WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Гордость отечественного флота — нестареющий и легендарный ракетный крейсер «Москва»

Появление в 80-х годах XX века в составе советского Военно-Морского Флота ракетных крейсеров проекта 1164 поставило под сомнение морское владычество ВМС США. Авианосные ударные группировки, созданные военно-морским командованием Соединенных Штатов – детище «политики авианосцев», в один момент оказались уязвимыми и беззащитными перед угрозой со стороны новых советских ударных кораблей. Тактико-технические характеристики, которыми обладает ракетный крейсер «Москва» — один из представителей семейства ракетных крейсеров типа «Атлант» — реальное тому подтверждение.

Крейсер «Москва»

Место ракетных крейсеров в структуре современного флота

В 70-е годы стало очевидным, что в США сделали ставку на развитие авианосного флота. Показательной во многих отношениях стала война во Вьетнаме, где основной ударной силой являлась морская авиация. Авианосец превратился в удобный и эффективный военно-политический инструмент, способный локально решать тактические задачи. Закладка в США атомного авианосца типа «Нимиц» заставила советское военное руководство искать адекватное ответное средство для достижения паритета на море. Советский Союз не располагал техническими возможностями для создания в кратчайшее время мощного авианосного флота. Было принято решение создать корабли, обладающие мощным ударным вооружением, способные действовать на океанских просторах.

Американские авианосные группы

Решение задачи лежало на поверхности. Если в американском флоте основу ударной мощи всегда составляли авианосцы, то в советском ВМФ эта функция будет возложена на ракетные крейсера. Этот класс кораблей уже присутствовал в составе ВМФ Советского Союза. Достаточно вспомнить тяжелые атомные крейсера типа «Киров» проекта 1144. Эти громадные корабли с ядерной силовой установкой строились в качестве противовеса растущей мощи авианосных сил американского флота. Советские атомные ракетные крейсера были самыми крупными и самыми мощными боевыми кораблями, вокруг которых в дальнейшем формировалось основное боевое ядро флота. В первую очередь это касается Северного и Тихоокеанского флотов — флангов, на которых имеется необходимый оперативный простор, присутствует огромная по протяженности береговая линия. Со временем корабль этого класса должен был появиться и на Черном море, где требовалось сдерживать экспансию американцев на Средиземноморском морском театре.

ТАРК "Киров"

Единственным минусом данного проекта являлась высокая стоимость кораблей. Строить их в больших количествах было тяжелым бременем для советских судостроительных верфей. Требовалось найти компромиссное решение. Нужен был корабль меньших размеров, с обычной силовой установкой, однако по мощности вооружений не уступающий отечественным ТАРК типа «Киров». И главное, стоимость проекта — она должна быть соразмерной потребностям флота и состоянию отечественной экономики.

В высоких кабинетах Главного Морского Штаба и в Министерстве Обороны СССР была даже разработана концепция нового корабля. Это должен был быть крупный боевой корабль, по водоизмещению и типу бортового вооружения относящийся к классу крейсеров. Основное назначение корабля сводилось к следующему:

  • усиление своим присутствием военно-морской группировки отечественного флота в любой точке мирового океана;
  • борьба с ударными соединениями кораблей флотов вероятных противников;
  • сдерживание агрессивных устремлений флота вероятного противника на морских флангах вблизи морских рубежей СССР;
  • несение патрульной службы в районах наиболее вероятного появления крупных соединений флота.

Назначение корабля в точности передает мотивы, которыми руководствовалось советское военно-морское руководство при выработке технического задания, на основе которого разрабатывался и создавался проект 1164. Новые ракетные крейсера должны стать промежуточным звеном между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров», пополнив своим присутствием ударные силы флота.

Эскиз проекта 1164

Строительство ракетных крейсеров в Советском Союзе стало для американцев «холодным душем». Комплекс вооружений, который был установлен на новых советских кораблях, мореходные качества кораблей сделали их настоящей грозой для американского флота. Неслучайно советские ракетные крейсера типа «Атлант» получили на Западе прозвище – «убийцы авианосцев».

На сегодняшний день «атланты» продолжают боевую службу в составе российского флота, считаясь едва ли не самыми мощными боевыми кораблями. На Северном флоте в строю находится ракетный крейсер «Маршал Устинов». Тихоокеанские рубежи страны оберегает однотипный корабль — флагман Тихоокеанского флота крейсер «Варяг». На Черноморском морском театре несет боевую службу гвардейский ракетный крейсер «Москва».

