянии. Износ корпуса и основных конструкционных узлов составляет не более 70%.

Крейсер в составе 43-й дивизии

В таком состоянии корабль способен регулярно совершать морские походы, однако в целях безопасности, радиус действия корабля сегодня ограничен акваторией Баренцева моря.

Комментировать
1
  • http://instagram.com/vsvsvsvsvs63 Yu Sveta

    Здравствуйте все. Очень интересная и познавательная статья, многое нового для себя узнала. Например что усовершенствование при грамотном техническом методе период службы кораблей 1164 продлён ещё на 10, 15 лет.

Это интересно