WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Крейсера «Варяг» — два корабля, два символа двух эпох

Для России Дальний Восток в силу своей удаленности от центральных районов страны всегда был регионом особых интересов. Начиная с того момента, когда на берегах Амура и в Приморье стали появляться поселения и города, Россия вынуждена была держать здесь военные корабли. Символом российской военно-морской мощи на Тихом океане по праву считаются военные корабли, носящие гордое имя «Варяг». Сегодня это имя носит мощнейший гвардейский ракетный крейсер «Варяг», а почти 100 лет назад, это имя было написано на борту другого военного судна. Бронепалубный крейсер I ранга Российского Императорского флота «Варяг» стал символом несгибаемого мужества русских моряков, которые своим подвигом вписали название корабля в славную историю Российского военно-морского флота.

Две эпохи

Американская родословная русского крейсера — героя

Создание военного флота на восточных окраинах огромной империи было делом трудным и затратным, однако, в силу геополитического положения России, обязательным. Особенно это стало актуально на рубеже веков. Именно в период конца XIX — начала XX века обострились политические противоречия в Тихоокеанском регионе. Япония, выйдя из добровольной изоляции, стремилась занять свое место в мировой политике, Китай, раздираемый внутренними противоречиями, представлял собой огромный неосвоенный рынок. Соединенные Штаты, Великобритания, Франция и Германия также заявляли свои экономические и политические права на территории в этой части света. Россия, имея непосредственный выход в Тихий океан, никак не могла оставаться в стороне от решения спорных политических моментов, назревших на Дальнем Востоке. Военно-политическое противостояние оставалось вопросом времени. Тем более что Япония, подстегиваемая западными политиками и финансируемая западным капиталом, открыто перешла к вооруженной конфронтации. Сначала жертвой японских милитаристов стал Китай, позже пришла очередь Российской Империи ощутить на себе все прелести крупного военного конфликта и тяжесть современной морской войны.

Театр военных действий

В таких условиях основной вооруженной силой России на Дальнем Востоке являлся Императорский военный флот. С конца XIX века в российских высших эшелонах власти среди военной верхушки прослеживалась стойкая тенденция к усилению военно-морского присутствия Империи в этом взрывоопасном регионе. Были созданы постоянные отряды военных судов, базирующиеся на порт Владивосток. Для нужд флота на Тихом океане стали строиться новые мощные корабли, броненосцы, крейсера, миноносцы и канонерские лодки. Отечественные верфи были под завязку загружены заказами от военно-морского ведомства. Активно участвовали в постройке новых кораблей иностранные компании. Верфи Германии, Франции, Великобритании и США строили для России бронепалубные крейсера и эскадренные броненосцы.

"Варяг" в США

Гордостью Императорского флота мог стать строившийся в США «Варяг», бронепалубные крейсер I ранга, готовившийся для ведения крейсерской войны на Тихом океане. Действительно корабль по своим техническим характеристикам, по обводам корпуса и элегантности палубных надстроек считался на то время одним из самых современных военных судов. Однако реальность оказалась далеко не такой радужной, как планировалось. В ходе строительства корабля были допущены целый ряд технических нарушений, которые оказались в дальнейшем неизлечимыми болезнями военного корабля. Вместо быстрого и мощного военного корабля, Российский флот получил корабль-картинку, который на деле оказался далеко не той боеспособной единицей, на которую рассчитывало российское военно-морское командование.

Главная болячка нового русского крейсера заключалась в недостаточном эксплуатационном ресурсе его машин. Паровые котлы системы Никлосса не могли развить достаточную для быстрого хода тягу. В конструкции корабля имелись и другие технические недостатки, которые уже проявились в ходе ходовых испытаний. Стоял вопрос о возврате корабля американцам для последующих исправлений, однако назревавший военный конфликт с Японией, заставил изменить решение Заказчика. Бронепалубный крейсер «Варяг» в 1900 году был передан Российскому Императорскому флоту и через год на нем был поднят военно-морской флаг.

"Варяг" на рейде Порт Артура

Что представлял собой крейсер «Варяг»

Военно-морская концепция, на основе которой Россия строила свой флот на Тихом океане, заключалась в следующем. Главной силой Империи на Дальнем Востоке должна была стать 1-я Тихоокеанская эскадра, базирующаяся на арендованный у Китая Порт Артур. По количеству крупных военных судов и по качеству вооружения, российский флот на Тихом океане должен был не уступать флоту Императорской Японии. В состав эскадры входили новейшие эскадренный броненосцы и крейсера.

Для крейсеров, подобных классу крейсера «Варяг» отводилась роль рейдеров, которые должны были действовать на морских коммуникациях противника. Этому способствовала высокая скорость хода, большая дальность плавания и мощное вооружение. Однако такая концепция оказалась недостаточно проработанной. Русские крейсера, строившиеся для подобных целей, выходили очень дорогими и громоздкими. «Варяг» имел водоизмещение 7000 тонн. Для каперских операций вполне подходили вооруженные пароходы, а не дорогостоящие бронепалубные крейсера. К тому же, в ходе военных действий во время русско-японской войны российским крейсерам пришлось участвовать в эскадренных сражениях. Боевое участие кораблей этого класса в несвойственных для них боевых столкновениях показало слабость артиллерийского вооружения и недостаточную броневую защиту.

Схема "Варяга"

При таком большом водоизмещении корабль имел 152-мм орудия главного калибра. Несмотря на то, что количество орудий главного калибра было доведено до 12 шт., корабль был не приспособлен для морского боя с равноценными и превосходящими силами. Этому способствовали и слабость основного бронирования. Палуба и траверзы были защищена всего 38мм. броней. Защиту машинного отделения и артиллерийских погребов, по мнению конструкторов, должны были обеспечить угольные ямы. Артиллерийские орудия не имели броневых щитов, что ставило под сомнение боевую эффективность артиллерии корабля.