Четыре крейсера

Проектирование и закладка головного корабля проекта 1164

В отличие от атомных ракетных крейсеров, в новом проекте ставка сделана на обычную силовую установку. Газотурбинные двигатели были конструктивно меньше, что соответственно уменьшало технические размеры корабля и его водоизмещение. Небольшое водоизмещение стало основным лейтмотивом, которым руководствовались разработчики проекта. Всю техническую документацию по проекту создавали в Северном проектно-конструкторском бюро. Коллектив этого КБ имел большой опыт проектирования крупных океанских судов, поэтому работы по проекту 1164 двигались быстро и слаженно.

Проект 1164

Работы над проектом включали в себя три основных направления:

  • создание корпуса корабля, обладающего высокими мореходными качествами;
  • оснащение корабля газотурбинными двигателями с высоким технологическим ресурсом;
  • создание технической и технологической базы для размещения ударных средств вооружений.

Новый корабль предполагалось оснастить противокорабельным ракетным комплексом П-500 «Базальт», ракеты которого будут способны поражать любые надводные цели на расстоянии до 500 км.

В середине 70-х годов проектные работы по новому кораблю завершились, после чего в 1976 году последовала закладка головного корабля проекта 1164. Местом строительства стал судостроительный завод в Николаеве (Украина). Изделие с заводским номером 2008 получило гордое и легендарное название – «Слава». Это имя корабль носил до 1996 года, когда было принято решение переименовать ракетный крейсер. Головной корабль проект 1164 «Слава» — флагман Черноморского флота РФ, стал гвардейским ракетным крейсером «Москва».

Корабль строился долго. Это объясняется тем, что основное вооружение корабля — ракетный комплекс «Базальт» — не был доведен до конца. Крейсер в течение трех лет стоял у заводской стенки. В 1982 году состоялась приемка корабля Государственной комиссией, после чего его отправили на ходовые испытания. В 1983 году ракетный крейсер был зачислен в состав Черноморского флота, став в один момент самым мощным кораблем на всем Черноморско-Средиземноморском морском театре.

Спуск на воду

Основные детали и особенности конструкции корабля

Корабль получился отменный. Мощный стремительный корпус длиной 186 метров имел благородные формы и конфигурацию. Водоизмещение крейсера составляло 11380 тонн. От проектных 10 тыс. тонн пришлось отступить, установив на корабль дополнительные дизельные двигатели и генераторы в качестве резервной двигательной установки. При этом скорость корабля соответствовала проектным данным – 32 узла. Запас топлива обеспечивал крейсеру дальность хода в 6000 миль при экономичном 18-ти узловом ходе.

Автономность плавания составляла 30 суток. Жизнь и боевую службу корабля обеспечивал экипаж численностью 510 человек.

Еще на стадии проектирования было принято решение о последующем строительстве 10 кораблей проекта 1164. Однако впоследствии решили остановиться на 6 судах этого класса. Остальные вакансии предполагалось отдать под атомные тяжелые крейсера типа «Орлан». В реальности николаевским корабелам удалось построить и передать флоту только три крейсера.

Четвертый ракетный крейсер проекта 1164 «Украина» так и остался стоять у заводской стенки. Сегодня этот корабль находится на консервации. Существует большая вероятность того, что корпус судна ввиду большого физического и технологического устаревания конструкции будет разобран на металл.

Ракетный крейсер "Украина"

Остальные суда, включая головной корабль серии, продолжают сегодня службу в составе российского ВМФ. Гвардейский ракетный крейсер «Москва» на сегодняшний день остается флагманом Черноморского флота. Его младший собрат, ракетный крейсер «Маршал «Устинов» бороздит холодные воды северных морей. Третий из построенных судов, крейсер «Варяг» является флагманом Тихоокеанского флота.

Современная ситуация

Несмотря на свой приличный возраст — корабли находятся на службе почти 30 лет, российские ракетные крейсера «Москва», «Маршал Устинов» и «Варяг» продолжают оставаться сильнейшими кораблями отечественного флота. Залогом долголетия является хорошо продуманный конструктив корабля, мощный технологический ресурс, заложенный в конструкцию кораблей. По своей огневой мощи отечественные ракетные крейсера превосходят все зарубежные аналоги. В настоящее время все ракетные крейсера проекта 1164 перевооружены на более новые и совершенные ракетные комплексы П-1000 «Вулкан». Корабли дополнительно оснастили совершенными средством ПВО, установив 8×8 ПУ ЗРК С-300Ф «Форт».

Крейсер "Москва" в Средиземном море

В таком виде ракетные крейсера продолжают нести боевую службу в составе действующих флотов. Ракетный крейсер «Москва» постоянно находится в море. Боевые походы чередуются с плановыми ремонтными мероприятиями. По интенсивности использования ракетный крейсер не имеет равных среди других кораблей российского ВМФ. Только за последнее десятилетие, начиная с 2007 по 2017 год, корабль прошел 35 тыс. морских миль. На данный момент корабль входит в состав оперативного соединения кораблей ВМФ Российской Федерации в Восточном Средиземноморье.