Тем более что во время эксплуатации крейсера выявился значительный перерасход угля. Для дальних морских походов корабль становился слишком прожорливым. Имея длинный список недостатков, крейсер стал первым русским военным кораблем, которому пришлось первому принять участие в боевых действиях. Злую штуку с крейсером сыграла и его дислокация накануне войны. Для крейсера была определена роль стационера в корейском нейтральном порту Чемульпо. «Варяг» должен был представлять интересы Российского Императорского Флота в Корее и в других нейтральных портах Тихого океана. Гибель крейсера «Варяг» во время боя у корейского порта Чемульпо 27 января 1904 года стала не только славной страницей в истории российского флота, но и показала ошибочность концепции развития крейсеров в России начала XX века.

Затопление "Варяга"

Корабль вынужден был вступить в эскадренный бой с превосходящим противником. В результате боя российский крейсер получил серьезные повреждения материальной части и большую убыль в людях. Практически вся артиллерия корабля была уничтожена, к тому же крейсер имел повреждения двигательной установки, неспособной дать крейсеру высокую скорость. Не имея возможностей для сопротивления и в целях сохранения жизней членов команды корабля, командование крейсера приняло решение затопить судно.

"Варяг", поднятый японцами

В дальнейшем уже в ходе других столкновений на море, русские бронепалубные крейсера также вынуждены были выполнять несвойственные им функции, участвуя в эскадренных морских баталиях. Россия в русско-японскую войну потеряла весь свой океанский флот. Задачи, которые возлагались на бронепалубные крейсера, оказались неуместными в ходе конфликта. Слабо защищенные и недостаточно вооруженные быстроходные русские крейсера были не готовы к изменившейся тактической и стратегической обстановке на море.

Продолжение славных традиций

Спустя 85 лет со дня гибели российского «Варяга» у корейского порта Чемульпо, советский Тихоокеанский флот пополнился мощным современным кораблем. Гвардейский ракетный крейсер «Варяг», введенный в состав флота в октябре 1989 года, продолжает сегодня оставаться флагманом Тихоокеанского флота, гордо неся на борту славное и легендарное название.

Крейсер "Варяг" в море

Ракетный крейсер представляет собой военный корабль проекта 1164 «Атлант», строившийся на Николаевском судостроительном заводе им. 61 комиссаров. Мощные корабли должны были стать промежуточным звеном между более крупными тяжелыми крейсерами типа «Киров» с ядерной силовой установкой и ракетными эсминцами проекта 956 типа «Сарыч». Благодаря мощному противокорабельному вооружению советские крейсера проекта 1164 должны были стать адекватным ответом американским авианосным группам, господствовавшим на океанских просторах.

Первоначально предполагалась постройка 10 кораблей этого класса, однако в дальнейшем решено было ограничиться шестью единицами. Новые корабли должны были усилить корабельные группировки Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов. В реальности постройка судов ограничилась всего 4-мя судами. Три из них «Слава», «Маршал Устинов» и «Варяг» были построены и сданы флоту. Четвертый корабль «Украина» так и остался стоять у заводской стенки Николаевского судостроительного завода, продолжая недостроенным ржаветь и в наши дни.

Проект 1164

Ракетный крейсер «Слава» стал в дальнейшем флагманом Черноморского флота, получив новое имя «Москва». Его меньший собрат крейсер «Маршал Устинов» продолжает служить на Северном флоте. Третий корабль, которому первоначально хотели дать название «Червона Украина», под именем «Варяг» был отправлен служить на Тихий океан.

Как и славный предшественник, новый корабль также тяжело строился и долго вводился в эксплуатацию. Заложенный в 1983 году, корабль только спустя 6 лет был принят в состав Военно-Морского Флота СССР. Еще на стадии строительства в конструкции корабля была внесена масса технических исправлений и добавлений, в результате которых корабль существенно отличается от головного корабля проекта 1164.

Новый флагман Тихоокеанского флота имел следующие параметры:

  • водоизмещение более 11 тыс. тонн;
  • мощность силовой установки составляла 13 тыс. л/с;
  • дальность плавания корабля составляла свыше 7 тыс. морских миль;
  • максимальная скорость хода 32 узла.

Как видно из приведенных данных, новый «Варяг» также имеет высокие скоростные данные и большую дальность хода. Как и его предшественник, ГРКР крейсер проекта 1164 «Варяг» имеет мощное корабельное вооружение. Противокорабельный комплекс П-1000 «Вулкан» представляет собой грозную и сокрушающую силу. Ракеты класса «поверхность-поверхность» способны поразить любое современное военное судно, включая такие гиганты, как американские атомные авианосцы типа «Нимиц». Таких подарочков на борту советского, а теперь российского крейсера, имеется 16 штук. Такая огневая мощь способна рассеять любое корабельное соединение иностранного флота.

"Варяг", стрельбы

На сегодняшний день, когда на улице 21 век, крейсер продолжает оставаться в составе флота. Сегодня этот корабль постоянно находится в море, участвуя в тактических учениях и представляя военно-морской флаг России за рубежом. Новости, которые подаются в СМИ, свидетельствуют о том, что корабль находится в удовлетворительном техническом состоянии. Плановый ремонт корабля планируется провести в период до 2020 года, однако эта дата стоит под вопросом, ввиду отсутствия четкого определения места подобных кораблей в новой морской стратегии развития современного флота.